Художники, которым не повезло - 120. Герард де Лересс
tito0107 — 01.07.2021 Начну неполиткорректно:Природа обделила Герарда де Лересса красотой и крепким здоровьем, но эти недостатки были с лихвой компенсированы умом и талантом, так что жизнь художник прожил не самую худшую.
У него был врождённый сифилис и это отразилось на чертах лица, роста он, судя по пропорциям на портретах, был маленького (походил внешне на Павла I), но это не помешало ему сделать карьеру и, судя, по всему, удачно жениться.
Рембрандт. Портрет Герарда де Лересса. Ок. 1665-1667
Герерад (Жерар) де Лересс (1641-1711) родился в Льеже, в семье художника Ренье де Лересса. Учился сначала у своего отца, затем у льежского живописца Бертоле Флемаля. Уже в 19 лет она начинает работать на Максимилиана Генриха Баварского, архиепископа-курфюрста кёльнского (он также был епископом Льежа). В 1664 г. у него случился роман сразу с двумя натурщицами-сёстрами и он был вынужден бежать из Льежа. Вскоре после этого Герард женился, а его карьера пошла в гору.
Герард де Лересс. Автопортрет
Автопортрет датируется 1670 г., но, судя по форме парика и возрасту изображенного, создан он позднее. Скорее всего, в 1680-х, но не позднее 1690 (почему именно так - об этом ниже).
Герард де Лересс писал картины на аллегорические, мифологические и христианские сюжеты, работал на многих влиятельных заказчиков, выполнял монументальные росписи.
В молодости он находился под сильным влиянием Рембрандта, но затем попадает под влияние последователей Пуссена, в частности Пьера Миньяра (и, я бы добавил Филиппа де Шампаня). Во Франции его даеж прозвали "голландским Пуссеном", но с основоположником классицизма у него не так много общего. Стиль большинства его можно определить как классицизирующее барокко. Вообще, я порой думаю: а стоит ли выделять классицизм 17 века в отдельный стиль (и в архитектуре и в живописи), а не рассматривать его в качестве одного из течений внутри барокко?
Процветание Амстердама. Между 1665-1685
Молодой человек с тканью в руке попадается на нескольких картинах Филиппа де Шампаня
Аллегория пяти чувств. 1668
Аполлон и Аврора. 1671
Обращает на себя внимание совсем не классический тип красоты юной Авроры.
Аллегория свободной торговли. 1672
Пир Клеопатры. 1675-1680
Это классицизм, но насколько же он живее сухого неоклассицизма, который войдёт в моду через 100 лет!
Ахиллес среди дочерей Ликомеда
Ахиллес среди дочерей Ликомеда. 1685
Аллегория рассвета. 1673-1677
Царь Давид и Соломон. 1690
Гермес приказывает Калипсо отпустить Одиссея. Ок. 1670
Гермес приказывает Калипсо отпустить Одиссея
Юдифь. 1687
Маленький сатир, нимфа и Фавн (Вакх?). 1680
Очень сильная картина. Кажется, здесь не до конца изжито влияние Рембрандта
Антиох и Стратоника. Ок. 1671-1675
А это, пожалуй, наиболее "рембрандтовская" из картин художника. Не знаю насколько верна датировка.
Вакх и Ариадна. 1683
Агарь в пустыне
Геркулес между Пороком и Добродетелью
Тайная вечеря. 1664-1665
Весна жизни. 1668
Диана и ее спутники
(Плафонная роспись, четыре угловых картины и круг в центре, ок.1676-1682)
Дочери Кекропса находят Эрихтония
Свадьба Пелея и Фетиды
Триумф Александра Македонского (фриз)
Жертвоприношение Венере
Эней и Дидона. 1669
Храм Чести. 1665-1668
Храм Добродетели. 1665-1668
Возвращение Одиссея на Итаку
Одиссей и сирены
Одиссей и Калипсо
Селена и Эндимион
Изгнание Элиодора. 1674
Венера дарует доспехи Энею
Гай Меценат поддерживает умирающее искусство. 1660-е
Обратите внимание: живопись является полноправным искусством. Лересс действительно считал, что живопись в его время находится в упадке и обвинял в этом Рембрандта и прочих голландцев х-за то, что избрали предметом своего творчества низменные темы и изображают неприглядные вещи, сам же он полагал, что живопись должна брать от природы только самое лучшее, а не копировать всё подряд. Целью живописи, как и любого искусства Лересс полагал нравственное совершенствование человечества, поэтому искусство, с его точки зрения должно быть возвышенным и назидательным, а высшим жанром ему виделась аллегорическая композиция. Как видим, идеи вполне просветительские.
Лересс уделял внимание и вопросам восприятия картин в экспозиции, например писал, что пейзажи надо развешивать так, чтобы линия горизонта находилась примерно на уровне глаз зрителя, а если портрет предполагается повесить высоко, то нужно писать его с низкой точки зрения.
Серия аллегорий для дома Филипса Флинеса (Флайнса?), торговца шелком из Амстердама (ок. 1676-1683)
Искусство
Богатство
Милосердие
Наука
Слава
По рисункам Герарда де Лересса было создано множество гравюр, привожу здесь лишь несколько
Анатомический атлас Говерта Бидлоо (1685)
Выглядит жутковато
Коллекция скульптур Герарда Рейнста. 1670
В 1690 г. Герард де Лересс ослеп, но это не помешало ему заниматься теоретической работой. Он читал лекции о живописи и при поддержке помощников даже иллюстрировал их, рисуя композиции мелом на досках, а в 1701 и 1707 гг. выпустил трактаты о живописи и графике, которые имели большое влияние на художников.
Иллюстрации из траката о живописи. 1701
В 18 веке идеи и творчество Герарда де Лересса были популярны, а в 19-м, когда набирает силу реализм, про него забывают.
|
</> |