Христианство и философия

топ 100 блогов elisaveta_neru30.03.2019

«Перед всяким христианином, приступающим к изучению философии, закономерно встают вопросы: как соотносятся христианская вера и философское знание, нет ли между ними противоречия и антагонизма? Чтобы ответить на эти вопросы, следует обратиться к истории. 

Ко времени появления христианства в мире философия насчитывала уже более чем шестивековую историю. За этот период ею был пройден целый цикл развития, накоплен большой опыт в исследовании проблем бытия и нравственности, сформирован огромный понятийный аппарат, обладание которым было неотъемлемым признаком высокой образованности и культуры. 

Естественно, что христианство, с самого начала заявившее о себе как об универсальном вероучении, способном привлечь людей из любых слоев общества, неминуемо должно было столкнуться с философией, как скоро число интеллектуалов, вошедших в Церковь, стало значительным. 

Христианство и философия

Христианство никогда не претендовало на роль философской системы, ведь в его основе лежат богооткровенные догматические истины, которые разуму нужно не искать, а принять на веру, которые проверяются не теоретическим рассуждением, а практикой духовной жизни. 

Однако, столкнувшись с обвинением в, якобы, интеллектуальной ущербности и непригодности для образованных, мыслящих людей, христианство было вынуждено приблизить Евангелие к миру, используя для изложения евангельских истин понятийный аппарат греческой философии. 

При этом изменение коснулось не только словесного выражения, но и самого подхода: истинность христианства доказывалась на началах и принципах разума. Первопроходцами на этом пути стали такие апологеты Древней Церкви (II в.) как: Аристидаз, Афинагор и св. Иустин Философ. 

Это были профессиональные философы, которые и после своего обращения в христианство продолжали носить философский плащ, показывая тем самым, что именно христианство есть истинная Философия. Их христианское философское мировоззрение прекрасно характеризует следующий отрывок из сочинения Афинагора, возглавлявшего академическую (платоническую) школу в Афинах: 

«Но раз в том, что Бог един, независимо от желания, согласны почти все, кто исследовал начала вещей, а мы именно и утверждаем, что Тот, кто устроил эту вселенную, есть сей Бог, почему же им позволено безнаказанно писать и говорить о Боге то, что они хотят, а нам, которые могут удостоверить свои взгляды и истинность веры в единого Бога доказательствами рассудка и доводами истины, угрожают законом? 

Стихотворцы и философы, как и в прочих вопросах, здесь рассуждали по наитию, каждый по мере причастности Божественному дуновению, пытаясь исследовать и по возможности понять и осмыслить истину Каждый из них преуспел настолько, насколько глубоко он проник в суть предмета, не находя, однако, самой сущности, ибо все они решили искать познания Божества не от Бога, но каждый от своего разумения. Поэтому-то каждый из них учил отлично от других и о Боге, и о веществе, и об идеях, и о мироздании».

Подобным образом мыслил и св. Иустин Философ, который считал лучших из греческих философов причастными к Логосу и даже называл их христианами до Христа: «Мы научены, что Христос есть перворожденный Бог, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя 6ы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные». 

В этом же русле излагал свое глубокое и верное учение о философии знаменитый учитель Церкви Климент Александрийский (II-III вв.), оказавший огромное влияние на развитие христианского богословия: «Пред пришествием Господа эллинам была необходима философия для праведности, как теперь она нужна для богопочтения, будучи пропедевтикою для усваивающих веру через доказательства», ибо «она так же воспитывала эллинов ко Христу, как закон евреев». 

«Философия, следовательно, приуготовляет, пролагая путь к тому, что исполнено Христом, ибо причина всякого блага Бог». «Все необходимое и полезное для жизни получается нами от Бога, и тем более философия дана эллинам, как 6ы собственный их завет, как ступень к философии Христовой»

Из книги протоиерея Дмитрия Предеина «Введение в философию»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2015 году на экраны выйдет новый фильм Ридли Скотта «Марсианин». Это экранизация некоего американского писателя в жанре научной фантастики. Но, сценарий то, ворованый! Главные роли исполнят Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кейт Мара, Шон Бин, Чиветель Эджиофор, Кристен Уиг, Ма ...
С днем рождения, Свободная Украина! С праздником, украинские братья и сестры! 21 ноября в Украине - День достоинства и свободы. Ровно год назад на центральной площади Украины начался сравнительно немноголюдный протест сторонников евроинтеграции, вылившийся в итоге в свержение власти Я ...
Кому-то хотя бы пытались выписать трёху за неправильную парковку? А этот подвижной озалуп "Паркон" видел в глаза кто-нибудь? Не, я понимаю что тут у каждого в подъезде гараж и на работе своё место, но иногда же и в пути надо притормозить - выйти, ...
А что правда Толик полетел в Москву к презику на разбор по пожарам на грузовом самолете,полным вазелином, а? ...
Девочки и мальчики, которые выходили замуж и женились, особенно в Минске, очень нужны ваши напутствия молодой паре. Кого именно вы приглашали ведущим? Какие были конкурсы? Приглашали ли вы музыкантов? Какая была программа? Что интересного и ...