И еще о митинге в Калининграде: крах особой зоны
_gothy_ — 31.01.2010 Почитав комментарии по поводу вчерашнего митинга, решил немного развить мысль предыдущего поста.1
Некоторые комментаторы предполагают, что причиной "бунта" в Калининграде является крайне низкий уровень жизни в анклаве. Это миф. Ниже я попытаюсь доказать, что причины в другом.
В Калининградской области действительно одни из самых высоких в России цен на потребительские товары, тарифы на услуги ЖКХ, ставки пресловутого транспортного налога и т.д., но и уровень зарплат, согласно статистике, соответствует среднероссийскому. А, учитывая высокий процент "серой бухгалтерии" в малом и среднем бизнесе, его превышает. Другой вопрос, что регионы "материковой" России в последние годы стали догонять Калининград по качеству жизни, но пока еще не обогнали. Среднестатистический калининградец живет не хуже жителя Рязани или Воронежа. Но - заметно хуже жителя Польши или Литвы, своих непосредственных соседей. (Это прекрасно понимал Георгий Боос, когда начинал свою карьеру губернатора. Напомню, одним из его программных лозунгов был "догнать по уровню жизни Литву и Польшу". За пять лет не получилось. Напротив, ситуация стала еще хуже).
2
Итак, о настоящих причинах "бунта на корабле" (частично, повторю то, что уже писал вчера, но это нужно для монолитности текста). Первая группа причин базируется вокруг географического положения калининградского анклава, а также экономической, политической и социально-психологической трансформации региона в постсоветский период. А она вытекает как раз из этого весьма интересного положения. Как я уже писал, в середине 90-х была придумана вполне жизнеспособная модель экономики, основанная на льготах особой экономической зоны. С каждым годом модель видоизменялась, льгот становилось все меньше, а положение предприятий, работающих в режиме ОЭЗ, - а это десятки тысяч рабочих мест - становилось все более шатким. Сегодня оно неустойчиво, как никогда.
Где экономика, там обычно и политика. В политическом плане все складывалось опять же против Калининграда. Мне трудно оценивать последствия отмены губернаторских выборов для региона или появление на карте РФ федеральных округов - наверное, на Калининград это повлияло не сильно больше, чем на другие области и края, - но вот внешнеполитические "вызовы" - вступление Литвы и Польши в ЕС, а в последующем присоединение к Шенгенскому соглашению, - отразилось на анклаве очень сильно. Заметно снизились показатели трансграничной торговли, ослабли внешнеэкономические связи, резко сократился импорт. Фактически перестал существовать класс мелких торговцев.
Добавим социально-психологический фактор, который заключается в том, что калининградцы, избалованные открытыми границами, стали осознавать, что они безнадежно отстали от своих соседей по Балтийскому региону, и это отставание в лучшем случае не сокращается. Сравнивать себя с Брянском никому в голову не приходит! Это надо четко понимать.
3
Вторая группа причин связана с "текущим политическим и экономическим моментом". Калининградская область стала пилотным регионом для осуществления целого ряда реформ. Самой болезненной получилась реформа здравоохранения. Жителям региона не могло понравиться закрытие роддомов, больниц и поликлиник, врачам не очень по душе пришлась система "подушевого финансирования" (извините за тавтологию). Я не берусь судить о качестве этих реформ, скажу лишь об их последствиях. Реформа - это всегда больно. Эту боль Калининград почувствовал раньше других. И раньше других возмутился. Про "текущий экономический момент" нужно сказать, что монополизация рынка (конечно, не калининградский феномен) очень больно ударила по малому бизнесу, традиционно сильному в анклаве. Вспомните хотя бы безуспешную борьбу мелких производителей молока, кефира и сметаны с акционерным обществом "Молоко". "Мелким" даже ФАС не может помочь!
4
Наконец, третью группу причин нужно искать во внешней конъюнктуре. Если говорить конкретно, окончательно "добил" регион финансово-экономический кризис. В условиях кризиса зашатались последние конструкции особой экономической зоны (в широком смысле этого слова; я имею в виду не только предприятия, работающие в режиме ОЭЗ, а весь социально-экономический уклад, сформированный законом 1996 года) и так ветхие и изрядно пообкусанные различными решениями федерального центра. Зашатались и рухнули. И народ вышел на улицу.
Кто-то мне возразит, что есть новая редакция закона об ОЭЗ. Которая обещает, что скоро все будет у нас в шоколаде. Сомневаюсь. Это не совсем то, что нужно Калининграду. 100 резидентов, многие из которых пока что только заявили о своем инвестиционном потенциале, не смогут решить проблему полуразрушенной экономики и повысить качество жизни до уровня Польши и Литвы. А планка пониже никого в Калининграде не устроит.