Храм великомученицы Екатерины на Большой Ордынке
architectstyle — 06.01.2023В существующий архитектурный комплекс на Большой Ордынке входят две церкви: справа - летняя церковь Екатерины Великомученицы, слева - зимняя церковь Спаса Нерукотворного образа. Между ними - первый ярус разрушенной колокольни. В настоящее время Спасская церковь находится в процессе затянувшейся реставрации.
Летний храм великомученицы Екатерины на Всполье в стиле барокко построили в 1766-1775 годах по проекту архитектора Карла Бланка. Вероятно, постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762 году. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Старая трапезная была сохранена. Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов, теплого и холодного, с колокольней между ними, сблизив строения. Тонкая и высокая четырехъярусная колокольня стала центром композиции (переделана в 1820-х). Храм строился на казенные средства. Храмовую икону святой Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем. Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским. К сожалению, они не сохранились.
Фотография из альбома Николая Найдёнова 1883 года
"Екатерининская церковь является памятником редкого для Москвы позднего барокко, включающая элементы рококо. Очевидна большая, чем у других московских мастеров, связь Бланка с петербургской архитектурой 1750-1760-х годов. Здание напоминает и некоторые парковые павильоны того времени". Из книги "Памятники архитектуры Москвы"
Храмовая ограда с многочисленными декоративными деталями была установлена в 1769 году на белокаменном цоколе и состояла из металлических и каменных элементов. Кованные звенья фигурной решетки были выполнены в 1730 году дворцовыми мастерами по проекту Х. Конрада для ограждения Соборной площади Кремля, а затем оказались на Ордынке.
Улица Большая Ордынка, 60
Украшенные пилястрами столбы и мощные пилоны ворот, симметрично окружали храм по линии улицы и были увенчаны белокаменными орлами (архитектор Фёдор Шестаков). Кованые российские гербы венчали центральные прутья решетки. На равном расстоянии высились столбы с пилястрами, завершенные карнизами большого выноса, которые симметрично окружали здание. Местоположение, а также наличие у ограды двух въездных ворот способствовало участию ограды в застройке улицы Большая Ордынка и Большого Екатерининского переулка (ныне Погорельского). На столбах со стороны Большой Ордынки были установлены белокаменные вазоны, изображающие Екатерининскую корону. Со стороны Большого Екатерининского переулка вазоны были украшены вензелями Екатерины в медальонах.
Теплая церковь, сгоревшая в пожарах 1812 года, была полностью перестроена лишь спустя 60 лет по проекту П.П. Петрова (в литературе также называют Д.Н. Чичагова).
Массивный объём Спасской западной церкви был оформлен пилястрами, воспроизводящими пилястры основного Екатерининского храма. Купол её также напоминал купол основной церкви.
Спасский храм был лишён купола в 1930-е годы. Исторически купол храма был золотым.
В 1931-м храм закрыли, здание некоторое время занимали Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения и Всесоюзная художественная мастерская имени Грабаря.
В 1992-2006 годах церковь была передана для устройства подворья Православной церкви в Америке при Московском патриархате. В настоящее время церковь Святой Екатерины - памятник одной из наиболее знаменитых русских императриц, интересный образец архитектуры барокко, а ещё и центр англоязычных богослужений в Москве.
Щетининский переулок
Ожидается реставрация Спасского храма и воссоздание утраченных ярусов колокольни.
Погорельский переулок
Источник информации: ocapodvorie.ru
|
</> |