"...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит!"

топ 100 блогов bibkniga3107.12.2021
...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! Он подарил нам Вовку из Тридевятого Царства, мультяшных Малыша и Карлсона, чудесное прочтение сказки Гофмана "Щелкунчик", удивительные приключения Пети в сказке "Красная шапочка"... Это всё он, Степанцев (Степанцов) Борис Павлович, советский режиссёр мультипликационных фильмов и любимого мной телеспектакля "Ассоль". Родился он 7 декабря 1929 года в Москве. Борис обожал кинотеатр на Страстном бульваре, больше всего ему там нравилось смотреть мультфильмы. Мечтал поскорее вырасти и создавать свои мультики, ведь так много всего интересного можно создать в этом мире, чтобы ребенок радовался и ему никогда не надоедал мультфильм.
В 1946 году окончил Московскую художественную школу и курсы художников-мультипликаторов при киностудии "Союзмультфильм", где частенько пересматривал трофейные диснеевские ленты. Они произвели на него огромное впечатление, и, чем чёрт не шутит, "разве я не смогу сделать мультфильмы лучше?!". Своим энтузиазмом и идеями режиссёру удалось создать такие качественные работы, которые до сих пор ценятся во всей стране не только как лучшие мультики своего времени, но и как лучшие работы в современном мультипликационном кино. Но был у Бориса Павловича один существенный недостаток - он многие дела иногда не доводил до конца. Может сказывался его знак Зодиака (Стрелец), а может он чувствовал, что жизнь коротка и так много всего нужно успеть.

Художник-мультипликатор Анатолий Савченко, который сделал несколько мультфильмов совместно со Степанцевым, вот как вспоминает их работу: "Бориса часто "заносило". Он был очень талантлив, ему хотелось успеть всё, и он постоянно разменивался на всякую мелочь. Ну это я, конечно, не совсем правильно выразился. Сейчас поясню... Его призвание детское кино, из ерунды он мог сделать конфетку, но Борис хватался за любую новизну. Его увлекали комбинированные съемки, какие-то нестандартные операторские приёмы, потом он вдруг вообще переключился на кукол. Меня это не устраивало. Боря Степанцев умер, когда ему было пятьдесят с небольшим. По-моему, не выдержало сердце". Наверное, если спросить об одном из самых любимых мультиков детства, то многие скажут, что это две истории о Малыше и Карлсоне. Тот же Савченко вспоминал, что все образы в мультфильме получились сразу, без особых напрягов. Он же предложил на озвучку фрекен Бок Фаину Раневскую.

Степанцев перепробовал кучу актрис, но всё было не то, а Раневская сразу же вошла в роль. Женщиной она была крутого нрава, режиссера называла деточкой и не принимала никаких замечаний: "Деточка, я сама все знаю!..". И даже обиделась на художника - "Неужели я такая страшная?", когда увидела нарисованный образ Бок. На роль Карлсона пробовался даже Алексей Грибов, но выбрали Василия Ливанова, который часто заходил в съёмочную группу, чтобы поиграть в шахматы.  Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причем, в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля. Очень жаль, что история про Карлсона не получила продолжения, хотя планировался целый мульсериал по сказке Линдгрен.

В дилогии по Линдгрен Степанцев применил технологию электрографии - впервые в советском кино (на принципе электрографии работают лазерные принтеры и копировальные автоматы); "Песня о Соколе" Максима Горького на музыку Александра Скрябина, стала первым широкоэкранным советским фильмом в стиле живописи по стеклу (целлулоиду); а в экранизации балета Чайковского "Щелкунчик" были использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации.

Борис Павлович был ещё и прекрасным иллюстратором. Те, кто смотрел в детстве диафильмы наверняка помнят Чебурашку и Крокодила Гену из "Крокодила Гена и его друзей", Степанцев нарисовал их ещё до выхода мультфильма. "Айболит", "Мурзилка на спутнике", "Муха-Цокотуха", "Три поросёнка" - все эти диафильмы его рук дело.
Борис Павлович Степанцев ушел из жизни очень рано, в 1983 году. Ему было всего 53 года.

Как режиссёр:
...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! и другие.

Как сценарист и режиссёр:
...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! и другие.

Художник-мультипликатор:
...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! ...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит! и дургие.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ок. Давайте серьезно. Так и быть, ебабусь я на целый текст про смартфоны.  А, нет, по первым строкам уже понятно, что серьезно, кажется, не получится.  Как бы там ни было.  Пане еБалодя. Владимир Александрович.  Давайте я Вам объясню, как вся эта ебобся сработает. Запомните предельно ...
Как-то так. Внимание вопрос: что бы вы надели сверху к этим брюкам? Сразу предупредЮ: почему на фото стали видны карманы и ремень стал красным - науке неизвестно. В реале карманов не видно, а ремень такого же точно цвета, как ботинки. ...
Люблю фотографировать повторяющиеся элементы, которые образуют коридоры, уходящие вдаль. Сегодня вдруг поняла, что все это напоминает о свете в конце тоннеля!)) Есть что-то мистическое и загадочное в этих переплетениях на сводах, в арках, уходящих в бесконечность. Например, переход от ...
окрываю конкурс на лучшии ответ на вопрос о простынке с дырочкой. я себя исчерпала ...
Особенно злобились на Лютера доминиканцы, и без того не жаловавшие Августинских монахов, потому, что орден их вел выгодную торговлю отпустительными грамотами. В проповедях и в сочинениях своих они яростно напали на тезисы Лютера, без околичностей, называли составителя их еретиком и ...