И даже у лошадей наши морды: Евгений Онегин
experiment8or — 27.01.2014 Варю борщ, глажу кошку и смотрю Евгения Онегина из Метрополитен Опера. Гергиев дирижирует, Нетребко блистает экстерьером, голосом и актерской игрой. Aртисты почти все наши люди. Но как то недополучаю я эстетического наслаждения. Pежиссерское видение не греет. Нет, я не костюмы имею в виду, и не декорации - чуть сдвинули по времени, лет на семьдесят, подумаешь.Ho! Например, как пережить явление народа господам в первом акте? Толпа дворовой челяди и прочей обслуги заваливается в господский дом с хоругвями. Вот ни с того ни с сего гуляли мимо всей толпой, зашли, развернулись и ушли восвояси без единого звука. Но с хоругвями, количеством три. Может, они всегда так ходят. И мой хоругвь со мною. Куды без него, в хозяйстве хоругвь полезна. Хоругвеносец всегда должен иметь с собой инструмент труда. Бедные господа после такого слегка сдвинулись умом и на сцене задумчиво перебирали тыквы разных размеров и сортов, в основном бутылочных мексиканских, из которых делают музыкальные инструменты, набивая их горохом.
Ладно тыквы. Дуэль Ленского и Онегина. Поют они хорошо, чувства, актерская игра, да еще оба красавцы-мужчины. Но единственное эстетическое впечатление - хочу задушить постановщика. Влезть в телевизор и руками в свекле задушить насмерть. Или тыквой по голове, тоже чтобы до потери сознания. Какой вредитель одел дуэлянтов в трактирные поддевки, как у половых или подмастерий? Рубашка холщовая, долгополая, жилетка, сами расхристанные, как одесские босяки. Такие у нас пошли дворяне. Уж лучше бы они были в лаптях.
Ну и? Дуэль. Вы думаете, поэт роняет молча пистолет? Фигушки. Постановщик вручил им вместо пистолетов - двустволки! Из футляров секунданты достали дуэльные берданки. Вы продумайте только, Онегин застрелил Ленского из двустволки! Из караульного ружья, как сторож, чтоб не покушался Ленский на колхозную капусту. Как в мультике "Умирает зайчик мой": там злодей в черном монашеском клобуке пиф-паф в зайчика из ружья! А зайчик, естественно, умирает, но не умрет, споет арию Ленского, принесут его домой, оказался он живой. Хотя действительно, если вместо томного поэта - подвыпивший мастеровой, то ему и берданки хватит.
Ну хоть в третьем акте исправились. Tам по сценарию бал, но никто не танцует, а Онегин в поисках выпивки слоняется между колонн под музыку. Вся сцена между Онегиным и Татьяной происходит зимой на улице, в снегу, в декорациях Анны Карениной. Это не Татьяна и Онегин, это Анна и Вронский. Ну и черт с ними, ведь Анна Каренина - это же дочь Татьяны Лариной-Греминой.
Вообще Онегин в Aмерике не очень популярен, а как руки до него доходят - обеспечен здоровый бурный смех.
Например, пока деньги у нашего города были, январь-февраль был почему-то посвящен русской культуре. Так получилось что наши русские сезоны не сговариваясь, огорошили публику показом аж двух постановок оперы Евгений Онегин в разных театрах.
В большом оперном театре все было весьма пристойно. В зале ни одного свободного места. Русская певица - Татьяна, пылкий Ленский почти без акцента, а вот американский Онегин был лысый, в смысле бритый. Ну совсем с бритой башкой. Диссонас и несoответствие формы содержанию. Кстати, о форме. Мужчин нарядили в мышиные долгополые шинели времен гражданской войны между Cевером и Югом, что в закромах нашлись. Дворянские девы все в фартуках, как горничные. Дуэль состоялась под каким-то амбаром, есть такие красные американские архитектурно-открыточные амбары. Там обычно еще мельница, ручей и олень на фоне золотой осени. Вот за амбаром и стрелялись. Хотя в сцене бала никто не халтурил, все красиво танцевали, чем посрамили Метрополитен.
Спекталь произвел сенсацию, а в газете потом на две полосы появился материал. Оказывается, американец Ленский женился на русской Татьяне, которая действительно красавица и умница - фотография бракосочетания на фоне Василия Блаженного, жених держит невесту в фате на руках, оба хохочут. Ленский тоже красавец, на американский лад. Она и поставила ему сценическую речь - без акцента. Грудной ребенок Ленского и Татьяны во время спектакля за кулисами на руках у няньки. Пусть будет Ленский счастлив с Татьяной, а лысый Онегин перебьется, ему подойдет косноязычная и невыразительная, как моль, американская Ольга, сам же напрашивался.
Кстати, сюжет Онегина абсолютно точно ложится на негритянские подростковые разборки. Например, такой сценарий. Действие происодит в небольшом городе на юге Cоединенных Штатов. Школьница ЛаТанья внезапно встречает в компании Юджина О, гангста без определенных занятий, кул мэна, в спущенных штанах, в золoтых цепях, с золотой фиксой и кепкой в заклепках. ЛаТанья послала ему смс-ску "U cute. Wanna hang out? LOL". Юджин О лично ответил "Naah girl", скорее всего, из-за большой уголовно наказуемой разницы в возрасте. Потом хаус-парти по случаю B-day ЛаТаньи. На парти Юджин О дисреспектил студента местного колелджа либеральных искусств рэппера Ленни, подкатив по-наглому к его девушке. Дисреспект терпеть нельзя, заварилась драка. Так как оружие имеется у всех, драка закончилась стрельбой, как это часто бывает на черных парти с подростками и алкоголем, особенно когда сходятся компании с разных концов города. Пока полиция подоспела к застреленному рэпперу Ленни, Юджин успел свалить.
После нескольких лет в другом штате, где Юджин О скрывался от полиции, он незванным приперся на большое парти по месту совершения преступления и увидел там изумительно похорошевшую ЛаТанью. Но ЛаТанья уже замужем. Ее муж карьерный военный, который не допустит никаких разборок, никакого криминала. ЛаТанья погнала Юджина в три шеи: "вали с моего частного владения и забудь сюда дорогу". Правильно, зачем ей нужен man, у которого проблемы с правосудием, который из пистолета убил человека и еще за это не отсидел! Юджил О поет финальную арию, что не упусти он тогда шанс с ЛаТаньей, не надо было бы ему прятаться от полиции, а раз жизнь погублена, не явиться ли с повинной? Занавес.
Но самое сильное эстетическое впечалтение - мы все были просто сражены спектаклем в рамках по поддержанию вовлечения в культуру черного населения. Видели ли вы Евгения Онегинa в черном театре в черном городе? Больше всего нам понравилась именно эта постановка. В зале мало народу, в основном русские. Пели все замечательно, кроме русской артистки в роли Татьяны, как раз ее хотелось пристрелить. В массовых сценах были заняты черные школьники, выигравшие хоровой конкурс для меньшинств. Хор поселян (девицы-красавицы) был исключительно из черных девочек. Представляете? Черные крестьяне заходят к белой барыне. Гости на балу тоже все были черные, школьники и студенты, танцевали хорошо и с огоньком. И Ленский был черный, коренастый, лысый, баритон откуда-то с севера. Это был практически главный герой оперы, Онегин отошел на второй план. Пел Ленский хорошо и страстностью исполнения больше походил на Отелло. А Онегн был белый, тоже не местный. А потом белый Онегин - бах- и застрелил негра за то, что он осмелился посмотреть на белую девушку. Кошмар! Что они ни делают - Хижина дяди Тома получается! Но двусмысленность заметили, скорее всего, только мы по своей испорченности. Все очень хлопали, все понравилось, хотя никто никогда ни слова не слышал о Пушкине. Жаль, что театр собираются снести, он пришел в запустение, как и весь черный, бедный, криминальный город, так что это был момент редкого культурного триумфа.