Хрущёвки на советских новогодних открытках.
zina_korzina — 17.12.2020В середине 1960-х Эльдар Рязанов снял комедию «Дайте жалобную книгу». Там хамство ресторанного персонала, несвежие скатерти и убогое меню являлись итогом «неправильного» интерьера: вазонов, колонн и занавесей из плюша. В том, что ресторан — ужасен, оказались виноваты капители и пышные фикусы. Они зримо воплощали всё то, что называлось дурновкусием и отсталостью. Поэтому здесь - наливают водку, орут и потчуют гадостью. Юные энтузиасты с бешеной энергией рушат лепнину и сооружают стильно-молодёжную «стекляшку».
Уже в 1970-х понятие «хрущёвка» или - «хрущоба» стало носить уничижительно-презрительный характер, а в тот момент, когда панельные дома-близнецы появлялись на месте пустошей и — заселялись теми, кто полжизни провёл в коммунальных битвах, это казалось раем. Неслучайно картины Юрия Пименова с новостройками, свадьбами и девушками в юбках-колокол, нам и по сию пору видятся лиричными и — радостными. Убожество формы полностью искупалось великим содержанием. Поэтому открытки с хрущобами видятся, как настоящие билеты-пропуски в Коммунизм.
«Мы на край земли придём, / Мы заложим первый дом / И табличку прибьём на сосне», - пелось в знаковой песне. Вводились в строй целые кварталы, а Дмитрий Шостакович спешно ваял мажорную оперетту «Москва, Черёмушки». Важным народнохозяйственным свойством хрущёвок была не столько дешевизна, сколько — быстрота возведения. От таблички на сосне до новоселья - с космической скоростью! И опять же никто не рассчитывал, что эти дома — навечно. Им давался честный срок годности — 25 лет. То, что они простояли в два раза больше – респект строителям.
С одной стороны, эти открытки символизировали торжество личного пространства – отныне кухня и санузел будут исключительно «своими», без общего коридора и склок тёти-Люси с дядей-Колей. Огоньки в окошках, там готовится праздничный стол. Но, с другой стороны, возрос интерес к «тусовкам», к тем самым кафе и турбазам, куда стекалась активная молодёжь. Вот это ощущение «личного» и «общественного», как дополняющих друг друга, а не конфликтующих сторон бытия – лучшее выражение 1960-х. И это – самый важный мотив творчества – в том числе открыточных иллюстраций. «А снег идёт, а снег идёт, и всё вокруг чего-то ждёт…», - пели по радио и так тепло становилось. И до сих пор становится.
- В тексте были использованы открытки из личной коллекции, выложенные в своё время на разных сайтах и хостингах.
|
</> |