рейтинг блогов

Ибо только вы одни по праву называетесь мужчинами

топ 100 блогов loreley1021.10.2021
Как божественный Август издал закон и обратился к женатым, а затем к холостым.

Ибо только вы одни по праву называетесь мужчинами

«Когда же на этих играх всадники с большой настойчивостью стали требовать отмены закона о холостяках и бездетных*,
Август собрал на Форуме отдельно тех из них, кто не был женат, а отдельно — тех, у кого были жены и дети.

Увидев, что первых было намного больше, чем вторых, он обратился к женатым со следующими словами.

 «Хотя вас и немного для столь огромного города, и вы намного уступаете численностью другим, которые не желают нести никаких обязанностей, но что касается меня, то я тем более хвалю вас именно за это и выражаю вам глубокую благодарность, так как вы отличились повиновением и способствуете пополнению родного народа.

 И в самом деле, благодаря тем, кто ведет такой образ жизни как вы, римлян в будущем станет огромное множество. Ведь поначалу наш народ был крайне немногочисленным, но затем мы, позаботившись о заключении браков и рождая детей, превзошли всех не только мужеством, но и многолюдностью.

Помня об этом, мы должны искать утешения от смерти в вечной смене поколений, подобной эстафете с факелами, чтобы жизнь (как огонь), переходя от одного поколения к другому, дала нам то единственное, чего нам недостает для божественного блаженства, а именно – бессмертие.

Именно поэтому тот первый и величайший бог, который сотворил нас, разделил род смертных людей пополам,
сделав одних мужчинами, а других женщинами,  внушил им любовь и потребность в соитии,  чтобы связь между ними приносила плоды,  и постоянная цепь рождений принесла бы даже смертным вечную жизнь.

Также и среди богов одни считаются принадлежащими к мужскому полу, другие — к женскому, и предания гласят, что одни боги породили других, а эти последние произошли от первых. Так что даже у них, несмотря на то, что боги ничуть не нуждаются в этом, брак и рождение детей являются добродетелью.

Таким образом, вы поступили правильно, и подражая Богам, и следуя примеру отцов, чтобы, как они дали жизнь вам, так и вы производили на свет новое поколение, чтобы, как вы считаете и называете их своими предками, так и ваши дети именовали и почитали вас.

Прекрасные деяния, совершенные вашими отцами, они со славой передали вам, чтобы вы передали их следующему поколению.
Имущество, накопленное вашими отцами, они оставили вам, чтобы вы оставили его тем, кого произвели на свет.

* Законы Божественного Августа были направлены на повышение рождаемости и ограничивали неженатых и бездетных лиц в правах.
Закон о регулировании браков обязывал всех римских граждан вступать в брак с целью произвести законное потомство.
В законе содержались возрастные ограничения, при которых человек обязан был вступить в брак, и обширный список вознаграждений и привилегий для тех, кто производит законное потомство.
По закону о браках сословий (Lex lulia de maritandis ordinibus), - мужчины, в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет, - не состоящие в браке и не имеющие в браке детей - исключались из участия в общественных играх и празднествах (≈ не пускали в кино, в парки развлечений ит.п., и отключали интернет).
Так же они исключались из наследства своих родителей, и не могли получать собственность, оставленную им по завещанию кем бы то ни было.
Наличие же семьи и детей давало денежные, карьерные (
преимущественное право в получении государственных должностей, повышения в должности), юридические и налоговые льготы.


Разве может быть что-либо лучше, чем жена — благоразумная, хранящая домашний очаг, хозяйственная, воспитывающая детей, радующаяся, когда ты здоров, ухаживающая за тобой, когда ты болен, разделяющая твои успехи и утешающая в несчастье, укрощающая твой неистовый характер в молодости и смягчающая твою старческую раздражительность в пожилые годы?

 Разве не приятно взять на руки и признать своим ребенка, получившего жизнь от вас обоих, вскормить и воспитать его, подобие и твоего тела, и твоей души, так что, когда он вырастет, то станет вторым тобой?

Разве не в том состоит высшее счастье, чтобы оставить после своей смерти своим собственным преемником и наследником как рода, так и имущества того, кто произошел от тебя самого, и хотя ты умрешь, как предназначила природа людям, но будешь продолжать жить в нем и не исчезнешь совсем, даже если сам погибнешь на войне или во время чумы.

Таковы выгоды в частной жизни для тех, кто женится и производит на свет детей, а для государства, ради которого мы должны делать многое даже против воли, разве не является превосходным и необходимым, если города и народы будут жить, если вы будете править другими, а все остальные будут вам повиноваться, и будет достаточное множество людей, чтобы в мирное время возделывать землю и бороздить моря, упражняться в искусствах и заниматься ремеслами, а на войне тем ревностнее защищать свое достояние, что за спинами воинов — их семьи, и вставать в ряды войска на место павших?


Поэтому вас, о мужи, - ибо только вы одни по праву называетесь мужчинами,-  и отцы, ибо и это звание вы, как и я сам, достойны носить,  - за это люблю вас и восхваляю, и воздаю вам должное теми наградами, которые я для вас уже учредил, а кроме того, сделаю так, что вы будете гордиться и новыми почестями и должностями, так что вы и сами приобретете очень многое, и детям оставите не меньше.


А теперь я перейду к другой группе, чьи действия не могут сравниваться с вашими и чья награда, следовательно, будет прямо противоположной. Так вы узнаете не только из моих слов, но даже больше из моих дел, насколько вы превосходите их.»



Сказав это, он одарил некоторых из них тут же, присовокупив к этому щедрые обещания, а затем отправился к другой части собравшихся и обратился к ним с такими словами:


«Как же мне назвать вас? Мужчины? Но вы не исполнили никакой из обязанностей мужчин.
Граждане Рима? Но вы губите Город, насколько это в ваших силах.
Римляне? Но вы стремитесь к тому, чтобы это имя исчезло.

Во всяком случае, кто бы вы ни были и какое обращение вам бы ни нравилось, но я поражен, как много вас тут собралось.

Мне бы больше хотелось, чтобы тех, других, с которыми я беседовал ранее, было столько же, сколько я вижу здесь вас.
А больше всего я желал бы, чтобы вы стояли в их рядах.
А если нет, то чтобы вас вообще не было!

 Кто бы вы ни были, но вы, не думая ни о божественном промысле, ни о заботах ваших предков, стремитесь к тому, чтобы истребить весь наш род, сделав его смертным на самом деле, уничтожить и погубить весь народ римский.

Что же останется от рода человеческого, если и все другие народы станут вести себя так же, как и вы?
Поскольку вы возглавили их, то именно вы заслуженно оказались бы виновниками всеобщей гибели.
Но если даже никто другой не последует вашему примеру, разве не по праву вы навлечете на себя ненависть за то, что вы пренебрегаете тем, чем никто другой не пренебрегает.

Беспечно относитесь к тому, к чему никто другой так не относится, вводите такие порядки и обычаи, что все народы, если они станут подражать вам, погибнут, а если отвергнут их, то покарают вас.

Ведь мы караем убийц, именно потому, что не все у нас убийцы, не прощаем святотатцев, поскольку не каждый грабит храмы, и кто бы ни был уличен в том, что совершает недозволенное, он наказывается именно потому, что он один или с немногими соучастниками совершает что-то такое, чего не совершает большинство.

Но даже если перечислить самые худшие преступления, то все они ничто, по сравнению с тем, которое совершаете вы, и не только каждое из них, если сопоставлять их с вашим поодиночке, но и все преступления вместе взятые по сравнению с одним-единственным этим вашим преступлением.

Ибо на вас лежит скверна  человекоубийства, потому что вы не производите на свет тех, кто должен быть вашими потомками.
Вы кощунствуете, ибо обрекаете на исчезновение доставшиеся вам от предков имена и почести.
Вы богохульники и святотатцы, ибо способствуете угасанию ваших родов, учрежденных богами, и уничтожая самый великий из их священных даров — человеческую жизнь,  ниспровергаете этим и священные обряды, и храмы Богов!

Но вы губите и государство, не подчиняясь его законам, и предаете родину, делая страну бесплодной и лишенной потомства.
Больше того, вы разрушаете ее до основания, оставляя без будущих обитателей, ибо страна — это люди, а не безлюдные дома, портики и площади!

Представьте себе, какой праведный гнев охватил бы Ромула, нашего родоначальника, если бы мог он сравнить историю своего собственного рождения* с тем, как обстоит дело у вас, не желающих производить детей от законных браков.

* Царь Амулий, опасаясь, что его племянница Рея Сильвия родит претендентов на престол, насильно сделал её весталкой. Однако Рея Сильвия все равно родила двух близнецов – Ромула и Рема.

Как разгневались бы его соратники-римляне, которые даже похитили чужих девушек*, если бы узнали, что вы не любите наших собственных!
Они произвели на свет потомство от жен из враждебного племени, а вы не имеете детей даже от наших гражданок!

* Имея недостаток женщин, римляне разослали по соседним народам предложения о браках, но получили отказ. Тогда они решили похитить женщин, что привело к войне между сабинянами, требовавшими вернуть женщин, и римлянами – отказавшихся женщин возвращать.

В какую ярость пришел бы Курций*, который готов был умереть ради того, чтобы у женатых мужчин не отнимали жен!
Как негодовала бы Герсилия*, которая сопровождала свою дочь на свадьбу и учредила для нас все брачные обряды!

 Отцы наши ради брака даже вступили в войну с сабинянами и прекратили воевать, когда их жены и дети примирили их с врагами; по этому поводу они дали торжественные клятвы и заключили договор, а вы и это всё делаете напрасным. *
Зачем?
Не для того ли, чтобы никогда не прикасаться к женщинам, подобно тому, как вечные девы весталки исполняют обет безбрачия?
Но тогда вас, как и их, надо сурово карать за любое беспутство.*

* Меттий Курций, предводитель сабинян, вступивших в войну с римлянами после похищения сабинянок. Бился с Ромулом.
* Герсилия — сабинянка.  Согласно Плутарху она была единственной замужней женщиной среди захваченных сабинянок. Стала женой Ромула.
* Примирение римлян и сабинян, и их совместное поселение, было ключевым моментом образования Рима.
* Весталок, потерявших девственность, замуровывали заживо. Август, очевидно, предлагает так же поступать и с не девственными, но при этом не женатыми мужчинами.


Я понимаю, что моя речь кажется вам суровой и жестокой.
Однако врачи многих лечат, прижигая их тела каленым железом и разрезая ножом, если больной не может быть исцелен никаким иным способом.
А если кого-то из вас мои слова приводят в негодование, то разве ваше поведение не заставляет негодовать и меня, и всех остальных римлян намного больше?
Так что, если вы и вправду сердитесь, то измените свой образ жизни, чтобы и я сменил упреки на похвалы.

И в прежние времена никому не было позволено пренебрегать браком и деторождением.
Уже в самом начале, когда впервые закладывались основы государственного строя, одновременно издавались и подробные законы на этот счет, и впоследствии было принято немало решений сенатом и народом, которые вряд ли стоит перечислять.*

Я, со своей стороны, увеличил наказание для тех, кто не повинуется (этим законам), чтобы вразумить вас страхом быть наказанными, а для повинующихся я установил награды более многочисленные и значительные, чем те, которые даются за любую другую заслугу, чтобы хотя бы этим, если не удается ничем другим, побудить вас к женитьбе и деторождению.

 Вы же не стали ни стремиться к каким-либо из этих наград, ни бояться каких-либо наказаний, относясь с презрением ко всем этим установлениям и попирая их ногами, словно вы не живете ни в каком государстве!

Вы говорите, что избрали себе необременительную, свободную жизнь, жизнь без жен и детей.
Но тогда вы ничем не отличаетесь от разбойников.
*

И уж конечно, не ради удовольствия пребывать в одиночестве вы обходитесь без жен, и нет среди вас никого, кто бы ел один или спал один.
Напротив, вы желаете иметь свободу для распутства и разврата.

 Я разрешил вам свататься к девушкам, которые находятся еще в нежном возрасте и не созрели для брака, чтобы вы, приобретая звание будущих мужей, остепенились и жили как домовитые семейные люди.*

Я позволил тем из вас, кто не принадлежит к сенаторскому сословию, брать в жены вольноотпущенниц, чтобы тот, кто будет расположен к этому из-за любви или привязанности, мог вступить в такой брак, не нарушая закон.

* Установления, относящиеся к бракам и деторождению, были введены в Риме еще Ромулом. Ср.: Dion. Hal. Ant. Rom. II. 15.1-2; 25. 1-7; IX. 22. 2.
*  Разбойники опустошают страну, сбиваются в шайки для грабежа и живут без жен.
*  По закону Юлия о браках сословий, женихи, заключившие помолвку, в отношении получаемых льгот приравнивались к женатым.


К тому же я не стал принуждать вас к этому, но дал вам вначале целых три года, чтобы подготовиться, а позднее — еще два.
И даже таким образом, прибегая и к угрозам, и к уговорам, предоставляя отсрочки и обращаясь к вам с просьбами, я не добился ничего.
Вы же и сами видите, насколько вас больше, чем семейных мужчин.

Вам бы уже следовало обеспечить нас таким же количеством детей, сколько вас здесь, а еще лучше — в несколько раз большим.
Каким же иным способом продолжат существование наши роды, как же сохранится наше государство, когда мы не женимся и не заводим детей?
Не ожидаете же вы, что люди, которые унаследуют ваши и общественные богатства, будут вырастать прямо из земли, как в мифах!
Нет, неугодно богам и неправильно, чтобы пресекся наш род, чтобы имя римлян исчезло вместе с нами, чтобы Город был отдан каким-то другим людям — эллинам или варварам.

Разве мы не освобождаем рабов главным образом потому, чтобы сделать из них как можно больше граждан? Разве мы не уступаем гражданские права союзникам, чтобы нас стало больше?

А вы, будучи римлянами по рождению, называя своими предками Марциев, Фабиев, Квинциев, Валериев, Юлиев, стремитесь к тому, чтобы вместе с вами самими умерли и эти роды, и их имена?
Мне стыдно уже оттого, что я был вынужден сказать такое.

Остановитесь же в своем безумии и, наконец, задумайтесь о том, что у Города нет никакой возможности выжить, когда одни во множестве умирают от болезней, а другие во множестве погибают на войне, если его население не будет пополняться теми, кто ежечасно рождается.

И пусть никто из вас не считает, что мне неизвестно, какие трудности и неприятности бывают связаны с браком и деторождением.
Но знайте и то, что у людей нет никакого блага, к которому не было бы примешано что-то тягостное, ибо к самым многочисленным и великим благам присоединяются и самые многочисленные и великие трудности. Так что, если вы уклоняетесь от трудностей, тогда не стремитесь и к благам!
Ведь ради всего, что содержит в себе добродетель и удовольствие, нужно переносить труды и страдания — и заранее, и по достижении, и впоследствии.

Да нужна ли пространная речь с перечислением всего этого в подробностях?
Короче говоря, если и есть какие-то тягости в браке и деторождении, то примите во внимание и лучшие стороны того и другого, и вы обнаружите, что блага более многочисленны и убедительны.

И действительно, помимо прочих благ, которые по природе присущи семейной жизни, также и установленные по закону награды, за малую часть которых многие даже идут на смерть, должны бы побудить каждого из вас повиноваться мне.

Так разве не постыдно, если ради того, за что другие даже жертвуют собой, вы не желаете заводить себе жен и воспитывать детей?

Я же, о граждане (ибо я полагаю, что убедил вас оставаться в этом звании и присовокупить к нему звание мужей и отцов), высказал вам эти упреки не потому, что это доставило мне удовольствие, но по необходимости.
Не из вражды или ненависти к вам, но с любовью и надеждой на то, что я приобрету и множество других граждан, похожих на вас, чтобы мы, обитая у законных очагов и имея дома, полные потомства,  приблизились бы к богам вместе с женами и детьми, и теснее сошлись бы друг с другом, одинаково рискуя всем и равно пожиная плоды надежд, которые мы возложили бы на них.

Разве был бы я хорошим правителем, если бы стал терпеть, видя то, что вас становится всё меньше и меньше?  Разве имел право называться вашим отцом, если вы даже не воспитываете детей*?

Так что, проявите желание стать и мужьями, и отцами, чтобы не только вы приобрели это звание, но и я мог бы оправданно носить его».

Произнеся такие речи перед обеими группами собравшихся, он затем еще более увеличил награды тем, кто имеет детей,
а среди остальных отделил женатых, но бездетных, от холостяков, назначив им разные наказания*, и предоставил и тем и другим еще один год для того, чтобы проявить повиновение его воле и за это время искупить свою вину...

* Аллюзия на титул самого Августа «отец отечества» как «отец отцов».
* Наказанием для женатых, но бездетных, была потеря половины наследства и завещательных отказов, а для неженатых — полный запрет на получение наследства и собственности по любым завещаниям.

Так обстояли дела в Риме».

(с) Дион Кассий

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Светопреставление!!!!! Из твиттера руководителя пресс-службы фракции КПРФ в Госдуме, депутата  Александра Ющенко: "Завтра на Марше протеста обязательно будут и депутаты от КПРФ, и рядовые коммунисты" Не, Путин реально Бог:).  Ибо только ...
Как сделать ПОМИДОРЫ по-КОРОЛЕВСКИ на зиму - вкусные маринованные помидорчики Никаких специй и листьев не нужно, однако маринованные помидорчики при этом получаются нереально вкусными. Действительно, очень вкусный рецепт помидоров по-королевски! Этот рецепт ...
Безвозвратные потери ВСУ более 100 000 Урсула фон дер Ляйен заявила, что потери ВСУ убитыми с начала войны составляют более 100 000 человек. Чуть позже, запись выступления с этим заявлением была удалена и снова опубликована, но без фрагмента про потери ВСУ. Видимо поняли, что таким ...
Выдача неиммиграционных виз США будет приостановлена с 23 августа по всей России. С 1 сентября процедура выдачи виз возобновится, но только в Москве. В американских консульствах визы выдавать не будут, пока сохраняются ограничения по численности американских дипломатов в России. Как ...
При всем крайне сложном отношении к г-ну Михалкову, не отрицаю, что совпадение моих оценок с  оценками лауреата "Оскара" льстит. Впрочем, лауреату "Оскара" совпадение его оценок с оценками лауреата "Странника" и "Меча в зеркале" не менее ...