Христианская государственность

топ 100 блогов palaman28.01.2023 Начну с постановки вопроса.
Вообще-то я думаю, что мы живём в преддверии пришествия Антихриста, так что о построении христианской государственности -- по крайней мере, устойчивой (то есть, способной пережить века) вопрос вообще не стоит. Максимум, чего я ожидаю в будущем -- кратковременного торжества Православия перед последней и окончательной Апостасией. (См. Два варианта православной историософии)

> Возьмём сегодняшнее Евангелие. Мы что, сделали всё, что должны? Нет. А зачем тогда что-то придумываем? Ну, чисто с теоретической точки зрения -- почему не поконструировать, а практически я не уверен.

Я по образованию математик, и я понимаю, зачем нужны мнимые числа  (точнее, комплексные). Они как катализатор или бесконечности нормировки, появляются в промежуточных рассуждениях и снова исчезают на подходе к ответу. При построении любой цельной концепции всегда появляются такие "мнимые объекты". Они не претендуют на реальность.

Важно, однако, что христианская государственность возможна в принципе. Почему это важно? Ну, хотя бы потому, что Богу всё возможно, а значит, вещи принципиально невозможные Богу просто не угодны. И если христианская государственность невозможна, значит она противна Богу. А я думаю, что это не так.

> О! Вот эту вот последнюю часть Вы по-моему никогда не проговаривали. А с такой точки зрения появляется ТЕПЕРЬ очевидный смысл в подобного рода рассуждениях.

Да, не проговаривал.
Вероятно, пришло время проговорить это публично. Потому что отрицание этой возможности выводит Православную Римскую Империю за рамки нашего мировоззрения. А это уже серьёзная девиация. (См. Гештальт мировой революции: первая деконструкция)

А поводом для этой заметки послужил вопрос о православном социализме:

> Ты когда нибудь представлял себе страну, у которой на красном знамени вместо серпа и молота был бы лик Спаса Нерукотворного..? Меня посещают видения страны, в которой дело советов живёт, но в которой государственная религия - Православие. Мне кажется такая страна смогла бы победить в любой войне. Самое болезненное, что красные могли это сделать. Это было бы просто. И их было бы не остановить. Знамя Спаса Нерукотворного, настоящее, исконное знамя России, это ведь и есть настоящий государственный флаг России.

Да, я размышлял в близком направлении (см. Аристократия при социализме)

Вообще, социализм и христианство явным образом сходны, но сходство это меня скорее настораживает.
Первые опыты строительства социализма и даже коммунизма поставили католики, и эту часть истории полезно постоянно иметь в виду, см. Странная и удивительная история Парагвая. Если говорить точнее, этим занимались иезуиты, то есть д'Австрия.

Да! Социализм это изобретение христиан. И именно поэтому д'Англия, решив перехватить у д'Австрии этот мощный инструмент политического господства, в первую очередь озаботилась прочно и накрепко увязать социализм с атеизмом. Так что сегодня атеизм надолго стал священной коровой комунистов, и только последнее время эта (в сущности, совершенно необязательная) связь начинает потихоньку разрываться: социализм возвращается к своему христианскому (католическому) первоисточнику.

Важно также понимать, что католицизм намного лучше сочетается с социализмом, чем Православие и я бы не удивился, если бы православное социалистическое государство со сменой нескольких поколений слилось с римо-католической церковнь, сначала по духу, а затем и по букве. Верно и обратное: если весь социум осмысливается как церковь и вся собственность мыслится как церковная собственность, если церковь начинает де-факто играть роль государства, то социалистические формы хозяйствования и жизни возникают автоматически -- и не могут не возникать. Когда христианская церковь (любой конфессии) начинает заменять собою государство, это государство медленно, но верно становится социалистическим (а затем и католическим).

Потому что католики в этом смысле намного более последовательны, чем православные, так как они — дети Средневековья. Эпохи победившего варварства, когда античная культура была по большей части разрушена и предельно упростилась. Собственно, христианская Церковь это единcтвенный элемент Античной культуры, который смог выжить и пройти сквозь Средневековье более или менее неповреждённым. (См. Конец Античности) Но и христианство тоже подверглось коррозии.

Собственно папство это и есть средневековая коррозия Православия: церковная иерархия в значительной мере взяла на себя функции светской власти, поддержания социального порядка, и сама приобрела черты Власти. (По счастью, на Востоке сохранилось нормальное государство, Восточная Римская Империя,  потому Церковь Востока и избежала этой участи.) Кончилось всё это очень плохо: отпадением римо-католической иерархии от Церкви, крестовыми походами, авиньонским пленом, реформацией и контреформацией, появлением Протестантизма, Деизма и в итоге Атеизма.

Вот на этом-то духовном фоне и родилась внутри католицизма идея социализма, которая тут же была опробовала на практике в колониях Южной Америки. Лично на меня эти опыты производят двойственное впечатление. Думаю, для индейцев социализм и коммунизм, принесённый им иезуитами, был вещью очень хорошей и правильной. Но устраивать по тем же принципам жизнь в европейской стране, в России...

Можно ли русских крестьян, к началу XIX века массово отпавших от Церкви, сохранявших лишь какие-то внешние церковные традиции, в какой-то степени можно сравнить с индейцами Паракварии? Наверное, да... И в этом смысле опыт советского социализма в какой-то мере заслуживает неоднозначного отношения (крестьян массово сделали горожанами). Но в целом, конечно, это была страшная деградация традиционной русской культуры.

Православие намного сложнее, многослойнее католицизма. Да, в нём можно найти всё, что есть в католичестве — но лишь как элементы, составляющие части целого. В их числе и социалистические принципы жизни.

Если очень кратко выразить суть, социализм это попытка государства стать богом в своей стране (см. О вирусе Короны). Попытка в чём-то удачная, в чём-то неудачная, в чём-то отвратительная, а в чём-то и привлекательная. Иисус Христос — идеальный Монарх, но Он никого (пока) не принуждает к подчинению, и для того, чтобы Его правление осуществилось, необходимо, чтобы все или подавляющее большинство людей искренне доверяли Ему, искали Его воли, молились Ему. Да, в этим условиях некое подобие социализма возникнет само собою. Но чья бы то ни было попытка загнать людей в рай насильно, да ещё ценой кровопролития -- дьявольская пародия на христианство.

Помню, когда я поселился в Церкви, стал жить и работать на Христа, в какой-то момент меня пронзила мысль: да вот же он, коммунизм, давно построен здесь на земле. Всё общее, все трудятся ради Христа кто как может, помогают друг другу ради общего блага, а не ради денег. Но видно было и отличие от того коммунизма, который рисовали братья Стругацкие.

Прежде всего, общество Церкви организовано иерархически. Там нет равенства! И вот как там всё устроено.

Церковная собственность не принадлежит никому в отдельности, но она и не является ничейной: всякая вещь находится в распоряжении какого-то конкретного человека, и он за неё отвечает перед вышестоящим. По структуре отношений людей это скорее феодальная собственность: дом, где я живу, дан мне в распоряжение, но я не безраздельно владею им, а отвечаю перед настоятелем прихода. А настоятель отвечает перед благочинным, благочинный перед епархиальным архиерем, а архиерей перед Синодом и Патриархом.

В сущности, церковная собственность это действительно коллективная собственность, но не аморфная (всё вокруг народное, всё вокруг моё), а очень конкретная. Суть же в том, что церковная собственность не ничья, она принадлежит Царю Христу, который позволяет нам ею пользоваться, но не передаёт в наше владение, и это очень даже конкретно ощущается.

Вот я сижу сейчас за столом и набираю этот текст, но этот стол -- не мой стол, мне лишь временно разрешили им попользоваться. Я не могу, к примеру, пойти и продать его какому-нибудь нецерковному человеку. Церковная собственность остаётся внутри Церкви, собственность прихода внутри  прихода, собственность епархии внутри епархии — передача, обмен или продажа собственности от одного субъекта внутри Церкви к другому возможна, но не иначе как с благословения ответственного лица соответствующего уровня. Короче, Церковная собственность — сложная штука, в ней надо разбираться. Это вовсе не примитивный "коммунизм" братьев Стругацких.

Всё сказанное касается собственности церковной. Но при этом Православная Церковь никогда не претендовала на тоталитарность. Помимо собственно церковной собственности у каждого церковного человека есть и личная собственность. Твоя личная собственность дана Христом непосредственно тебе самому, и отвечаешь за неё непосредственно перед Христом лично ты, без какого-либо участия церковной иерархии.

> Бог поставил Царя Давида Царём над людьми в старые времена. И над людьми, и над пророками, и над священниками.

Нет, священство и святыни не принадлежали Давиду. Они остались собственностью Самого Бога.

> Тогда я не понимаю мистики разделения власти. Мне кажется, что перед святынями и царь поклоняется. Но священники все равно поклоняются царю и слушают его.

В том-то и дело, что православный Государь не является тоталитарным собственником всей общественной собственности. Наряду с его государевой собственностью имеется церковная собственность, а также личная и частная собственность граждан.
И Царь, и Церковь и каждый Гражданин отвечают за свою собственность непосредственно перед Богом.

> Но, при этом, за людей (и священников тоже) как граждан Царь тоже отвечает только перед Богом.

Я понимаю иначе.
Такое понимание, при котором царь мыслится как собственник своей национальной Церкви, сложилось в России в синодальный период. Оно не характерно для Античного Православия и является (в сущности) средневековой девиацией, которой нам православным удалось избежать собственно в Средние Века, но которая была нам навязана вместе с идеей абсолютизма уже в Новое Время. (См. Гештальт мировой революции: суть и оглавление)

> Понятно, что единственный и Царь и Патриарх в одном лице - это сам Иисус Христос.

Да, Патриарх подчинён НЕ Царю, но Самому Христу, поэтому патриархат и упразднили в абсолютистской Российской Империи. И как мне кажется, это и было первым социалистическим преобразованием в русской истории. Хотя предтечей этого процесса можно было бы считать Ивана Грозного, пытавшегося подчинить себе церковную иерархию, когда абсолютизм в Европе только-только начал входить в моду (см. Грозный демон русской истории).

> Тем не менее Имератор - явно носитель личной власти. При этом, при помазании, насколько я понимаю, мистическое таинство в том и состоит, что Император становится носителем духа власти, данного ему от самого Бога. А Патриарх - это другая сторона власти, которая лучше всего выражает в словах "Я кроток и смирен сердцем."

Давай разберёмся.

Император — служитель Бога, как и Патриарх. Если тот и другой следуют воле Иисуса Христа, противоречия между ними возникать не может, одни делают одно общее дело — в этом и состоит Античная симфония государственной и церковной властей. При этом Церковь и священство НЕ подчинены Императору, как и Император в своих решениях не подотчётен никому кроме Самого Бога.
Если между Императором и Патриархом возникает противоречие, это симптом болезни: кто-то из них двоих (а может, и оба) уклонились от воли Бога, от сути своего служения.

Если оформлять эти отношения юридически, согласие Царя и Патриарха должно считаться необходимым (хотя и не достаточным) признаком, что их решение выражают волю Господа. Похожим образом устроена власть в Англии, где решение Парламента обретает силу закона в случае, если оно утверждено всеми тремя его частями: палатой Общин, палатой Лордов и Королём. Король это равноправный с каждой из Палат член Парламента. Без его согласия решение Парламента не имеет силы закона. Но и наоборот. (См. Откровенно о Британском парламенте)

По идее, если в православной стране выстраивать власть юридически, в подобных же отношениях должны находиться Царь и Патриарх. Церковная иерархия в этом случае играет тут же роль, что и Палата Лордов в Британии. Но если так, то сразу же становится очевидной нехватка третьего элемента, в качестве которого должна по-видимому выступать земская власть (аналог палаты общин). Почему необходим третий элемент? Для устойчивости конструкции, см. Правило треугольника.

Нужда в земщине возникает, если мы не редуцируем, не упрощаем общество до уровня социализма — то есть, наряду с церковной и царской собственностью признаём и личную, и частную. Повторюсь: религиозный смысл частной собствнности состоит в том, что частное лицо или нецерковная организация отвечают за свою деятельность перед Богом непосредственно, поэтому тоталитаризм исключён, и вообще говоря, никто не вправе говорить от лица Бога: ни Царь, ни даже Церковь ("кто поставил Меня судить или делить вас?"): Её откровения лишь для тех, кто Ей верит.

Тогда могут и должны возникать социальные структуры и объединения, не являющиеся ни церковными, ни государственными — и у этих структур и объединений должно быть своё представительство во власти — скорее всего, что-то типа Палаты Общин.

Замечу, что еретики и иноверцы в этой системе мыслятся именно как частные объединения людей, имеющие право на существование и на свою частную собственность, также представленные в Земщине (в Парламенте). Все они находятся во власти нашего Бога — но не подчинены напрямую ни нашей церковной иерархии, ни даже государству (=Государю лично). Однако Богу-то они подчинены, хотят они того или нет!

Итого, имеем три элемента высшей власти, согласие которых и придаёт силу Закону: Царь, Церковь и Земство (Парламент). Вот так мне мыслится нормальная (без средневекового редукционизма) политическая жизнь в православной стране.

При этом наличие именно трёх (а не двух) элементов власти обеспечивает системе равновесие, которое будет поддерживаться естественным образом, автоматически, согласно "Правилу треугольника", несмотря на духовные интервенции дьявола. А именно: при чрезмерном усилении одного из трёх элементов, другие два объединяются против него. При чрезмерном его ослаблении — начинают ссориться и взаимно ослаблять друг друга.

Как видно, от социализма тут в итоге мало что остаётся. К социализму легко прийти, если начать редукцию.

Например, можно сделать Земство частью Церкви, законодательно запретив иные конфессии и религии. Тогда царь и патриарх в какой-то момент начнут бороться за власть, и мы получим в итоге либо Ватикан (патриарх стал царём), либо Российскую Империю (император возглавил Церковь).

Можно наоборот, начать редуцировать эту систему, устранив Царя, оставив Церковь и Земство выяснять отношения между собой. Один из возможных результатов мы видели в 1917 году: гонения на Церковь и захват власти "пролетариатом", из-за спины которого отчётливо просматриваются умыляющиеся иностранные рожи. Другой вариант -- превращение России в большой Ватикан, о чём я уже говорил выше.

Можно наконец лишить участия во власти Церковь (например, подчинив её царю, как это сделал Пётр Первый). Тогда Земство начнёт бодаться с Царством и дело кончится либо новым атеистическим Октябрём, либо тиранией какого нибудь нового Сталина. Либо сначала одно, потом другое.

Всё равно, с чего начать. Итогом будет тоталитарная система того или иного сорта. А чтобы избежать тоталитаризма, нужно выстраивать систему на основе равновесия трёх элементов: Царство, Земство, Церковь.

«Величайшие блага, дарованные людям высшею благостью Божией, суть священство (ἱερωσύνη) и царство (βασιλεία), из которых первое заботится о Божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всём (συμφωνία τις ἀγαθὴ), что служит на пользу и благо человеческого рода. Потому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить чрез это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем»
(Св. Юстиниан Великий)

К словам величайшего из православных Императоров следует добавить следующее.
В эпоху Юстиниана Земщина вообще не мыслилась как политическая сила (90% населения Империи составляли крестьяне), и роль третьей силы играла Аристократия, роль которой в истории Римской Империи кажется мне гораздо более важной, чем принято думать. Я думаю, что за редким исключением Императоры были всего лишь ставленниками той или иной группы аристократии, только редкие из них становились самостоятельной силой — такие как Юстиниан. Отпадение независимой от Империи Римской церкви в XI веке привело к подчинению церковной иерархии власти Императора, что и привело в итоге к редукции и развалу системы Управления. Но это отдельный разговор.

> Ваши рассуждения выглядят настолько естественно и гармонично, что удивительно, почему все в мире обстоит по-другому. Ну понятно, почему, чего там.. Надо понять, как обеспечить стабильность внутри Земства и на границах его связи с другими третями системы. Чтобы, например денежная часть Земства не вошла в предательский союз с той темной аристократической частью Царства, которая хотела бы применить табакерку. Или чтобы неправославная часть Земства не взалкала бы однажды ослабления Церкви. Похоже, в будущем не обойтись без избирательного ценза? Подумалось, что тело Империи, не проходящее этот ценз, должно быть под управлением и заботой Церкви. Также у мирян должно быть прямое право передать свой голос (влияние, энергию, деньги итп) Церкви.

Возражение:

> Все это замки на песке, когда нет пресловутого коллективного бессознательного,если уж совсем топорно сказать понятными терминами

Понял. Текст станет интереснее, если описать его религиозную подоплёку. Но не уверен, что у меня хватит энергии.

> Просто нам всем страшно обдумывать, что будет происходить в годы формирования этого Сердечного Рима. А если этот процесс описать, то будет видна и религиозная подоплёка - в мясорубке молиться будут даже камни; и честь как аккумулятор политической жизни - вернутся только те с фронта, у кого есть честь; и свет Истины так или иначе выжжет основные слои иллюзий - взрослыми станут все русские.

Да, так.
Но важно понимать, что религиозный фанатизм это вовсе не "взрослость", а наоборот -- духовное младенчество, очарование открывшейся Истиной, а отчасти и самим собой драгоценным, которому открылась Истина. За очарованием следует разочарование, подростковый протест (см. Сегодняшние проблемы Русской Православной Церкви: либерализм и фанатизм), и только потом взрослый, уравновешенный взгляд на эти вопросы. Я не думаю, что мы успеем пройти все эти стадии прежде пришествия Антихриста.

> Мне тема Земства непонятна. Как Земство может быть самостоятельным и чём-то там владеть, как оно может быть "третьей силой"? Если Земство не Аристократия оно ничего не может против Церкви и Государства, потому что структуры нет. Земство - это касты ремесленников и купцов. Производители ВВП. В РИ Земство было крестьянством, которое занимает место между вайшьями и шудрами по факту. Но это не суть. Структуры (такой чтобы на равных с Государством и Церковью общаться) нет. В РИ - Земство было в подчинённом положении.

Да, но Земство это люди, а не рабочие муравьи. У них должен быть легитимный канал политического влияния.
Отчасти именно поэтому крушение Империи оказалось таким страшным. Могло ведь просто полихорадить Февралём и обойтись без Октября.

Земство не может быть самостоятельным (это не Власть), но у него должна быть своя важная роль в Управлении. Земство это элемент самоуправления, без которого Управление приобретает черты тоталитаризма — или, говоря в классическом дискурсе, абсолютизма.

Я полагаю, что абсолютизм это родовая травма Империи Романовых — врождённый вывих, который нам сделали наши создатели, пожалуй-немцы. (См. Дом Романовых: триста лет одиночества) Социализм это всего лишь доведение абсолютизма до логического конца. Когда Россия дерзнула пойти против них, они её до логического конца и довели. (См. Пожалуй, немцы и Пожалуй, русские)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фото : schtadler В то время, как большинство жителей России разрывало последние дискеты и демонстрировало небу свои флюорографии, я несся над Норвежским морем на высоте 11 км со скоростью 750 км/ч и пытался удержать в руках всю фототехнику, которую опрометчиво набрал в полет ...
Итак, вниманию истомившейся публики предлагается фото вчерашней абитуриентки. Ее поза и выражение лица как бы говорят "Ну, извини, папа!", а общее расположение фигуры выражает отношение к учебному заведению, на фоне которого сделан снимок, к ...
1154. Гвинея. Девушка народа фула 1001. Девушка народа Агни 1009. Женщина народа фула 1012. Гвинея. Девушка народа фула 1013. Судан. Женщина народа сомоно 1017. Девушка народа фульбе 1031. Сенегал. Девушка гереро 1044. Сенегал. представители народа г ...
«Газпром» платит нам за транзит в два-три раза больше, чем сможет получать за продажу своего газа … В госбюджете будут деньги, чтобы платить зарплаты и пенсии бюджетникам, а также на выплату субсидий для всех, кто не может оплатить полный счёт за коммуналку», — заявил главный ...
"И если б водку гнать не из опилок, То что б нам было с пяти бутылок!" "Что же ты, зараза, бровь себе подбрила.. И куда ты, стерва, лыжи навострила - От меня не скроешь ты в наш клуб второй билет!" "Ударил первым я тогда, Ударил первым я тогда - Так было надо. " ...