И опять несчастные майя пострадали

топ 100 блогов maoist21.06.2018 Иногда я жалею, что есть Интернет. Вот жил бы я себе припеваючи и не ведал, что творится в голове у некоторых российских учёных. А так лазаешь по сети и натыкаешься на какой-нибудь сборник, а мысль только одна: "Сделайте меня развидеть это".

Вот так я и наткнулся на опубликованный в прошлом году сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения первого якутского ученого-лингвиста С.А. Новгородова (С. А. Новгородов и проблемы письменности народов России: [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения первого якутского ученого-лингвиста С.А. Новгородова. Якутск, 2017). Не то, чтобы я его специально искал, но как-то вырулилось. Начал я со статьи "Письменность и письменные языки как социальные и гуманитарные феномены: практика и теория". Судя по названию, всё вроде нормально, да и автор - Алексей Алексеевич Бурыкин, доктор филологических и исторических наук, работающий в Институте лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге. В 1999 году, когда мы организовывали I Кнорозовские чтения, он даже нам тезисы доклада прислал про чжурчжэньское письмо. Короче, серьёзный человек. Тем сильнее был мой шок, когда в первом же абзаце я прочитал следующее: "Письменность индейцев майя, похоже, появилась благодаря каким-то случайным контактам с народами Европы (иначе не объяснить, откуда у майя книги имели форму европейского кодекса и письмо оказалось привилегией жрецов)..." (с. 38). Не полагаясь на первое ощущение, я сделал несколько глубоких вдохов и перечитал ещё раз. Потом ещё раз. Текст остался тем же самым. Помянув про себя дорогую редакцию, я дочитал статью до конца. Речь в ней в основном идёт о разработке письменностей для народов Сибири и Севера в Советском Союзе, и при чём тут майя для меня осталось полной загадкой.

Напомню, что термин "кодекс" применется для описания иероглифических рукописей майя исключительно в силу традиции. Ничего общего с европейскими кодексами (которые представлют собой подшитые теради) рукописи майя не имеют, а представляют собой длинные (от 1,45 до 6,82 м) ленты из склеенных страниц, сложенные гармошкой. И читаются они тоже не постранично, а секциями на протяжении ленты. Это еще больше противоречит европейской идее книги, чем свиток.

Однако сразу за статьёй Бурыкина я наткнулся на статью "Пиктографическое письмо в ряду изобразительных практик: к проблеме качественных и функциональных границ между разными формами деятельности" за авторством того же Бурыкина и Е.А. Окладниковой. И в та же идея предстаёт в развёрнутом виде: "Возможно, письменность индейцев Майя, дешифрованная Ю.В. Кнорозовым (после чего от него, как и от Б. Грозного, дешифровавшего хеттскую письменность, в продолжении работ удача отвернулась) имеет европейские истоки: она является как бы в готовом виде и главное – откуда еще у майя в Центральной Америке (месте, хорошо достижимом при плавании из Европы на маломерных судах и имитациях древних судов) появилась форма европейского кодекса, которая представляет собой далеко не универсальную форму объемного письменного документа" (с. 48).

Тут многое стало ясным. Гениальная идея оказалось принадлежит не А.А. Бурыкину, а Елене Алексеевне Окладниковой. Тоже доктору исторических наук и профессору, работающей на кафедре социологии и религиоведения РГПУ им. Герцена. Ну эта гражданка широко известна узкому сообществу. Это дочь великого сибирского археолога академика Алексея Павловича Окладникова, которая в своё время работала в ленинградской/питерской Кунсткамере и занималась наскальным искусством и петроглифами Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки и написала книгу "Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки (Проблема этнокультурных контактов коренного населения Северной Америки и аборигенов Сибири)" (СПб., 1995). Типичная была тихая академическая карьера, но во второй половине 90-х с Е.А. Окладникову понесло. Она стала писать про всё подряд (например, её перу принадлежит произведение "Как быть счастливой с мужем-эгоистом"), а потом увлеклась модной тогда культурологией и цивилизационным подходом. Итогом многолетней работы стало учебное пособие "Традиционные культуры Северной Америки как цивилизационный феномен" (СПб., 2003), которое оказалось настолько феерическим бредом, что обычно спокойный Юрий Евгеньевич Берёзкин разразился аж двум рецензиями (в "Антропологическом форуме" и в "Этнографическом обозрении"), характеризуя её следующим образом: "Такое может написать человек, либо уникально некомпетентный в избранной области знания, либо в целом неадекватный, либо привыкший бравировать своей безнаказанностью". ИМХО союзы "либо" были лишними, поскольку верны были все три варианта.

Учебное пособие привело к тому, что Е.А. Окладникова окончательно покинула МАЭ РАН и обосновалась в РГПУ. Там она всё больше отдалялась от американистики и занималась такими важными вещами как коммуникативный менеджмент, социология коммуникаций, технологии толерантности, этнотолерантная ментальность и т.д. Тут бы и порадоваться отчественной американистике, но похоже, что творческая мысль г-жи Окладниковой вышла на новый уровень, и она теперь разъяснила не только Северную Америку как цивилизационный феномен, но и Мезоамерику.

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Столько развелось уродливых мультфильмов, телевизор включишь и шарахаешься. Такое не то, что детям, взрослым даже страшно смотреть. Вот посмотреть "Котопес", "Крутые бобры", "Привет, Арнольд!". Нарисованы такие страшилища, неужели не хватает таланта нарисовать что-то более яркое, ...
Всегда интересовал забавный феномен "верующих", особенно православных неофитов. Почему-то для них даже не столько важны вопросы своей веры, сколько обязательная убежденность в том, что атеисты тоже верят. Причем не просто своя убежденность, а ...
Вот вроде и ничего все, и вроде бы Леонид Ильич на экране - но что за дом такой? Почему без подоконников и с плоской батареей? В статье было иллюстрацией советского образа жизни с проблемным выражением эмоций. И муж почему-то в обуви дома, не в тапках. ...
Что-то лента пестрит историями о том, как мать с сыном на свидания ходит. Как жениться ему на той или на этой не дает. Не одобряет типа. Как решает-так ему жить или никак. И все такое. Короче, красной линией- она виновата. Знаю я одного такого сына. Которому четвертый десяток. Конечно ...
Человек, который перенес операцию по удалению 60-килограммовой мошонки заявил, что его жизнь превратилась в ад, так как в результате операции он остался с мужским достоинством размером в 2,5 см. Уэсли Уоррен-младший настолько отчаялся в поисках возможности избавить себя от огромной ...