рейтинг блогов

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

топ 100 блогов dombusin26.11.2021 Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

В популярных туристических местах почти всегда возникает проблема: как организовать поток посетителей, чтобы минимизировать урон ценным экспонатам от лишнего света, влажности, шума и вообще всего, что производит постоянная толпа.

Особенная сложность, когда экспонатом является само строение или помещение – тут уж все стены герметичными витринами не прикрыть.

Хотя, например, туристов, заходящих посмотреть фреску да Винчи «Тайная вечеря», написанную на стене миланского монастыря, пропускают небольшими группами через специальный герметичный шлюз – так пытаются сохранить микроклимат внутри зала с фресками.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей
Трапезная в базилике Санта-Мария-делле-Грацие, где с помощью очень ограниченного доступа сохраняют фреску "Тайная вечеря"

Поскольку в последние десятилетия шел тренд на увеличение численности туристов (в этом немалая заслуга Китая), все чаще для интересующихся достопримечательностями создают точнейшие копии. А к настоящим памятникам допускают лишь ученых и реставраторов.

Мне очень нравится идея нового музея, открытого на юге Франции, недалеко от Авиньона. Это очень качественная копия найденной в 1994 году уникальной пещеры с наскальными рисунками возрастом до 36 тысяч лет.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей
Здание, внутри которого обустроена копия пещеры Шове

По фамилии первооткрывателя-спелеолога пещеру назвали Шове, на ее стенах насчитано более четырехсот рисунков животных ледникового периода, это один из древнейших источников пещерного искусства в мире.

Рисунки сохранились благодаря тому, что вход в пещеру был завален много тысяч лет назад, и внутри сложился благоприятный для пигментов микроклимат.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей
Рисунки на стенах пещеры Шове

У Франции уже был не очень счастливый опыт с аналогичным памятником древнейших культур, получившей очень большую известность пещерой Ласко, открытой в самом начале 2-й Мировой войны. После войны, в конце 1940-х, в пещеру разрешен был доступ туристам, и всего через десять лет появились угрожающие признаки разрушения рисунков.

Оказалось, углекислота, выдыхаемая тысячами посетителей каждый день, вступает в реакцию с кальцинатами на стенах пещеры, до того защищавших наскальную живопись, а в соединении с углекислым газом, напротив, начавших ее разъедать.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей
Строительство копии пещеры Шове

В конце концов, пещеру Ласко пришлось закрыть и сделать ее частичную копию для осмотра, а последствия массового туризма в пещеру пытаются преодолеть по сей день.

Но, с другой стороны, благодаря такому примеру, французские власти смогли достаточно быстро принять строгие меры для охраны новооткрытой пещеры Шове. Поток туристов был строго ограничен, а затем решено было и вовсе закрыть пещеру, но зато построить точную ее копию и создать целый развлекательный комплекс археологической направленности.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

Открытый в 2015 году музей, названный по имени ближайшего крупного города «Пон д’Арк» стал самой крупной в мире рукотворной копией пещеры. А с настоящей пещерой Шове теперь работают только специалисты.

Вообще, как мне кажется, в точных копиях достопримечательностей нет ничего, что ущемляло бы осматривающих такие экспонаты туристов. Напротив, сплошное удобство, ведь можно сделать целевые экспозиции по стилям и эпохам, как устроили в Пушкинском музее в Москве – и копии архитектурных памятников и их частей там очень качественные и тщательно отобранные.

Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей
Музей изобразительных искусств имени Пушкина: копии знаменитых произведений искусства сгруппированы по эпохам, и дополнены архитектурными деталями и интерьерами того же времени

Не каждый ведь может съездить на к Афинскому Акрополю полюбоваться на кариатиды (которые, впрочем, и там – копии, в целях сохранения), а их двойников в Пушкинском можно осматривать с любых сторон и очень близко.

А вы, друзья, как думаете, хорошо ли «кормить» туристов копиями ценных экспонатов или достопримечательностей?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Двуручный меч, Германские Земли, вторая половина XVI века. Общая длина мча 1705 мм (67 1/8 in.); длина клинка 1256 мм (49 7/16 in.); ширина крестовины 537 мм (21 1/8 in.); длина рукояти 432 мм (17 in.); длина рикассо 347 мм (13 11/16 in.); вес 3.28 кг (7.23 lbs.). Из собрания Cleveland ...
Сначала прокачиваешся в бальных, до М-S класса, после чего можно уже суваться в ...
Я живу за рубежом уже более двадцати лет. За это время я во многом смог разобраться и пришел к выводу, что проблема на самом деле надуманная. Точнее это наш великий и могучий комплекс неполноценности. На западе люди спокойнее, терпимее и расслабленнее, не такие озверелые и более ...
  Был выходной день, и я просто шла мимо. Мимо памятника павшим в Великой Отечественной в районном центре республики Молдова, городке Каушаны.   Я шла себе и шла, но журналистское любопытство заставило меня свернуть к памятнику, потому что ...
А у нас в Москве перчатки отменили. Об этом еще только ленивый не написал, ну вот и я напишу. Хотя тут, скорее, в последний вагон ...