Христиане и черная кошка, которой нет
— 11.11.2015
Ну, вы помните этот анекдот про марксистско-ленинскую философию. Которая ищет в темной комнате черную кошку, которой там нет, и кричит "Нашла!". Впрочем, это относится не только к марксистам.
Кричать "Нашел!" – это вообще в нашей природе. Показалось, что нашел, вот и кричим. Что там в реальности нашел или не нашел – неважно. Важно, что показалось. Мы в таких случаях сомневаться не любим – сразу в крик. Потому что, чем громче крик, тем сильнее уверенность в собственном знании и, соответственно, тем глуше сомнения. Оттого он и стоит на наших просторах такой громкий: знать-то хотят все, а сомневаться не любит никто.
Именно это и произошло с нашим "религиозным возрождением". Смыслоискательство для нас архетипично: мы очень плохо чувствуем себя, когда не видим смысла. Поэтому и ищем его всегда. Коммунизм давал многим из нас (а были времена, что и почитай – всем) иллюзию смысла. Было понятно, для чего жить. Деградация коммунистической идеи и последовавший за ней развал Советского Союза ударили по нам сильнее всего не материальными потерями (которые для кого-то стали и материальными приобретениями), а прежде всего потерей смысла. Не для чего стало жить. Кто-то, правда, сумел найти смысл своей жизни в шубохранилищах, а кто-то – в бизнесе как увлекательном занятии, но большинство осталось у разбитого корыта. Конечно – семья, конечно – мелкие радости... Но маловато этого для нас...
В общем, стало тоскливо... И тогда подвернулось нам христианство. "Подвернулось" здесь вполне точно. Очень давно, еще задолго до Октябрьской революции христианство в России утратило роль основы духовной жизни. Очень давно – началось это еще в 17-м веке. И нам нужно было хорошо перерыть своих подвалов, чтобы найти такую древность. Но альтернативы не было. И мы взяли что было. И закричали, что, слава богу, мы нашли Бога.
Но в реальности, конечно, нашли мы не Бога. В этом легко убедиться. Стоит только посмотреть в глаза кричащим. Обретение Бога человека преображает, он становится другим. Это невозможно ни с чем спутать. Наши крикуны к такому преображению и не прикасались. В своем абсолютном большинстве они производят впечатление одурманенных и, хуже того, сами себя одурманивающих. В полной степени иллюстрируя марксово "опиум для народа". Запрещая себе думать и злясь на тех, кто не разделяет их самовосторга, чаще всего они дают нам примеры не духовного роста, а духовной деградации. Но при этом у них не смолкают разговоры о духовности, и они вполне уверены в том, что искомая кошка наконец-то у них в руках.
Для духовной жизни общества такая майя, конечно, губительна. Вместо реальной духовности мы получили суррогат, которым пичкаем и детей, затрудняя, а часто и просто надолго останавливая их духовное развитие. И всё это в иллюзии, что мы приобщаем себя и их к Богу.
В реальности же приобщаемся мы не к Богу, а к "коробке из-под Бога". Ну, правда, не совсем "из-под". Возможно, где-то в глубине этой коробки Бог и есть. Я вам по секрету даже больше скажу – точно есть. Только мы не только в глубину не лезем, но и вообще боимся приоткрыть эту доставшуюся нам от прабабушкиной прабабушки шкатулку. И, не делая этого, один в один повторяем крыловскую мартышку, которая то нюхала очки, то их лизала, то прижимала к голове.
Власть такое положение дел вполне устраивает. Православная традиция отношений с государством, "симфония", основана на терпимости церкви к любым господлостям. Но дело даже не только в этом. Люди во власти они ведь тоже плоть от плоти народной. Они так же религиозно возродились, и им очень приятно осознавать себя не ворами, растлителями и насильниками – в общем, служителями зла, а прямо-таки наоборот – людьми Бога.
Но хуже другое. Плоть от плоти народной у нас не только власть, но и интеллигенция – культурные лидеры. Вести народ за собой по пути духовного развития – это их дело. Должно было бы быть их, то есть нас всех, делом. Но оказалось, что очень большая часть интеллигенции оказалась поражена тем же недугом – иллюзией схваченной за хвост черной кошки. Они так же уверены, что нашли... И, естественно, бегут всего того, что их уверенность грозит разрушить.
И в результате общество остается не то, что совсем без духовного авангарда, но с авангардом очень ослабленным, очень немногочисленным. Этим-то людям и предстоит тащить воз. Конечно, сейчас, во всяком случае, он им совершенно непосилен.
Но больше-то всё равно некому.
|
</> |