Хозяин Удунгинского тракта (из истории Великого чайного пути)
moy_ulan_ude — 20.01.2014
Один из самых богатых и влиятельных людей своего времени, фактически владевший Удунгинским купеческим трактом, по которому проходил знаменитый чайный путь из Китая в Россию, меценат и просветитель - Юмжап Лумбунович Лумбунов. Сведений о его детских и юношеских годах очень мало, известно только, что родом он был из местных удунгинских казаков. Наверняка получил начальное образование, скорее всего, в приходской инородческой школе при Селенгинской думе, потом обучался в русско-монгольской войсковой казачьей школе, находившейся тогда в Селенгинске. Его время наступило тогда, когда проложили тракт напрямую из Кяхты до Байкала – через Селендуму, Удунгинскую долину, хребет Хамар-Дабан на Мысовую и Великий чайный путь, проходивший ранее через Селенгинск, Верхнеудинск и до Иркутска, сократился почти вдвое. Бесконечная вереница обозов, груженных чаем и другим ходовым товаром, потянулась по долине. Расторопный, предприимчивый молодой казак засучив рукава взялся за работу. Он начал поставлять фураж для лошадей, потом открыл торговые лавки и постепенно стал полновластным хозяином всего торгового тракта. Летом 1891 года, после поездки в Японию, проездом в Верхнеудинск прибыл наследник российского престола молодой цесаревич – будущий император России Николай II. Ему устроили пышную встречу. Во время этой встречи, в числе других, тайша селенгинских бурят Сайнцак Юмов и Юмжап Лумбунов из рук Его Императорского Величества получили золотые шейные медали. Во время церемонии встречи высокого гостя Юмжап Лумбунов, желая ознаменовать посещение цесаревича, обещал в течение трех лет жертвовать на нужды бедным по 1000 рублей. Это была большая сумма по тем временам, и обещание было выполнено. Вернувшись домой, он устроил большое народное гулянье, на свои деньги поил и кормил своих земляков. Говорят, что люди выстроились в большую очередь, и каждого, кто подходил к нему, он одаривал серебряным рублем (деньги по тем временам немалые). Находились такие, которые умудрялись вставать в очередь по несколько раз, и тем самым смогли существенно поправить свое материальное положение. Было ли так на самом деле – неизвестно. Во всяком случае, из этой байки создается образ этакого удалого ухаря-купца в порыве снисходительного благодушия щедрой рукой раздающего милостыню неимущим. Хотя, на самом деле, нуворишем его трудно назвать. Если иные современные дельцы, так быстро разбогатевшие, что уровень состояния их кошельков явно не соответствует уровню их культуры и образования, не испытывают комплексов по этому поводу, даже наоборот, то Юмжап Лумбунов, не имея возможности получить хорошее образование, всегда стремился к знаниям. Он не ограничивал свои интересы только коммерцией, более того, был крупным меценатом и просветителем, состоял в кружке бурятской интеллигенции. Этот кружок, существовавший в последнее десятилетие XIX века, куда входили в основном выходцы из Селенгинска, сыграл большую роль в просвещении и распространении знаний о Востоке вообще и буддизме и бурятах в частности. Членами этого кружка были купец Алексей Дмитриевич Старцев (Бадмажап Эрдынеев – сын декабриста Николая Бестужева), муж его сестры Екатерины - начальник русской почты в Пекине Николай (Найдан) Гомбоев, его брат хамбо-лама Дампил Гомбоев, нерчинский купец и журналист Петр Першин, в жилах которого текла бурятская кровь, и Юмжап Лумбунов. Они сделали очень много на ниве благотворительности и просвещения народа. Крупные пожертвования разным культурным направлениям и учреждениям, финансирование изданий по истории и этнографии бурят, стипендии учащейся бурятской молодежи, помощь научным экспедициям востоковедов, коллекционирование уникальных предметов буддийского культа – вот неполный перечень их разнообразной благотворительной деятельности. Они активно сотрудничали с Восточно-Сибирским отделом Русского Географического общества, управляющим которого в то время был Григорий Николаевич Потанин, выдающийся ученый, путешественник, исследователь Центральной Азии и Сибири. Достаточно привести отрывок из письма Ю. Л. Лумбунова Г. Н. Потанину, написанного в 1889 году: «… И, как вижу, наши бурят-монголы Восточной Сибири, чрез ученое исследование, по инициативе Вашей, достигнут своих прав и не останутся в будущем угнетенными и негласными в бытовом и религиозном положениях своих и еще благодаря просвещенному воззрению ученых, приобретут потерянные свои исконные права не клонящиеся ко вреду Государства и русской нации» - из которого видно, что это был широко мыслящий, умный и незаурядный человек. В построенной на его средства школе множество бурятских детей смогли получить бесплатное образование. Он не имел своих детей, но в его доме постоянно жили сироты, которых он содержал, занимался их воспитанием и образованием. Наступил 1917 год. Грянули революционные преобразования.
Новая власть не стала церемониться с престарелым Лумбуновым,
которому было уже за 70 лет. Его прежние заслуги были уже не в
счет. Для новой власти он был эксплуататором, то есть классовым
врагом, которого нужно ликвидировать. В конце 20-х годов Юмжап
Лумбунов был арестован и вместе с женой отправлен в Иркутск. Там их
следы затерялись, скорее всего, они были приговорены к
расстрелу. |