Химеры Христианской традиции. Часть 1.
dmitrievskiy — 05.02.2021Две тысячи лет учение Иисуса Христа является предметом активного интереса со стороны приверженцев возникшей тогда религии, и не только…
Результатом такого интереса стало огромное количество комментариев и толкований его слов и фактов его жизни.
Нередко человеческое понимание того, о чем говорил Иисус не точно отражает, а порой и искажает смыслы сказанного Богом; вступают с этими смыслами в очевидное противоречие. Еще большая проблема возникает тогда, когда толкованиями Бога, подменяют самого Бога.
Природа возникновения подобного рода искажений очевидна: человеческое толкование Бога ближе к человеку, чем сам Бог. Чьи-то мысли о Боге понятнее, чем мысли самого Бога…
Наша цивилизация уже привыкла брать религию не из первых, а из вторых, и даже из третьих рук, почти осознано отказываясь брать религию у самого Иисуса.
С Иисусом – сложно, с теми, кто рассуждает о нём – проще, но это как раз и есть та простота, которая хуже воровства… (см. пост Религия из первых рук)
Толкователи и комментаторы, стремясь поделится с нами своим личным опытом Богопознания, нередко допускали неточности и вольные толкования в понимании фактов, смыслов жизни и высказываний Спасителя, а уж если за такими толкователями со временем закреплялся определенно высокий духовный статус, тогда держись Иисус.
Итог очевиден и печален: Христианская традиция породила целое сонм химер, не имеющих никакого отношение к учению того, чье имя она носит, и именно эти химеры отворачивают от Христа те неискушенные души, которые, маются в поисках истины последние две тысячи лет…
Вот основные химеры Христианской традиции:
- пассивное непротивление (подставь другую щеку);
- всепрощение («…не судите…»);
- покорность (лже-смирение);
- обязательная бедность (отрицание богатства);
- отказ от всего мирского (разрыв с семьей) ;
- «…люби врагов…»;
- религия слабых.
Пассивное непротивление (подставь другую щеку).
Иисус действительно учил своих последователей не сопротивляться злу, не бороться с несправедливостью или оскорблениями, но он никогда не учил их пассивной терпимости по отношению к злодеяниям.
Смысл этой фразы: «Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую». (Мф 5:39), - вовсе не в том, чтобы подчиняться оскорблениям и бесконечно терпеть унижения – это как раз то, что я называю «химерой», а в том, чтобы быстро и позитивно ответить тому, кто оскорбляет и унижает тебя.
Когда тебя ударили по щеке, в твоём предложение: «ударь по второй», - есть инициатива, призыв к твоему обидчику продолжить делать то, что он начал: «ударь по второй, нравится бить человека по лицу, - бей! Хочешь и третий раз ударь, я потерплю пока ты сам не поймешь, что ты делаешь…ну бей! бей!!», - через продолжение своих действий обидчик должен приди к осознанию своего поступка.
Иисус предлагает брать на себя инициативу в подобных ситуациях, обострять для обидчика его выбор и тем самым уводить его от путей зла.
Иисус призывал к тому, чтобы его последователи проявляли мудрость и сметливость в быстром и позитивном ответе добром на зло.
Если у тебя отнимают плащ, - предложи всю одежду, если просят пронести тяжелый вьюк одну версту, - продолжай нести и вторую.
Только таким образом ты можешь утвердить свою волю в подобной ситуации и стать хозяином положения.
Для Иисуса важно, чтоб тот, кто бьет, отнимает или нещадно эксплуатирует сам пришел к негативной оценке своего поступка, в таком случае предложение «продолжить делать это...» должно приводить к исчерпанию зла; только такая реакция на зло пускает его по пути собственного банкротства.
«…подставить другую щёку» требует энергичного, активного и мужественного выражения личности верующего.
Подобное поведение направлено на спасение обидчика, в отличии, скажем, от ответного удара, который не только не спасает от зла, а напротив только преумножает его для обоих участников ситуации.
В этом и есть стремление растворить зло в добре, это и означает, по Иисусу, ответить добром на зло.
Всепрощение («…не судите…»). Иисус действительно обращался с призывом не судить человека, но он никогда не призывал отказываться от вынесения суждения по поводу поступка человека.
«Отец любит грешников и ненавидит грех». В призыве отделять человека от зла или греха и кроется понимание этого высказывания Спасителя.
Мы крайне редко сталкиваемся с человеком в моменты его сущностного проявления, обычно перед нами функция: водитель, кассир, начальник, - и вынося суждение по поводу функции мы невольно распространяем своё отношение и на человеческую суть.
Человека невозможно свести к сумме его функциональных проявлений, к набору его поступков, в нем есть то, что мы не можем бегло рассмотреть, и тем более не имеем право судить, например: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17. 20-21)
И у желающих вместе с поступками судить самого человека есть все шансы оказаться в числе осуждающих Бога.
Мы не имеем права судить человека без глубинного понимания его мотивов, это знание нам недоступно, оно может быть недоступно и для самого человека, - эти мотивы знает только Бог, только он читает в наших сердцах, но если перед нами очевидное проявление зла, и все попытки вразумления или покрытия этого зла добром (см. про первую химеру) в силу каких-то обстоятельств не имеют действия, то мы обязаны остановить это зло, но только остановить, но не судить, и тем более не осуждать.
Пресечение зла – это индивидуальная задача каждого, а правосудие всегда коллективная функция. Общество имеет право применять закон, для защиты интересов своих граждан.
Божий суд у Иисуса всегда либо праведный, либо справедливый, земным судам до божественного далеко, но точно исполненное правосудие, в сочетании с проявленным милосердием рождает в нас ощущение справедливого решения в отношении поступка человека, но самого человека «…не судите».
На следующей неделе (в пятницу) про «покорность» и «обязательную бедность», а через неделю «любите врагов ваших», «отказ от семьи» и про «религию слабых».
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Добавить в друзья в ЖЖ
|
</> |