"...— Хочешь — пирожного, хочешь — мороженого! А он — заборы красит!"
bibkniga31 — 07.12.2021Художник-мультипликатор Анатолий Савченко, который сделал несколько мультфильмов совместно со Степанцевым, вот как вспоминает их работу: "Бориса часто "заносило". Он был очень талантлив, ему хотелось успеть всё, и он постоянно разменивался на всякую мелочь. Ну это я, конечно, не совсем правильно выразился. Сейчас поясню... Его призвание детское кино, из ерунды он мог сделать конфетку, но Борис хватался за любую новизну. Его увлекали комбинированные съемки, какие-то нестандартные операторские приёмы, потом он вдруг вообще переключился на кукол. Меня это не устраивало. Боря Степанцев умер, когда ему было пятьдесят с небольшим. По-моему, не выдержало сердце". Наверное, если спросить об одном из самых любимых мультиков детства, то многие скажут, что это две истории о Малыше и Карлсоне. Тот же Савченко вспоминал, что все образы в мультфильме получились сразу, без особых напрягов. Он же предложил на озвучку фрекен Бок Фаину Раневскую.
Степанцев перепробовал кучу актрис, но всё было не то, а Раневская сразу же вошла в роль. Женщиной она была крутого нрава, режиссера называла деточкой и не принимала никаких замечаний: "Деточка, я сама все знаю!..". И даже обиделась на художника - "Неужели я такая страшная?", когда увидела нарисованный образ Бок. На роль Карлсона пробовался даже Алексей Грибов, но выбрали Василия Ливанова, который часто заходил в съёмочную группу, чтобы поиграть в шахматы. Пошли в студию, записали, и всем понравилось. Причем, в роли Карлсона Ливанов пародировал знаменитого режиссера Григория Рошаля. Очень жаль, что история про Карлсона не получила продолжения, хотя планировался целый мульсериал по сказке Линдгрен.
В дилогии по Линдгрен Степанцев применил технологию электрографии - впервые в советском кино (на принципе электрографии работают лазерные принтеры и копировальные автоматы); "Песня о Соколе" Максима Горького на музыку Александра Скрябина, стала первым широкоэкранным советским фильмом в стиле живописи по стеклу (целлулоиду); а в экранизации балета Чайковского "Щелкунчик" были использованы комбинированные съёмки и эффекты, больше никем не повторённые в советской мультипликации.
Борис Павлович был ещё и прекрасным иллюстратором. Те, кто смотрел в детстве диафильмы наверняка помнят Чебурашку и Крокодила Гену из "Крокодила Гена и его друзей", Степанцев нарисовал их ещё до выхода мультфильма. "Айболит", "Мурзилка на спутнике", "Муха-Цокотуха", "Три поросёнка" - все эти диафильмы его рук дело.
Как режиссёр:
и другие.
Как сценарист и режиссёр:
и другие.
Художник-мультипликатор:
и дургие.
|
</> |