Хризантемы в храме Яхико
konstansa — 18.01.2011 Динара from_there поразила в самое сердце, выложив фотографии с выставки хризантем. Но не простых хризантем, а бонсайных, что уже само по себе чудо чудное диво дивное. Хризантемы в храме ЯхикоВсе дело в том, что хризантема довольна хрупкая, ее нельзя формировать проволокой, она просто сломается. В моих каталогах такого чуда нет, а значит это местная достопримечательность, которая еще не дошла до запада.
Я попросила разрешения немного обработать фото, и Динара любезно разрешила) А я ей пообещала рассказать, как такое чудо формируют.
На втором фото - фаворит Динары. Я тоже хотела расположить в порядке убывания, но потом поняла, что мне нравятся абсолютно все, каждый по своему. Но себе бы хотела тот, что первый) Это условно полукаскадный стиль. Он имитирует горные растения, спадающие с отвесных круч. При каскадном - "кенгай" - ствол круто опускается вниз, и основная масса кроны находится ниже контейнера, который всегда выбирается узким и высоким. При полукаскадном - "хан-кенгай" - верхушка ствола обычно находится на уровне с верхней частью контейнера или чуть выше. Но допускается условное смешение стилей, когда часть композиции в прямостоячем стиле, а часть в полукаскадном. Как будто росло-росло, закрепилось, а потом вдруг произошло землетрясение, и пришлось выживать и подстраиваться под природу полукаскадом)
Это multiple stile в прямостоячем стиле, когда равноправны сразу несколько стволов от корня, и дерево не имеет главного ствола. Здесь использовался метод целенаправленной обрезки: оставляют только побеги, растущие в нужном для стиля направлении. Пересечение ветвей крестообразно строго-настрого запрещено, а значит все побеги должны расти правильно. Побег обычно всегда растет в ту сторону, куда направлен черенок листа. Таким образом, срезая под корень листья, растущие неправильно, мы не даем развиваться из них новым побегам: образуется микро ранка, и растению, конечно же, проще выпустить новый побег из неповрежденного пазуха. Зачем тратить силы понапрасну) ведь в природе все устроено целесообразною.
Стиль "дерево склоненное ветром" очень популярен у японцев. Для формирования обычно используют натяжные приспособления и целенаправленную обрезку. Таким образом деревце не ломается, а постепенно вынужденно гнется под натяжения проволочных нитей, закрепленных в отверстиях контейнера. Нередко к ветке подвешивается грузик, который заменяют время от времени на грузик большего веса. И тут очень важно "не перегнуть палку".
А вот это уже классический прямостоячий свободно-вертикальный стиль( моёги, татики).
5
6
7
На отдельном столике были выставлены победители. Вот они.
Обычно бонсаи оценивается не только красотой, но и сложностью техники формирования.
Почему победителем признали стиль иси-дзуки "обнявшее скалу" - очень даже понятно: это очень сложный для выращивания стиль. Сложнее, пожалуй, только "дерево ударенное молнией". А вот два другие... не совсем поняла) Если только не присуждали голосованием зрителей, которые оценивали исключительно по красоте и ухоженности.
На мой взгляд, хризантемы на камнях и корягах заслуживают очень высокой оценки.
Только не подумайте, что у хризантем такие корни) нет) корни лишь обвивают декоративную часть, устремляясь в землю, и только их окончания, достигшие почвы, имеют там развитую корневую систему.
Чтобы вы понимали, у бонсаи в принципе не существует стержневого (центрального) корня! Он удаляется сразу же, как только растение окрепнет, и боковые кони станут достаточно сильными, чтобы поставлять растению питательные вещества. Обычно это происходит на втором-третьем году жизни.
Если проще, корневая система бонсаи всегда имеет форму зонтика без ручки) Зонтик может быть полностью раскрытым (как на фото 4, бонсаи в плоском горшке, когда корневая система практически распластана, как паучьи лапы), полуоткрыт - если бонсаи формируют на коряге или камне вытянутой формы, или практически закрыт - как вот здесь.
10
На этом фото несколько хризантем обвивают выступы декоративной коряги.
Это колоссальный труд, занимающий очень много времени. Сначала приглядывают корягу. Когда коряга выбрана, к ней нужно подобрать растения, соответствующие корневой системой ее выступам. Идеально подобрать невозможно, только очень приблизительно. Но поскольку корни - это не пластилин, то обычно подгоняется коряга: напильником стачиваются все лишние сантиметры. Если это камень, то в ход идут сверла и резцы. Задача подобрать декоративную часть так, чтобы обрабатывать по минимуму, и чтобы на нее хорошо легли основные, задеревеневшие корни, а молодые, еще мягкие и пластичные уже пристраивают к коряге, закрепляя тонкой бичевой или проволокой.
Есть два основных стиля бонсаи с воздушными корнями. Это иси-дзуки - "обнявшие камень", когда растения растут прямо из трещин в камнях, и секиджоджу - "обнаженные корни на камне".
На каменистых почвах некоторые растения выживают благодаря тому, что их корни, охватывая валуны, забираются под них в поисках воды и питательных веществ, накапливающихся в трещинах и пустотах. Корни, открытые ветрам вскоре начинают походить на ствол. Примерно тоже самое нужно воспроизвести искусственно.
Ну вот) дошла, наконец, до обещанного Динаре) Как формируют стиль "обнаженные корни на камне".
Для создания стиля секиджоджу нужно заставить молодое растение пройти через процесс "выкапывания". Чтобы создать стиль "дерево на камне" или "дерево на скале" растение выращивают в очень глубоком узком горшке. Горшок высотой должен быть сантиметров на 7-8 выше, чем эта самая скала или коряга. Ну то есть, не совсем все так просто) Сначала растение пару лет живет в обычном горшке, до тех пор, пока не лишится своего стержневого корня, и только потом его перемещают в глубокий узкий. А иначе нет смысла: центральный корень - самый сильный, и если он сформируется, его уже не удалить, не загубив растение.
Ну вот) удалили стержень, высадили в глубокий горшок, как правило, из тонкого пластика. Время от времени срезают верх пластикового контейнера и щеточкой снимают несколько сантиметров верхнего слоя почвы, обнажая верхние корни. Конечно же, смотрят, насколько они одеревенели и сколько можно снять без ущерба для растения. При этом толстые берегут, а поверхностные паутинчатые удаляют. Паутинчатые нужны только в глубоких слоях, чтобы поставлять питание толстым.
Раз в два-три года растению обязательно делают обрезку кроны, и тогда вынимают из горшка, пропорционально подрезая и корневую систему. Без этого никак не обойтись. У бонсаи принцип инь-янь: что вверху, то и внизу. Корни и крона обязательно должны быть в балансе. Если корни обрезать больше чем следует, погибнет часть кроны, не обеспеченная питанием от корней. Если обрезать крону излишне, то листья не смогут в достаточном количестве синтезировать солнечный свет, растение начнет терять соки, и корни отомрут.
Когда через несколько лет корни достигнут нужной длины и задеревенеют, растение вынимают, освобождают от земли и пристраивают на камень. Но пока его нельзя размещать в плоском горшке, потому что нижние корни еще недостаточно окрепли. Вся эта конструкция помещается в горшок так, чтобы камень примерно наполовину тоже был в земле. Если это коряга, есть опасность гниения от поливов, поэтому обычно в качестве декоративки выбирают очень твердые породы дерева. Так оно поживет еще пару лет, а когда совсем укрепится и даст в нижних слоях почвы разветвленную корневую систему, щеточкой снимают верхний слой, полностью высвобождая камень, перемещают в плоский горшок и везут на выставку в Яхико))
Есть более простой и надежный способ, когда растение вместе со скалой ставится в пластиковый мешок, и еще молодые корни приматываются к скале бечевкой или тонкой проволокой. Так корни сразу гарантированно приобретают форму камня и остается только регулярно снимать верхние слои почвы, пока корни не обнажатся полностью.
Иногда, чтобы ускорить процесс, молодые растения выкапывают прямо из почвы и уж потом формируют в горшке. Но копать "колодец" не менее хлопотное дело, ведь нижние корни повредить никак нельзя, а значит нужно копать очень аккуратно и глубоко. Но японцы... они же такие японцы... ну очень трудолюбивые) а ради красоты и вообще на все готовы)
Судя по форме, вот это выкопали прямо из земли и сформировали в стиле икада. Это плотообразный стиль, который напоминает положение дерева, заваленного в болото, когда его нижние ветки погружаются в болото и сгнивают там, а торчащие наружу ветки начинают расти, образуя собственные кроны и превращаясь в самостоятельные деревца. С взрослением стиль можно слегка менять, но не кардинально.
Видите? Стержневого корня нет! А значит в будущем эта композиция очень пригодна для стиля на камне. Уже сейчас можно подобрать три соответствующего размера "скалы" и при пересадке водрузить их в почву, под каждый корень. Ежегодно скалы можно заменять на более высокие, а верхний слой почты зачищать, приподнимая растение все выше и выше.
Чтобы растить бонсаи нужна специальная почва с гранулированной глиной и крупным речным песком. Глина страхует почву от гниения, удерживает в себе излишнюю влагу и отдавая ее постепенно, а песок заставляет мелкие корешки обходить препятствия и разветвляться, в отличие от мелкого песка, песчинки которого корни просто огибают.
И еще понадобится вот такой минимум инструментов.
vasily_sergeev сообщает: в Ботаническом саду МГУ проходит выставка орхидей
|
</> |