Химеры Христианской традиции. Часть 1.

топ 100 блогов dmitrievskiy05.02.2021

Две тысячи лет учение Иисуса Христа является предметом активного интереса со стороны приверженцев возникшей тогда религии, и не только…

Результатом такого интереса стало огромное количество   комментариев и толкований его слов и фактов его жизни.

Нередко человеческое понимание того, о чем говорил Иисус не точно отражает, а порой и искажает смыслы сказанного Богом; вступают с этими смыслами в очевидное противоречие. Еще большая проблема возникает тогда, когда толкованиями Бога, подменяют самого Бога.

Природа возникновения подобного рода искажений очевидна: человеческое толкование Бога ближе к человеку, чем сам Бог. Чьи-то мысли о Боге понятнее, чем мысли самого Бога…

Наша цивилизация уже привыкла брать религию не из первых, а из вторых, и даже из третьих рук, почти осознано отказываясь брать религию  у самого Иисуса.

С Иисусом – сложно, с теми, кто рассуждает о нём – проще, но это как раз и есть та простота, которая хуже воровства… (см. пост Религия из первых рук)

Толкователи и комментаторы, стремясь поделится с нами своим личным опытом Богопознания, нередко допускали неточности и вольные толкования в понимании фактов, смыслов жизни и высказываний Спасителя, а уж если за такими толкователями со временем закреплялся определенно высокий духовный статус, тогда держись Иисус.

Итог очевиден и печален: Христианская традиция породила целое сонм химер, не имеющих никакого отношение к учению того, чье имя она носит, и именно эти химеры отворачивают от Христа те неискушенные души, которые, маются в поисках истины последние две тысячи лет…

Вот основные химеры Христианской традиции:


  • пассивное непротивление (подставь другую щеку);

  • всепрощение («…не судите…»);

  • покорность (лже-смирение);

  • обязательная бедность (отрицание богатства);

  • отказ от всего мирского (разрыв с семьей) ;

  • «…люби врагов…»;

  • религия слабых.


Пассивное непротивление (подставь другую щеку).

Иисус действительно учил своих последователей не сопротивляться злу, не бороться с несправедливостью или оскорблениями, но он никогда не учил их пассивной терпимости по отношению к злодеяниям.

Смысл этой фразы: «Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую». (Мф 5:39), - вовсе не в том, чтобы подчиняться оскорблениям и бесконечно терпеть унижения – это как раз то, что я называю «химерой», а в том, чтобы быстро и позитивно ответить тому, кто оскорбляет и унижает тебя.

Когда тебя ударили по щеке, в твоём предложение: «ударь по второй», - есть инициатива, призыв к твоему обидчику продолжить делать то, что он начал: «ударь по второй, нравится бить человека по лицу, - бей! Хочешь и третий раз ударь, я потерплю пока ты сам не поймешь, что ты делаешь…ну бей! бей!!», - через продолжение своих действий обидчик должен приди к осознанию своего поступка.

Иисус предлагает брать на себя инициативу в подобных ситуациях, обострять для обидчика его выбор и тем самым уводить его от путей зла.

Иисус призывал к тому, чтобы его последователи проявляли мудрость и сметливость в быстром и позитивном ответе добром на зло.

Если у тебя отнимают плащ, - предложи всю одежду, если просят пронести тяжелый вьюк одну версту, - продолжай нести и вторую.

Только таким образом ты можешь утвердить свою волю в подобной ситуации и стать хозяином положения.

Для Иисуса важно, чтоб тот, кто бьет, отнимает или нещадно эксплуатирует сам пришел к негативной оценке своего поступка, в таком случае предложение «продолжить делать это...» должно приводить к исчерпанию зла; только такая реакция на зло пускает его по пути собственного банкротства.

«…подставить другую щёку» требует энергичного, активного и мужественного выражения личности верующего.

Подобное поведение направлено на спасение обидчика, в отличии, скажем, от ответного удара, который не только не спасает от зла, а напротив только преумножает его для обоих участников ситуации.

В этом и есть стремление растворить зло в добре, это и означает, по Иисусу, ответить добром на зло.


Всепрощение («…не судите…»). Иисус действительно обращался с призывом не судить человека, но он никогда не призывал отказываться от вынесения суждения по поводу поступка человека.

«Отец любит грешников и ненавидит грех». В призыве отделять человека от зла или греха и кроется понимание этого высказывания Спасителя.

Мы крайне редко сталкиваемся с человеком в моменты его сущностного проявления, обычно перед нами функция: водитель, кассир, начальник, - и вынося суждение по поводу функции мы невольно распространяем своё отношение и на человеческую суть.

Человека невозможно свести к сумме его функциональных проявлений, к набору его поступков, в нем есть то, что мы не можем бегло рассмотреть, и тем более не имеем право судить, например: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк.17. 20-21)

И у желающих вместе с поступками судить самого человека есть все шансы оказаться в числе осуждающих Бога.

Мы не имеем права судить человека без глубинного понимания его мотивов, это знание нам недоступно, оно может быть недоступно и для самого человека, - эти мотивы знает только Бог, только он читает в наших сердцах, но если перед нами очевидное проявление зла, и все попытки вразумления или покрытия этого зла добром (см. про первую химеру) в силу каких-то обстоятельств не имеют действия, то мы обязаны остановить это зло, но только остановить, но не судить, и тем более не осуждать.

Пресечение зла – это индивидуальная задача каждого, а правосудие всегда коллективная функция. Общество имеет право применять закон, для защиты интересов своих граждан.

Божий суд у Иисуса всегда либо праведный, либо справедливый, земным судам до божественного далеко, но точно исполненное правосудие, в сочетании с проявленным милосердием рождает в нас ощущение справедливого решения в отношении поступка человека, но самого человека «…не судите».


На следующей неделе (в пятницу) про «покорность» и «обязательную бедность», а через неделю «любите врагов ваших», «отказ от семьи» и про «религию слабых».

Перейти на мой сайт.

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.

Добавить в друзья в ЖЖ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всего несколько фотографий, но раз обещала выложить, выложу. А для привлечения внимания вот вам картинка, которую я обнаружила в закромах. Она вполне могла бы стать обложкой для "Выдумщиков". ...
У нас был рейс на 27-е число на 8-40. Мы даже туда съездили... Ещё в субботу, когда выпал этот самый ледяной дождь, и мы пробирались в Биллу мелкими шажочками держась за забор, мелькнула мысль - а как там с вылетом будет? Но мы как-то быстро успоколи себя, ...
старьё моё. 12 лет ...
В Киеве Екатеринбурге вандалы осквернили выставку о Великой Отечественной войне (в частности, написав слово из трех букв на плакате с Бессмертным полком), а официальные власти запретили патриотическую выставку, попутно закрыв стоявшую рядом выставку детских рисунков. Детальная фактур ...
Это, когда премьер или президент может ехать среди обычной публики в электричке или трамвае и спокойно читать газету. При этом вокруг него не собирается толпа, его никто не дёргает за рукав, не жалуется на невыплату зарплаты и неработающую канализацию. Просто в нормальном государстве все ...