"Хлеб и воздух Красной Армии..."
afirsov — 27.02.2021Пару недель назад ув. thor_2006 набросил Загадка... про "хлеб и воздух" Красной Армии:
Полистал чуть-чуть растренинский "Ил-2" (все никак не доберусь до него, чтобы прочесть от корки до корки). Вот все-таки никак не могу разгадать эту загадку - отвратительное качество выпускаемой техники (дефект на дефекте сидит и дефектом погоняет, до половину выпускаемой техники уже с завода требует ремонта - во всяком случае, на начальном этапе войны),
Тут надо сказать, что если читать подобные «дотошные» книжки, всегда будет такое впечатление – ибо разработка, производство и освоение новой да еще «передовой» техники – это всегда попаболь. Чтение отчетов с испытаний с перечислением дефектов,
это как «список кораблей» в «Илиаде». При этом нужно учитывать особенность так называемого «делопроизводства»: обычно переписка сводится к «гнилому базару» с контрагентами/заказчиком и «отчетами наверх», которые в свою очередь делятся на: «шеф, все пропало [дай денег и время]» и «высочайшие достижения [дай денег и наград]». Поэтому история «типа» строится из длительного «обсасывания» претензий заказчика, проблем производителя – и собранные вместе они действительно производят либо «хтоническое», а порой и шапкозакидательское впечатление - если брать бравурные рапорты на верх (в зависимости от предпочтений автора в «отборе» документов).
Серьезные документы с попыткой дать объективную оценку хода работ – большая редкость. Например, у «туполевцев» попадался такой забавный документ, как «историческое описание самолета» – попытка дать объективное описание истории создания, запуска в производство, эксплуатации того или иного самолета (похоже, большинство работ по туполевским машинам «в основе», гм, имеют эти труды). Но, это, вероятно, большая редкость (среди документов, которые приходилось списывать «в
и вместо того, чтобы попробовать ограничить вал и уделить больше внимания борьбе за качество (я уже не говорю о том, чтобы вложиться больше в подготовку кадров - тех же пилотов и экипажи танков в запасных частях. Да,я знаю, что не хватает бензина и пр., но от того, что в бой идут необученные пилоты и танкисты, потери только растут, а это требует наращивания выпуска техники, подготовки все новых и новых кадров и так ad infinitum и на круг все равно бензина будет потрачено больше) наркоматы продолжают гнать вал. Зачем? Какой смысл?
Все люди – человеки и подобные идеи посещали и наших предков. Вот христоматийный пример: «после Харькова»(с), когда возникла пауза на советско-германском фронте, у нашего авиационного начальства возникла идея пустить «паузу» на «повышенную» подготовку штурмовиков. В результате затрат ресурсов (того же бензина) и времени экипажи ряда дивизий были специально подготовлены для действия в сложных погодных и ночных (сумеречных) условиях и прошли усиленный курс обучения стрельбе. И что же? Когда началась «Курская битва» – все эти дивизии «сгорели» буквально в первые дни «битвы» наравне с частями, не имеющими усиленной подготовки. А перелом в воздушной войне и последующий драп фрицев к Днепру обеспечивали резервные части с обычной подготовкой пилотов-штурмовиков! Возник вопрос – а не фигней ли «мы» занимались
Ведь еще вождь мирового пролетариата завещал - "Лучше меньше, да лучше", а в итоге вышло обратное. А ведь тот же Ил-2 в 42-м стоил от 162 до 480 тыс. рублей (в зависимости от завода и от времени выпуска), а Т-34 - от 166 до 313 тыс. рублей. Самое время подумать о том, как в бедной и крестьянской стране беречь копеечку, ан нет. И что самое интересное - в погоне за валом были загублены реально неплохие и более совершенные образцы техники, которые могли бы, в случае, если была бы сделана ставка на качество, а не на количество, запустить в действие тот самый принцип "лучше меньше, да лучше" с соответствующими последствиями. И ладно, если бы речь шла о 41-м или о 42-м, тут еще куда ни шло, не до жиру, быть бы живу, но в том же 43-м?
На самом деле если посмотреть историю развития Ил-2 «как типа» во время войны, то обнаружим, что это был вечный бег именно за качеством, причем даже в самых тяжелых условиях.
Сначала был этап перехода от цельнометаллической конструкции к деревянным консолям и хвосту. Можно сказать, что это регресс, вызванный недостатком дюраля. Но так ли это? Да, дефицит дюраля был, но был и не меньший дефицит авиационной фанеры! Лучшая береза для нее росла в … Белоруссии и Прибалтике. Вопрос, что стало с ней в начале войны? Плюсом перехода на дерево было снижение трудозатрат при заданном качестве поверхности консолей – без хлопунов, гофра и прочих дефектов клёпки. Качественно «вывести» фанерную обшивку было в разы легче и дешевле именно по трудозатратам и квалификации рабочих. Да, и это было сильно не просто. Немцы в 1944 г. пытались провернуть подобный фокус с Ме-109, но создать серийные деревянные консоли им не удалось – только хвостовую часть, но с массой проблем (опять же из-за низкого качества дерева). Кстати, наши тоже там ложанулись, но это - позже…
Второй этап «улучшения» Ил-2 – это размещение в нем хвостового стрелка. Это повысило защищенность самолета от воздушных атак, дало «лишнюю» пару глаз наблюдателя, который к тому же вполне участвовал в штурмовке огнем из своих 12,7-мм. Правда, плюс дал и минус – самолет стал тяжелее и стал «слишком» энергично разгоняться на нисходящих маневрах. В результате пилот стал слишком часто выходит на высокие перегрузки – раньше до такого не доходило. И тут пошли те самые «срывы обшивки», которые столь бурно обсуждаются еще со времен мемуаров Яковлева. Причина была не в дефектной химии краски или шпаклевки – банально ошибки проектирования деревянного крыла! Когда оно создавалось, конструкторы уже нового поколения не имели опыта работы с деревянными узлами. Еще до перестройки коллеги, занимаясь «подъемом» из болот сбитых Ил-2, с удивлением разглядывали фанерную обшивку крыла с зенкованными (!) отверстиями под шурупы…
Но почему этот дефект не проявлялся на одноместном Ил-2? Собственно гениальность Ильюшина в том, что он изначально создавал машину для производства плохоподготовленным персоналом, с учетом падения качества авиационных материалов и с учетом возможных боевых повреждений. Вот «лошадка» и бежала до последнего… При этом самолет был дешев (опять же за счет деревянных конструкций) и относительно прост в производстве. Это из серии – «попробуй, повтори».
Следующий этап улучшений Ил-2 – стала установку форсированного мотора, что позволило компенсировать наличие второго члена экипажа с нехилым пулеметом (на британские четырехмоторные бомбардировщики крупнокалиберные пулеметы не ставили – конструкция не выдерживала отдачи!) и вернуть паспортную боевую нагрузку.
Очередным этапом стало введение крыла со «стрелкой» – улучшение управляемости самолета и проблемы с уползшей назад центровкой. Да «криво» (крыло не перепроектировали, а просто «отогнули») – усилия на элероных возросли, но было сделано.
Следующий этап – возврат к цельнометаллической конструкции – ибо Ил-2 стали жить на фронте в три раза дольше и терять самолеты по причине начала гниения древесины ВВС уже не хотели…
Сколько получилось только «значимых» этапов? И каждый – перестройка производства, ОКБ только успевало печь тысячи очередных «синек» с изменениями для серийных заводов. Не удивительно, что ряд мероприятий не успели провести до конца войны.
И ладно, если бы речь шла о 41-м или о 42-м, тут еще куда ни шло, не до жиру, быть бы живу, но в том же 43-м? В общем, загадка и тайна велика есть...
Действительно, где-то со второй половины 43-го производство Ил-2 уже казалось избыточным, но вина ли это производителей? Может просто война изменилась, а потери снизились «всего» в три раза? Так что это скорее «вина» ВВС.
И да, попытка заменить на «меньше, да лучше» была – и воплотилась в Ил-10 (до этого были попытки с Ил-2М-82, Ил-8, всяческих «улучшенных» Ил-2). Формально самолет был лучше. Но вот опыт эксплуатации и боевого применения поставил ряд вопросов, которые НЕ возникали у Ил-2. Не случайно, что уже после войны Ил-10 пришлось практически полностью переделывать, дав ему совсем новое крыло! К сожалению, мы не знаем, какие проблемы могли бы преподнести возможные «альтернативы» (Су-6, пикировщик Кочеригина и т.п.). Может, и к счастью. «Если бы покойному сразу зашли в козыря, то взял бы на мизере 6 взяток… Да, ладно, и так хорошо получилось!»
"Идеальный" штурмовик - Ил-10М, но это начало 50-х годов!
PS. Сегодня "козел" напоминил, что тут писалось ровно семь лет назад: Одновременно (по другому поводу) попалась фраза, брошенная сотрудником научно-технической лаборатории ВВС США: "Военная техника должна быть простой в применении, надежной и при этом функциональной!" (Кэ-э-э-эп?)
|
</> |