рейтинг блогов

...и тишина! Вертолеты проекта "The Quiet One", два самых тихих вертолета в

топ 100 блогов strangernn18.06.2020
...и тишина! Вертолеты проекта The Quiet One, два самых тихих вертолета в
бесшумный вертолет "The Quiet One" (он же H500P) (кликабельно) + еще фото

В самом начале 70-х году ЦРУ задумало спецоперацию по проникновению на территорию Северного Вьетнама для установки прослушки на телефонных линиях. Все бы ничего, но как? Вертолет, необходимый для такой операции шумит так, что его за полторы мили слышно. Значит, надо сделать так, чтобы его не было слышно. И в том же году два Hughes OH-6 Cayuse были переоборудованы по проекту "The Quiet One" (он же H500P* - Penetrator). В результате, громкость звука, издаваемого вертолетом, снизилась с 91 дБ до ~71 дБ (громкость звука пылесоса, примерно), а дальность акустического обнаружения сократилась до 250 метров. Как они этого добились? Потребовался целый комплекс мероприятий.

...и тишина! Вертолеты проекта The Quiet One, два самых тихих вертолета в
X-образный хвостовой винт (кликабельно)

Первый удар был нанесен по главному виновнику шума - хвостовому винту. Оснастив его четырьмя лопастями вместо двух конструкторы сразу вдвое снизили его обороты, резко уменьшив уровень шума. Была добавлена лопасть и несущему винту - и, соответственно, обороты пятилопастного винта тоже удалось снизить на 20%, существенно понизив уровень производимого им шума, тем более, что законцовки лопастей получили новую форму (менее "грузоподъемную", но более тихую). Капитальной доработке подверглась и двигательная установка. Во-первых, она получила глушитель. Конечно, глушение выхлопа ГТД (Allison 250) занятие неблагодарное, но характерный свист выхлопа удалось свести к мощному шипению.

...и тишина! Вертолеты проекта The Quiet One, два самых тихих вертолета в
глушитель и обшитая звукопоглощающими материалами
дверца моторного отсека (кликабельно)

Чтобы уменьшить издаваемый двигателем звук ввели специальные перегородки во входном тракте двигателя, его обнесли дополнительными перегородками, установили сам ГТД на подушки и даже обклеили двигательный отсек изнутри шумопоглощающими материалами. К сожалению, на мощности двигателя это сказалось отрицательно, так что вертолет также имел дополнительные топливные баки в заднем пассажирском салоне (для компенсации постоянно повышенного режима) и систему впрыска спирта и воды для кратковременного повышения мощности двигателя.

...и тишина! Вертолеты проекта The Quiet One, два самых тихих вертолета в
Вертолет проекта "The Quiet One" на базе в Лаосе (кликабельно)

Интересной особенностью была установка тепловизора для пилотирования машины в полной темноте. Система работала, но она имела очень узкое поле зрения, да и картинка была не очень совершенной. В сочетании с изменившимися характеристиками машины и в рассуждении перспектив спецопераций пилотов пришлось изрядно переучивать. Для освоения новой техники в 1971 году пилоты проводили тренировки в той самой "Зоне 51" и только полностью освоив вертолеты перебазировались в Лаос, откуда они и проводили боевые миссии под крышей** транспортной компании Air America***.

...и тишина! Вертолеты проекта The Quiet One, два самых тихих вертолета в
усовершенствованный "The Quiet One", не добравшийся до Вьетнама (кликабельно)

Боевое применение вертолетов "The Quiet One" оказалось вполне успешным. В 1972 году они провели ряд миссий по установке прослушек на северовьетнамских коммуникациях. Как некоторые утверждают, внезапная сверхвысокая осведомленность американцев оказалась не последним фактором, который привел к успехам состоявшихся в январе 1973 года парижским переговорам о заключения перемирия.

* - почему у вертолета "штатское" обозначение? Потому что у него гражданские корни. Hughes Tool Aircraft Division еще в 1968 году начала работы по обесшумливанию вертолетов по заказу полиции Лос-Анджелеса, а то население жаловалось. Специалисты DARPA (по заявке ЦРУ) просто нашли и подхватили (оплатили) перспективную разработку.
** - крыша была настолько серьезной, что еще до прибытия "тихих" в Лаос туда доставили пару обычных Hughes 500 с такими же номерами N351X и N352X. Приучали шпионов к тому, что "такое летает", ничего особенного.
*** - одноименный фильм, в общем-то, не на 100% выдумка.

+ небольшой рассказ про Hughes 500P
+ видео, в котором есть и про H500P
+ кабина пилотов с экранами тепловизора.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Погуляв по Фергане, ночевать мы отправились в Маргилан. Ныне эти два города слились в единую агломерацию. Да и ехать то там всего 15 км. В отличие от Ферганы город древний, может быть даже древнейший в Ферганской долине, известен с IXв, население 215 тыс. Остановились в традиционном ...
«Чем вместительней бак – тем лучше»? — Не всегда. Ведь чтобы нагреть большое количество воды, потребуется либо немало времени, либо придется купить такой мощный агрегат, который ...
Не скрою, что завидую тем, кто крепко вложился в биткоины году так в десятом, тогда за 1$ можно было купить 1005 BTC, сегодня же на 1$ можно купить только 0,00018 BTC. Если совсем просто, то вложив в биткоины всего 1$ в 2010 году, сегодня, при обмене, вы бы могли получить 5 630 824 ...
Вот и настал, наконец, срок назначенной мне консультации у нейрохирурга в институте Склифасовского, которую я ждала почти два месяца (!!!). Даже не знаю, чего, собственно, я от ...