Хороший мотиватор на Великий Пост

топ 100 блогов stam-adam18.02.2015 Матта Эль-Маскин
Пост как подражание Христу

Церковь живет подражанием Христу. Все, что совершил Христос, совершает и Церковь. Христос становится ее жизнью. Его обращенный к Матфею призыв: "Следуй за Мною!"[1]  означает: живи Моей жизнью. Церковь приняла этот призыв, как обращенный к ней самой.

В жизни и действиях Христа пост представляет собой первый ответ на помазание Святым Духом. А также первую битву, в которой Христос одержал победу над врагом – князем мира сего. В завершение сорокадневного полного поста Христос затворил рот Сатане и тем показал нам, на Своем опыте, как нам следует поступать с врагом, с его искушениями и его пустыми иллюзиями. Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста[2]. Когда кто-либо входит в молитвенный пост, Сатана покидает плоть.

Будучи Сыном Божиим, Христос не имел нужды поститься, также как не имел нужды открыто сражаться с Сатаной, принимать омовение в Иордане или помазание Святым Духом. Однако все это Он совершил для нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью и Его деяния – нашими. И если мы знаем, что омовение Христа в Иордане было для того, чтобы Он явлен был Израилю[3], то Святым Духом Он был исполнен для искушения от дьявола[4] – для того, чтобы явиться духам тьмы и вступить в открытое противостояние с дьяволом, на благо нам, людям. Пост должен был возвести [человеческую] плоть Христа на уровень, необходимый для сражения с духами зла, под  власть которых подпадает самое слабое в нас: плоть.

Заметьте, что крещение, помазание в полноте Святого Духа и пост составляют в жизни Христа основополагающую цепь неотделимых друг от друга деяний, кульминацией которых становится победа над Сатаной. Победа сия подготовила тот момент, когда  власть князя мира сего будет окончательно уничтожена на Кресте.

Стало быть, нам жизненно важно принять силу, заключенную во всех сих деяниях, ощутить ее в самой глубине своей души и научиться у Христа давать ей возможность действовать в нас, как она действовала в Нем, чтобы наша жизнь пропиталась Его жизнью. Конечная цель крещения, дарования Святого Духа и поста – чтобы Христос пребывал в нас и чтобы мы могли сказать вместе с Апостолом Павлом: Уже не я живу, но живет во мне Христос[5]

Крещением рассекаются узы, что связывали нас с нашим ветхим человеком, чтобы мы стали сынами Божьими во Христе.

Помазанием полнотой Святого Духа рассекаются узы, что связывали нас с дьяволом и жизнью в грехе, чтобы мы приняли Дух жизни во Христе.

Постом рассекаются узы, что связывали наши инстинкты с Сатаной, чтобы и плоть могла одержать победу и жить по Духу во Христе.

Ни одно из этих трех деяний неотделимо от двух других. Крещение дает нам духовную полноту, а духовная полнота посредством поста доставляет нам победу, которая позволяет плоти быть ведомой Святым Духом. Сими тремя мы живем во Христе и Христос живет в нас.

Хотя сии три акта переживаются последовательно, это никак не ослабляет их глубинное единство, никак их не разделяет. В духовном плане крещение (в младенчестве), полнота Святого Духа (в возрасте интеллектуальной и психической зрелости) и пост, завершающий эту серию деяний, не могут рассматриваться по отдельности. Хотя по человеческой необходимости они и разделены во времени, духовно они составляют один единый акт. Они проистекают от Христа, Который есть "единое действие" и "единое слово". В каждом из сих деяний Христос лично пребывает в нас, сообщая нам Свою полноту, Свой образ, Свою жизнь, чтобы мы могли Им жить как единым делом и единым словом, а не по разодранному и раздробленному образу нашего собственного я.

Я хочу, чтобы для читателя стало очевидно, что пост – это Божие действие, которое мы принимаем от Христа как акт жизни, дополняющий крещение и дарование полноты Духа. С самого своего начала Церковь старается ввести в свое тело деяния Христа, чтобы они оживотворяли все ее члены. Если Церковь подражает Христу в Его дисциплине жизни, это потому, что Бог даровал ей благодать и власть принять самого Христа, чтобы Он стал ее собственной жизнью. Церковь, соединенная со Христом, становится живым и действенным образом жизни Христа. Евангелие говорит о ней как о "Невесте Христовой", соединенной со своим Супругом. Однако, хотя Евангелие и говорит что Церковь стала "едина" со Христом, оно все же продолжает утверждать, что Христос всегда останется Супругом, то есть Иным, несмотря на то, что он полностью дарует всего Себя Церкви. При этом Он не становится "Церковью", как и Церковь не становится "Христом". Стало быть, поскольку мы лишь члены Тела Христова, нам всегда надо стараться обрести Христа, все больше уподобиться Ему, стать Супругой без пятна или порока[6], чистою девою, обрученною Христу[7], всегда оставаясь обрученною девой[8], как Пречистая Дева, что зачала и носила Слово. Девство здесь состоит в том, чтобы хранить себя неоскверненным от мира[9]. А осквернение – это нечестивая связь, в которую вступают Сатана и похоть плоти,  похоть очей и гордость житейская [т.е. надменное упование на богатства][10]. Сии три вида уз Христос рассек Своим постом на Горе Искушений, оставив нам Свою победу как наследие, которое становится живым и действенным посредством поста в полноте Святого Духа и таинства Крещения.

В этом смысле пост является одним из важнейших этапов следования за Христом,  который никто не должен пытаться перескочить – если, конечно, он хочет достичь полноты возраста Христова, если хочет, чтобы Христос пребывал в нем во всей полноте. Если Крещение представляет собой важнейшую ступень, а другой важнейшей ступенью является Крест, то пост – это главный этап между Крещением и Крестом. Полнота Святого Духа, которую Христос обрел при крещении, вознесла плоть до необычайной ступени поста: абсолютного лишения пищи и питья, полного уединения и молитвы. Так Святой Дух поднял плоть до самого Креста.
Мы не можем успешно нести свой крест, преодолевать искушения дьявола, испытания мира сего и гнет злых, если мы не проживаем во всей полноте благодать поста на Горе Искушений. Если дар Святого Духа не сделает нас способными поститься, мы несомненно рискуем рухнуть под тяжестью Креста.

И тут Церковь предлагает нам подражать деяниям Христа – как единственный путь жизни, по которому мы должны пойти, чтобы обрести спасение, силу, уверенность и победу.
Не для Себя Христос крестился, и не для Себя был распят; так же и постился сорок дней  не для Себя. Деяния Христовы сами по себе исполнены силы, а для нас они – источник спасения и жизни. Но сила их сообщается нам лишь в той мере, в какой мы сами их переживаем и осуществляем. Кто принимает Крещение – облекается во Христа, кто исполнен Святого Духа – живет жизнью Христовой, и кто постится – одерживает Христову победу над князем мира сего.

Сам Христос подчеркнул, насколько Его деяния и жизнь влияют на нашу жизнь. Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете[11]. Но как Сыну освободить нас от мира, от дьявола и от нашего собственного "я" иначе, как пребывая в нас и даруя нам Свою жизнь, Свои дела и Свою победу? Он неоднократно повторяет: Пребудьте во мне, и Я в вас[12]. Речь идет о взаимодействии, синергии. Мы осуществляем Его деяния и живем по Его примеру, и Он сообщает нам силу Своих деяний, Своей жизни, Своего примера.

В другом месте, Он побуждает нас: Научитесь от Меня[13]. Так Он являет Себя как модель жизни и действия, как наш "предшественник", как "начатки", чтобы мы во всем уподобились Ему. Он уподобился нам, чтобы мы уподобились Ему.

Осуществив на деле наше спасение, Христос предстает перед нами, показывает нам раны на руках и ногах и в боку и серьезно вопрошает: "Верите вы в Меня? Верите в дела, что Я совершил? Принимаете ли Меня как Супруга?" Он ждет от невесты – от нас – не просто небрежного "да". Он призывает к полному единению с Ним, в страдании как и во славе. Стало быть, нам надо доказать свою причастность Ему в вере тем, что мы причастны Ему в Его делах. Лишь дела свидетельствуют об истинности нашей веры.

И Он, как истинный Супруг, не оставил нас в невежестве относительно дел, что нам должно совершить. Он показал, как нам себя вести и как жить: Я есмь путь[14], кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме[15]. Следование за Иисусом заключается не в идеях, а в том, чтобы идти след в след, подражать Его делам и быть причастным Его любви и Его страданиям.

Надо заметить, что заповеди Христа относительно дел – будь то добровольная бедность, аскеза, отречение от земных привязанностей, от благ, или крестная ноша – касаются личности Христа и в Нем обретают завершение. Ради Меня[16], приходи, последуй за Мною[17], ради имени Моего[18], быть МОИМ учеником[19], бодрствуйте со МНОЮ[20].

Свои дела Христос совершил с любовью, и каждое из них Он разделяет с нами – точнее, мы разделяем с Ним – по мере нашей любви, нашей аскезы и жертвы. Все наши дела берут начало от Него: наша аскеза – от Его аскезы, наш пост – от Его поста, наша любовь – от Его любви. В конечном итоге, "причастность" Христу, в этом контексте, весьма конкретна, и мы углубляем ее, каждый день чуть больше уподобляясь Ему в Духе и в поступках, глубже осознавая Его присутствие в нашей жизни, все больше позволяя Ему действовать и желать в нас – оставаясь при том готовыми свободно и спонтанно ответить Ему, как невеста Супругу.

Все деяния, что мы совершаем во имя Христа, из любви к Нему, ради уподобления Ему – будь то пост, бдения, в терпении переносимые страдания или гонения, служение ближним, жертвенная любовь вплоть до креста – все они лишь воплощают наше стремление подражать Христу и соединиться с Ним: Следуй за Мною! В них выражается единение духа, сердца и намерений.

Посредством таких дел может выражаться предание души Христу, самозабвенная любовь, воля совершенно следовать за Ним, как это было с Иоанном, братом его Иаковом и другими учениками. Они отдали свою жизнь и самих себя Господу, тотчас как увидели и услышали Его. Они покинули дом и ремесло, чтобы идти с Ним: Мы оставили все и последовали за Тобою[21]. Так они стали настоящими участниками дел Христа, Его пути, Его страданий. Вы пребыли со Мною в напастях Моих[22].

Сии дела: пост, бдения, молитва, служение, жертва – могут также быть  выражением сокрытой любви и сопровождать обязанности повседневной жизни, труд ради хлеба насущного и воспитания детей. Таков опыт тех, кто следовал за Христом, но не публично: Никодима, Иосифа Аримафейского, Марфы, Марии, Лазаря и других, чья величайшая любовь ко Христу ни в чем не уступала апостольской. И все же те, кто буквально оставили все: дом, промысел... ради следования за Христом, своими духовными деяниями наилучшим образом выражают, что Он для них превыше всего: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Глагол последовали означает здесь переход от мирских дел к духовному деланию: Христос достаточно велик, чтобы наполнить нашу жизнь, удовлетворить наши нужды, стать нашим единственным делом, единственной надеждой, единственным интересом.

Таково православное учение, которое Церковь приняла от Апостолов, относительно усердия, горения, старания в делах как проявления наивысшего почитания Христа. Именно в усердии и искренности в духовном делании проявляется внутренний свет, которым озаряет нас глубокое единение со Христом. А следствие тому – свидетельство об Отце. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного[23].

Апостолы унаследовали все, что составляет жизнь Христа. Они были очевидцами и соработниками в Его делах. Они унаследовали долгие посты, видя, как Он постился, и слыша Его наставления: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста[24]. Они унаследовали ночи напролет в молитве: Бодрствуйте и молитесь[25]. Унаследовали отчаянную молитву, со многими земными поклонами и потом, подобным каплям крови: И, находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю... И сказал им: что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение[26]. Унаследовали терпение, чтобы переносить оскорбления со стороны иерархии и предательство от друзей: Если Меня гнали, будут гнать и вас[27]. И публичное служение в помощь больным, грешникам и бедным. И страдания, истязания, и крест как самую драгоценную часть наследия: Чашу, которую Я пью, будете пить[28]. Павел в ответ сказал: что вы делаете? что  плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса[29].

Они унаследовали все сии дела, не отделяя их от Христа; но потому, что верою вселился Христос в сердца их[30], когда они приняли Святого Духа, они и совершили, по обетованию, все деяния Христовы, и даже чудеса Его и смерть.

В свою очередь, Церковь унаследовала сей апостольский опыт. Она унаследовала "Христу, действующему в Апостолах". Потому, дорогой читатель, когда ты слышишь о необходимости дел в Православной Церкви, пойми, что Церковь сфокусирована на личности самого Христа, Который совершает в нас, как и в Апостолах, те же деяния, что Он совершил ради нашего спасения. Церковь верит точно в то, что выразил Апостол Павел: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению[31].  Церковь уверена, что так она исполняет и другое слово Павла: Все делайте в славу Божию[32], ибо всякое дело должно совершаться через Христа и во Христе, потому что лишь Христово деяние воздает славу Богу: Господь Иисус Христос в славу Бога Отца[33].

Должно быть ясно, что вера Православной Церкви в дела является ни чем иным, как выражением ее верности совершенной жизни во Христе. Этой совершенной жизни принадлежит все, что Христос желал и делал, или лучше сказать – вся Его миссия сострадания ко всему человечеству. А стало быть, нельзя рассматривать дела как отдельные действия, совершаемые по человеческой воле для удовлетворения собственного я.

В понимании Церкви, важность дел основывается на том, что всякое дело должно проистекать из воли Христа и совершаться Его силой: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе[34]. Необходимо, чтобы дела в результате приводили к славе Бога Отца. Иными словами, они должны свидетельствовать о Нем: чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного[35].

Для Православной Церкви, стало быть, "вера и дела" неотделимы от живой личности Христа – источника как веры, так и дел человека. И если конечная цель как веры, так и дел – прославление Бога Отца, то сие онтологически принадлежит исключительно Христу: Иисус Христос – Господь во славу Бога Отца.

Критерием истинности дел – что они совершаются во Христе и во славу Отца – является совершенное подражание Христу в каждом слове, каждом поступке и во всем поведении. Итак, нам надо в молитве призывать Дух Христов, чтобы Он очистил наши дела от всякого несовершенства, происходящего от самоволия либо чисто человеческого рассуждения; чтобы не было в них никакой лести ни лукавства, лжи, приспособленчества и самолюбия, от чего они становятся бездейственными, бесплодными и превращаются в мертвые дела[36].

(Матта Эль-Маскин, март 1977)



[1] Мк 9,9
[2] Мк 9,29
[3] Ин 1,31
[4] Мф 4,1
[5] Гал 2,20
[6] Еф 5,27
[7] ср. 2 Кор 11,2
[8] Лк 1,27
[9] Иак 1,27
[10] 1 Ин 2,16
[11] Ин 8,36
[12] Ин 15, 4
[13] Мф 11,29
[14] Ин 14,6
[15] Ин 8,12
[16] Мк 10,29
[17] Мк 10,21
[18] Мф 19,29
[19] Лк 14,26
[20] Мф 26,38
[21] Мк 10,28
[22] Лк 22,28
[23] Мф 5,16
[24] Мк 9,29
[25] Мк 14,38
[26] Лк 22,44.46
[27] Ин 15,20
[28] Мк 10,39
[29] Деян 21,13
[30] Ср. Еф 3,17
[31] Флп 2,13
[32] 1 Кор 10,31
[33] Флп 2,11
[34] Флп 4,13
[35] Мф 5,16
[36] Евр 6,1

.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Ну вот твой физик вообще нравится женщинам? - Ну, вообще, да, хотя, конечно, от вкусов зависит. - А ты не переживаешь, что какая-то женщина начнет его домогаться? - Хм. Если начнет, то попереживаю. За душевное равновесие этой страдалицы. Последний раз я пробовала ревность на вкус, ...
люди в жизни устраиваться.  http://realty.newsru.com/article/12mar2015/dana   Приехал из воюющего региона, выхватил себе, типа, звезду, выселил ее мать, мешающую счастью. Нахуя воевать за будущее счастье, когда оно и в настоящем легко достижимо? За него другие повоюют. А это долбоебка не ...
По многочисленным просьбам в личку, предлагаю еще раз сыграть в игру. :) 1. Узнаем человека на фото. 2. Делаем репост записи с ответом, кто изображен на фото. 3. После вашего репоста, программа автоматически сгенирирует фото нового участника. 4. И так ...
ГОЛОСУЙТЕ)  САМЫЙ ЛУЧШИЙ РИСУНОК У ..... Амая .   24 ...
Перехожу я вчера Большую Бронную улицу около макдака. Вернее, стою на тротуаре, жду зеленый. Так как водители своих повозок считают, что выезжать на занятый перекресток норма, то на самой площади большая пробка идиотов, желающих втиснутся со Страстного бульвара на Бронную. Несмотря на ...