И опять несчастные майя пострадали

топ 100 блогов maoist21.06.2018 Иногда я жалею, что есть Интернет. Вот жил бы я себе припеваючи и не ведал, что творится в голове у некоторых российских учёных. А так лазаешь по сети и натыкаешься на какой-нибудь сборник, а мысль только одна: "Сделайте меня развидеть это".

Вот так я и наткнулся на опубликованный в прошлом году сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения первого якутского ученого-лингвиста С.А. Новгородова (С. А. Новгородов и проблемы письменности народов России: [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения первого якутского ученого-лингвиста С.А. Новгородова. Якутск, 2017). Не то, чтобы я его специально искал, но как-то вырулилось. Начал я со статьи "Письменность и письменные языки как социальные и гуманитарные феномены: практика и теория". Судя по названию, всё вроде нормально, да и автор - Алексей Алексеевич Бурыкин, доктор филологических и исторических наук, работающий в Институте лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге. В 1999 году, когда мы организовывали I Кнорозовские чтения, он даже нам тезисы доклада прислал про чжурчжэньское письмо. Короче, серьёзный человек. Тем сильнее был мой шок, когда в первом же абзаце я прочитал следующее: "Письменность индейцев майя, похоже, появилась благодаря каким-то случайным контактам с народами Европы (иначе не объяснить, откуда у майя книги имели форму европейского кодекса и письмо оказалось привилегией жрецов)..." (с. 38). Не полагаясь на первое ощущение, я сделал несколько глубоких вдохов и перечитал ещё раз. Потом ещё раз. Текст остался тем же самым. Помянув про себя дорогую редакцию, я дочитал статью до конца. Речь в ней в основном идёт о разработке письменностей для народов Сибири и Севера в Советском Союзе, и при чём тут майя для меня осталось полной загадкой.

Напомню, что термин "кодекс" применется для описания иероглифических рукописей майя исключительно в силу традиции. Ничего общего с европейскими кодексами (которые представлют собой подшитые теради) рукописи майя не имеют, а представляют собой длинные (от 1,45 до 6,82 м) ленты из склеенных страниц, сложенные гармошкой. И читаются они тоже не постранично, а секциями на протяжении ленты. Это еще больше противоречит европейской идее книги, чем свиток.

Однако сразу за статьёй Бурыкина я наткнулся на статью "Пиктографическое письмо в ряду изобразительных практик: к проблеме качественных и функциональных границ между разными формами деятельности" за авторством того же Бурыкина и Е.А. Окладниковой. И в та же идея предстаёт в развёрнутом виде: "Возможно, письменность индейцев Майя, дешифрованная Ю.В. Кнорозовым (после чего от него, как и от Б. Грозного, дешифровавшего хеттскую письменность, в продолжении работ удача отвернулась) имеет европейские истоки: она является как бы в готовом виде и главное – откуда еще у майя в Центральной Америке (месте, хорошо достижимом при плавании из Европы на маломерных судах и имитациях древних судов) появилась форма европейского кодекса, которая представляет собой далеко не универсальную форму объемного письменного документа" (с. 48).

Тут многое стало ясным. Гениальная идея оказалось принадлежит не А.А. Бурыкину, а Елене Алексеевне Окладниковой. Тоже доктору исторических наук и профессору, работающей на кафедре социологии и религиоведения РГПУ им. Герцена. Ну эта гражданка широко известна узкому сообществу. Это дочь великого сибирского археолога академика Алексея Павловича Окладникова, которая в своё время работала в ленинградской/питерской Кунсткамере и занималась наскальным искусством и петроглифами Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки и написала книгу "Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки (Проблема этнокультурных контактов коренного населения Северной Америки и аборигенов Сибири)" (СПб., 1995). Типичная была тихая академическая карьера, но во второй половине 90-х с Е.А. Окладникову понесло. Она стала писать про всё подряд (например, её перу принадлежит произведение "Как быть счастливой с мужем-эгоистом"), а потом увлеклась модной тогда культурологией и цивилизационным подходом. Итогом многолетней работы стало учебное пособие "Традиционные культуры Северной Америки как цивилизационный феномен" (СПб., 2003), которое оказалось настолько феерическим бредом, что обычно спокойный Юрий Евгеньевич Берёзкин разразился аж двум рецензиями (в "Антропологическом форуме" и в "Этнографическом обозрении"), характеризуя её следующим образом: "Такое может написать человек, либо уникально некомпетентный в избранной области знания, либо в целом неадекватный, либо привыкший бравировать своей безнаказанностью". ИМХО союзы "либо" были лишними, поскольку верны были все три варианта.

Учебное пособие привело к тому, что Е.А. Окладникова окончательно покинула МАЭ РАН и обосновалась в РГПУ. Там она всё больше отдалялась от американистики и занималась такими важными вещами как коммуникативный менеджмент, социология коммуникаций, технологии толерантности, этнотолерантная ментальность и т.д. Тут бы и порадоваться отчественной американистике, но похоже, что творческая мысль г-жи Окладниковой вышла на новый уровень, и она теперь разъяснила не только Северную Америку как цивилизационный феномен, но и Мезоамерику.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Плановое, ети его, отключение нашим ЖЭУ горячей воды едва не привело меня сегодня утром к глобальной катастрофе. По порядку.Подрываюсь в 7 утра, простите, до ветру. А после этого, по дурной привычке, простите ещё раз, я не могу без совершения ...
...
Номер раз: Уже ритуальная презентация книги на "Поющих фонтанах", моральные и материальные спонсоры - nheg и oz.by . Традиционно - конкурсы, призы, приколы, чай-кофе-фото с обезьянкой автором :) Придумывайте вопросы и автографы заранее, и ...
В начале 50-ых, одной из двух основных задач воздушных сил США (USAF) была защита американской территории от воздушно-атомного нападения. Средств на самые современные радары, перехватчики и системы управления ими Америка не жалела. ...
Именем принцессы Селестии и во имя дружбомагии я ответственно заявляю - броняши, нужно запилить танкогайд для новичков! Нет, серьёзно, какие-то общие советы от уважаемых статистов и просто опытных игорьков могут оказаться вполне годными и полезными. И лично я (лично я) гораздо лучше ...