Хуго Йегер, человек, спрятавший фотографии
homaaxel — 05.03.2021 Интересная история про Хуго Йегера (Hugo Jaeger), одного из приближенных фотографов Гитлера. Он имел доступ к Гитлеру и его личному окружению с 1936 по 1945 год. Во время Второй мировой войны он работал фотографом в агитационной компании. Выполнял заказы Министерства пропаганды, специально фотографируя людей разных национальностей и выставляя их в невыгодном свете. Он был одним из первых немецких фотокорреспондентов, кто работал с цветной фотографией. Очень много фотографировал в еврейских гетто. После войны, вероятно, не смог продолжить фотокарьеру.Судя по истории в Википедии, он гениально избежал суда и заключения. Мало того, что сбежал в Западную Германию, еще и закопал свои фотографии. Потом денег на них заработал. Как раз в середине 1960-х был подъем интереса к вопросу "Что делали твои старшие родственники во время Второй мировой?"
Хьюго родился 18 января 1900 года в Мюнхене и умер 1 января 1970 года (дата смерти Йегера неточна и никем не подтверждена). В начале своей карьеры Хуго Йегер был помощником личного фотографа Гитлера - Генриха Гофмана, поэтому у Хуго был доступ к Гитлеру и его ближайшим соратникам по партии (НСДАП) и армии (Вермахт / СС / Люфтваффе / Кригсмарине) , что позволило ему сделать самые оригинальные, качественные и актуальные фотографии всех важных лиц Третьего рейха. Во время Второй мировой войны он участвовал как фотограф в пропагандистских кампаниях Третьего рейха.
Уникальность фотоколлекции Хуго Йегера заключается в том, что его цветные фотографии запечатлели целую эпоху европейской истории (1938-1944), зафиксировали многие важнейшие исторические события и передали атмосферу того времени. Отдельная серия фотографий Йегера посвящена аншлюсу Австрии и оккупации Судетской области Чехословакии в 1938 году, другая - многочисленным военным парадам в Берлине и Риме, третья - сценам военной кампании в Польше (1939) и на Западном фронте ( 1940), военным будням Болгарии и Румынии (1941). Особенно драматичны фотографии повседневной жизни оккупированной Варшавы и Варшавского гетто, сделанные осенью 1939 года.
Существовали специальные правила фотографирования Гитлера. Например, нельзя было фотографировать его в очках для чтения, в кожаных тирольских шортах, с любимым скотч-терьером (можно только с немецкой овчаркой). Гитлер сам просматривал готовые снимки и, говорят, у тех фотографий, которые ему не нравились, ножницами отстригал угол. Ему нравились снимки, где он смотрел не в камеру, а куда-то в сторону, вдаль.
Источник - https://www.spiegel.de/geschichte/adolf-hitler-bildbiografie-zeichnet-unreflektiertes-bild-a-1031935.html.
************
Вторая мировая война стала первой в истории полностью сфотографированной войной. Только по приблизительной оценке в период с 1939 по 1945 год, вероятно, было сделано более 40 миллионов военных фотографий.
Количество аэрофотоснимков, сделанных исключительно для использования в военных целях, составляет почти 30 миллионов. Пропагандистские компании вермахта оставили около двух миллионов негативов, еще около трех миллионов негативов хранятся в лондонском Имперском военном музее. Есть и частные фотографии миллионов солдат, которые брали с собой фотоаппарат на фронт.
Во время войны фотографии всегда используются в целях пропаганды. Во время Второй мировой войны фотографы всех стран-участниц были, как никогда ни до, ни после, неотъемлемой частью военной машины. Фотокамера стала оружием. А если были сделаны снимки, не укладывающиеся в пропаганду, они подвергались цензуре во всех странах. Вот почему во время рассматривания фотографий Второй мировой войны всегда нужно задавать вопросы: кто, где, когда и с каким намерением сделал этот снимок?
В СССР в 1930-х и 1940-х годах не было цветной пленки. Однако в Германии пленки Kodachrome, разработанные в США, появились уже в 1936 году, а всего через год Agfa, подразделение IG Farben, выпустила цветную пленку Agfacolor. Сотни тысяч цветных фотографий времен Второй мировой войны были сделаны немецкими, британскими и американскими фотографами. Цветные фотографии смотрелись более реалистично и производили больше впечатления.
Источник - https://www.spiegel.de/panorama/zeitgeschichte/bilder-des-zweiten-weltkrieges-hitler-in-farbe-a-339369.html.
Говорят, что фотографии произвели такое впечатление на фюрера, что Гитлер, впервые увидев работы Йегера, заявил: «Будущее принадлежит цветной фотографии».
****************
Йегер был известным фотожурналистом в Германии в 1930-е годы. В начале войны он был призван резервистом в пропагандистские подразделения вермахта. Как фотограф он получил статус специального военного репортера. Ему была предоставлена форма и оружие, и он мог получить доступ куда угодно. Благодаря своему особому статусу он также получил две необычные технологии фотографии: цветную пленку Kodak и стереоскопическую камеру, которая создает изображения в 3D. Он снимал одни и те же сцены с помощью двух камер. Он должен был передать фотографии нацистскому отделу пропаганды, но видимо так и не сделал этого. В то время эти фотографии не были опубликованы.
Когда в 1945 году война подходила к концу, Йегер понял, что фотографии в суде сыграют против него и спрятал все цветные слайды в кожаном чемодане. Заодно он положил туда бутылку коньяка. Когда на улице он вскоре столкнулся с американскими солдатами (по другой версии - к нему пришли с досмотром домой), это вызвало опасения по поводу возможного ареста и судебного преследования за то, что он носил с собой так много изображений известных партийных деятелей, которые бы очень пригодились для послевоенных судебных процессов. Когда солдаты открыли чемодан, их внимание было отвлечено бутылкой коньяка, которую они открыли и поделились с Йегером.
Затем Йегер закопал 2 000 цветных слайдов в 12 металлических банках (по другой версии - в стеклянных) в разных местах в пригороде Мюнхена (он жил там после войны в съемной квартире, свой дом был уничтожен). Фотограф несколько раз возвращался к местам захоронения через несколько лет, чтобы убедиться, что они в безопасности. Он выкапывал банки с фотографиями, проверял целостность снимков, сушил, переупаковывал и затем закапывал банки в новом месте, отмечая все передвижения на карте. В 1955 году он откопал все фотографии и положил их на хранение в банковскую ячейку в швейцарском банке. В 1965 году Йегер продал их журналу Life.
Это было как раз на взлете интереса к нацистскому прошлому Германии, когда молодые студенты стали задавать своим старшим родственникам вопрос:"Что вы делали во время войны?" Потому что в Западной Германии после Второй мировой действовало правило "Не вижу зла, не слышу зла", в соответствии с которой современники событий всё знали, но не доносили друг на друга.
Французы на эту тему даже сняли документальный фильм "Миссия невыполнима" (Geschehen, neu gesehen. - "Wahre Geschichte", Entnazifizierung. Eine Geschichte vom Scheitern, Денацификация. История неудач) про попытку союзников после войны выявить нацистов и осудить их. Не получилось. Немцы приходили в полицию, заполняли анкеты в стиле "не был, не участвовал, не привлекался" и, улыбаясь, уходили. Для анкетирования они занимали очередь с утра, приходили со стульями и сидели так по 6-8 часов, общаясь с соседями по очереди. На Википедии есть хорошая статья на эту тему - Денацификация. Конечно, наиболее интересна и полна подробностей версия на английском языке.
Выдержка из нее:"В конце 1945 - начале 1946 года возникновение Холодной войны и экономическое значение Германии привели к тому, что США потеряли интерес к этой программе. Британцы передали немцам инициативу денацификации в январе 1946 года, американцы сделали то же самое в марте 1946 года. Французы предприняли самые умеренные усилия по денацификации. Денацификация проводилась все более мягко и вяло, пока не была официально отменена в 1951 году. Вскоре американское правительство сочло эту программу неэффективной и контрпродуктивной, поскольку США имели тесные экономические связи со многими нацистскими промышленными лидерами и помогли многим нацистам избежать правосудия с помощью операции прикрытия «Скрепка». Кроме того, программа была очень непопулярной в Западной Германии, где многие нацисты сохранили позиции у власти, и противостояла новому западногерманскому правительству Конрада Аденауэра.
С другой стороны, денацификация в Восточной Германии считалась важнейшим элементом трансформации в социалистическое общество и была гораздо более строгой в противодействии нацизму, чем его западный аналог. Однако не все бывшие нацисты подверглись суровому приговору. Выполнение специальных задач для правительства могло защитить некоторых от судебного преследования.
Бывшие нацистские официальные лица быстро поняли, что в Западной Германии расследование их прошлых дел будет вестись менее внимательно и с меньшим наказанием. Поэтому многие из них сбежали сбежать на Запад под предлогом антикоммунизма.">
Удивительно, но после поражения нацистов Йегер, по идеологии настоящий нацист, не был ни осужден, ни допрошен. После окончания войны он продолжил жить в Мюнхене, сохраняя анонимность.
- Нацистский парад в Нюрнберге - https://jbwppby2dftjroa5d4uiw6oery-jj2cvlaia66be-www-life-com.translate.goog/history/a-brutal-pageantry-the-third-reichs-myth-making-machinery-in-color/
- Фото с 50-летия Гитлера- https://jbwppby2dftjroa5d4uiw6oery-jj2cvlaia66be-www-life-com.translate.goog/history/adolf-hitler-at-50-color-photos-from-a-despots-birthday-april-1939/.
Меня впечатлила фотография подаренного Гитлеру золотого дворца:
- Рождество с Гитлером - https://jbwppby2dftjroa5d4uiw6oery-jj2cvlaia66be-www-life-com.translate.goog/history/photos-from-a-nazi-christmas-party/.
Многие фотографии Хуго Йегера (Hugo Jaeger) можно найти по ссылке в Гугле - https://www.google.com/search?tbm=isch&q=source%3Alife+hugo+jaeger.
Цветные фотографии, сделанные в польском городке Кутно (Kutno), где существовало гетто с осени 1939 по весну 1942 г. - https://www.motl.org/how-hitlers-personal-photographer-captured-for-history-the-plight-of-the-jews-in-nazi-occupied-poland/. Второй альбом - https://www.vintag.es/2012/10/inside-nazi-occupied-poland-1939-1940.html. Там в окружении колючей проволоки, на территории старого сахарного завода, в ужасных условиях вынуждены были жить 6 700 евреев, более четверти жителей Кутно.
Неизвестно, почему Йегер, фотографировавший собрания нацистов, праздники, на которых присутствовал Гитлер, торжественные открытия заводов, решил фотографировать гетто в Кутно и Варшаве. Большинство немецких фотографов того времени фокусировались на вермахте, победах, партийных лидерах. Есть версия, что на фотографиях того времени практически нет немецких военных, поскольку немецкая армия в то время готовилась к вторжению в Советский Союз. Поэтому в этих местах фотографирование и передача информации об армии были строго запрещены.
«Пропагандистским отрядам было нечего делать. Они начали искать темы и нашли гетто. Это причина того, что в то время была создана серия газетных статей, фотографий и фильмов, показывающих гетто в Польше».
Йегер не передал эти фотографии из гетто в Министерство пропаганды, но он передал трехмерные изображения немецкому издательству, которое было частью системы пропаганды и имело монополию на эту технологию.
«Они выпустили модные альбомы с пустыми местами для наклеивания картинок, как открытки, - рассказал Даниэль Узиэль, военный историк. «На толстой обложке был карман со стереоскопом, устройством, используемым для просмотра этих фотографий».
Снимки Йегера, скорее всего, предназначались для альбома о
войне на Востоке, часть которого была посвящена евреям. Альбом так
и не был издан, возможно, из-за поражения нацистской Германии.
Источник - https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4294162,00.html.
Фотография девушки из гетто в польском городке Кутно. Нам осталось только любоваться ее искренней улыбкой. Как ее звали и что с ней случилось потом, неизвестно.
Тем обитателям гетто, кто умер от тифа или голода, немного повезло. Потому что в 1942 году нацисты начали операцию Рейнхардт, положившую начало плановому уничтожению всех польских евреев. В весне 1942 года гетто Кутно было ликвидировано, а его жители убиты в лагере смерти Хелмно (Chelmno).
В 1950 г. Йегер почему-то решил посетить территорию бывшего концлагеря Дахау. Никто не знает почему. В то время там жили сотни беженцев, которые остались из-за войны без дома. Он сфотографировал бараки, газовые камеры, крематорий, сторожевые вышки и возложенные венки.
Фото крупнее можно увидеть в источнике - https://www.warhistoryonline.com/war-articles/chilling-dachau-images-hugo-jaeger-hitlers-photographer.html.
Фотографии Йегера из Дахау можно увидеть здесь - https://crashmacduff.wordpress.com/tag/hugo-jaeger/.
|
</> |