Христианство и ислам. В завершение темы.
internasionale — 17.12.2013 Этим постом завершаю публикации о том, что меня удивило в переводах Корана и в том как его интерпретируют некоторые товарищи, в том числе и мусульмане.Как я уже говорил, мусульмане хоть и совершенно справедливо упрекают христиан в том, что на различных соборах в христианские догматы вносились изменения, сами в свою очередь небезгрешны. Только соборы у мусульман заменили хадисы – устные предания о том, как поступал в том или ином случае Пророк Магомет или что он говорил по тому или иному поводу. В предыдущих постах я уже рассматривал, что иногда эти хадисы противоречат не только духу, но букве Корана, тем не менее в мусульманском праве им даже иногда отдается предпочтение. Так бывает, когда религию подгоняют под политику.
Сейчас я бы хотел коснуться запрета на изображение живых существ. Сразу отмечу, что из пяти мусульманских школ – масхабов четыре стоят на позиции, что мусульманам нельзя изображать живых существ, а маликиты считают, что и смотреть на изображения тоже нельзя. Пятый масхаб –шиитский, к счастью, разрешает изображение живых существ, поэтому мы имеем шедевры персидской живописи.
Сейчас этот запрет нарушается и суннитами. Но нарушался и прежде: достаточно вспомнить великолепные миниатюры завоевателя Индии и основателя империи Великого Могола - Бабура.
Но интересно, откуда возник сам запрет? Как, наверное, уже догадались френды, кто следил за этой темой, в Коране нет ничего запрещающего изображать живые существа. Речь там идет о конкретном запрете на изготовление идолов. Но есть хадис о том, что Пророк, увидев висящую на стене ткань с изображением, сказал, что ангелы не заходят в дом, где есть изображения живых существ. Тогда его жена разорвала ткань на две части и застелила ею кровать. После чего никаких замечаний не последовало.
Я не могу рассуждать об этом как теолог-богослов и знаток ислама, могу говорить только с обывательской точки зрения. Даже если считать, что этот случай имел место, то получается, что изображение на стену вешать нельзя, а на кровать положить можно. Другими словами Пророк опасался, что от изображения на стене недолго дойти и до икон. Вспомним, сколько веков христианство противилось изображению икон. То же самое мы,возможно, имеем и здесь.
Но вот что интересно: если в Коране запрета на изображение живых существ нет, то такие запреты есть в Библии:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход. 20:4-6).
«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Книга Пророка Аввакума. 2:18-20).
«9 Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены.
10 Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы?
11 Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены…. .» (Исайя 44:9-20)
Ей-Богу, читая все это начинает казаться, что мусульмане с большим уважением относятся к Библии, чем христиане. JJJ.
Ну а если серьезно, я думаю, что запрет на изображение живых существ заимствован из Библии и имел своей целью избежать возможного возвращения к идолопоклонству. История знает немало случаев, когда уже принявшие христианство народы, со временем превращали его в язычество.
На этом завершаю тему. Целью моей была показать: то, в чем мы сегодня обвиняем мусульман, не в меньшей, и даже возможно в большей, степени присуще христианству и иудаизму, и скорее всего заимствовалось из них-же.
P/S. Чтобы уже не возвращаться к этой теме хочу задать три вопроса, когда-то заданных мне самому:
1. Ел ли Христос свинину?
2. Называл ли Христос Бога Аллахом?
3. Был ли Христос обрезан?
Я должен был согласиться: что Иисус Христос свинины не ел (ее там по меньшей мере не было), называл на своем родном арамейском языке Бога Аллахом и был обрезан, что подтверждается Евангелием.
Тогда о каких различиях, которые невозможно преодолеть верующим мы говорим?
Может это все-таки противоречия между безбожниками?
|
</> |