ХХI век. Бунт интуиций

топ 100 блогов Алим Ваграм — 20.07.2011

«В чисто механическом толковании чувство сводится к нашим отношениям с Пространством.   Разум? О, этот имеет дело со Временем».

 

                                                                                                          Из разговоров                                                                                                                                                                               Предстоящий разговор, вообще говоря, скороспел и примитивен, требует большей глубины и основательности, но всем нам некогда, всем уже приспело искать убежища под пламенными мечами херувимов, так что поспешим.

 

Внимательныv минусами, хорошо с плохо, «да» с «нет» и т.д.  История человечества вмещает в себе все эти «да» и «нет» в той же волнообразной последовательности: возникновения сменяются исчезновениями, расцветы упадками, войны затишьями, и т.д. Можно назвать это «отрицанием отрицаний», а можно попроще – законом волны.

Закон волны придуман не нами, и он действует вопреки и благодаря нашим желаниям-нежеланиям.

Культуры, цивилизации, они тоже следуют одна за другой, и нам ничего не остается, как думать, что в том же волнообразии.

Приглядимся: что в них колеблется?

Здесь-то и начинается наш разговор.

 

Человек существует в чувстве и разуме. Третьего не дано. Интуиция, предчувствие, вера, подсознательное – все это линии спектра, позиции соития, «трамвайные остановки» между чувством и разумом. Культура чувства и мощь разума наши главные достоинства, совокупное содержание.

В жизни отдельного человека предпочтение чувства периодически сменяются предпочтениями разума, и наоборот. То же и в жизни всего человечества. Если выстроить вдоль времени бесчисленные множества таких инверсий,   можно заметить, что в кои-то веки в истории народов диктуют условия чувства (чувство национального освобождения, чувство территориальной экспансии, религиозное чувство и т.п.), в иное время – разум (задачи сохранения, просвещения, стабилизации,  экономического развития, ресурсного пополнения и т.п.).

 

Власть разума не может никого озадачить, это то, что мы ныне имеем, причем, в дурном избытке. Поглядим на цивилизацию со властью чувства. Где взять образцом такую?  ?

Долго думать не приходится: это европейское Средневековье - система жизнеустройства, подчиненная религиозным догматам как идеологии и  мистическому чувству как ее энергетическому побуждению и основанию.

Где доказательства?

Грамотных много, пусть каждый найдет их сам. Приведем одно: расцвет культуры, которая, как известно, является институтом нашего небесного чувства. Сей расцвет мы называем эпохой Возрождения, но он посеян прежде самой эпохи. Корни Возрождения, вне всяких сомнений, уходят в духовные приоритеты власти предшествующего Времени,  охоты на ведьм и еретиков. (Среди последних родившиеся «прежде времени», гонимые Церковью «умники» -  Коперник, Джордано Бруно, Галилей).

Итак, Средневековье. Что мы находим в нем нынче?

Говоря об эпохе, мы не скупимся на брань, называем ее «темной», жестокой, инквизиторской, мракобесной. При этом, мы забываем, что все, что случилось, «кому-нибудь нужно», в данном случае нашей общей Судьбе, Господу Богу. В самом деле, Средневековье – это трамплин,  лишь отшатнувшись от этого мракобесия, европейский мегаэтнос смог возомнить и оценить альтернативу – цивилизационную доминанту просвещения, общей разумности. Эпоха доминирующего разума, технологическая Цивилизация  стала естественным элементом эволюционной коррекции по принципу волны, исторической реабилитацией со смыслом компенсации разумом власти религиозного чувства.

Такие дела.

 

«Задним числом» наша нынешняя эпоха должна была бы расцеловать свою альма-матер , чрезмерно «сентиментальную» предшественницу, но этого не случилось. Отчего же?

Слишком большим остается страх перед деспотической властью Чувства. Это почти всегда диктатура. Откуда инстинкты «самодержавия»? Они существуют как данность.

Дело в том, что данное нам Богом чувство не знает внутренней меры. Небесное чувство любви энергетически  экстремально, отчего все его профанные переложения носят  экстремальный характер - по определению. Чувственная деструктивность -  грандиозная, но единствення слабость духовной власти, претендующей на власть профанную.

А так – все по-человечески.

 

Теперь поглядим на время текущее. Как говорится, совсем другое дело! Здесь у нас – лавинообразное просвещение, власть достопочтенной разумности. Есть и слабости положения: в ощущении всяких Пределов, арифметических и человеческих бесконечностей и даже простых экстремумов разумность приходит в ужас, теряет саму себя. Зато Разум - враг Смерти. При этом, он не хозяин бессмертия, а раб  сохранения. Оттого Цивилизация, реализующаяся под властью Знания, есть система исторического сохранения, не более того. Чувство здесь угнетается как «деструктивное» начало бытийности, а  духовное истощение становится естественной платой за «всеобщую грамотность», экспансию разумности.

Что находим в итоге?

Небесная «формула» человека должна отображать такие вещи как привходящую беду, как духовную деградацию. Дух, напомним, в самом себе экстремичен, требует не деградации, а непрерывного продолжения - ввысь и ввысь!

 

Теперь сравним: если средневековые распад, разруха, смерть выступают как продукты властвования чувственных экстремумов, то ныне наблюдаемое всеобщее смятение есть смерть духа в тисках Стабильности - небесно-чувственное увядание, инспирированное разумом и приводящее к прогрессирующему инволюционному нисхождению, проще говоря, одичанию.

Вот и выходит, что наша эпоха – это радость обезьян, их оправдание и поучительная предыстория. Распад культуры, профанация религиозного чувства и Церкви, эмоциональное истощение – это ли не признаки вяло текущего одичания? Возможно, это и лучше, чем мгновенная смерть на костре, но уж никак не достойнее.

Так и назовем наше время: эпоха убываюшего человеческого достоинства.

 

Для чего мы обо всем этом здесь говорим?

Уж, конечно, не для того, чтобы окончательно лишить воли нас, грешных. Можно быть уверенным, что обезьяноподобие вместо богоподобия нам не грозит. Видны уже первые признаки приближающейся цивилизационной бури. Мы здесь и дуем на ветер сих перемен.

Спасение, ведь оно только с виду в объятиях нашей общей Судьбы, в действительности же оно в наших руках!

 

Формально или «теоретически» нас вновь спасает закон волны: достигнув предела, приоритет сущего меняет свой знак.  Это не чувство и не предчувствие.  Это закон, то есть нечто, относящее себя к самодержавию разума. Разумность же и говорит нам: достигнув предела собственной власти, знание обнаруживает себя в абсурде, в бессмыслице не только всего окружающего, но и самое себя. Здесь змея разума и «заглатывает собственный хвост», проще говоря, разуверяется в собственной власти. Разум ищет и с немалым отвращением находит альтернативу.

Она неприглядна, но другой нет.

Что за альтернатива? Власть кого или чего может поспособствовать восстановлению нашего человеческого достоинства?

 

Есть власть разума и есть власть чувства. Первая, как видно, исчерпала себя напрочь. Остается власть  чувства. Диктатура, самодержавие, тоталитарное самовластие позабытого, затертого, исключенного из законоуложений социума, угнетенного вследствие врожденной ненасытности, предельно опасного, социально зловредного небесного  чувства.

По-другому - никак.

 

                                              

…Власть чувства несмиренна, вызывающа и небезопасна, но власть разума – это горилла с атомной бомбой.

Что выбираем?

 

 

Постскриптум.

                         

Грядет новое Средневековье? Чушь собачья! В наше-то время…

Однако, откуда ждать прибытие поезда, этой ужасной политической власти чувств?

Если иметь в виду принцип неотвратимых компенсаций, то именно оттуда, где обратное, власть разума, достигло предела. Такое место у нас очень даже заметно: атлантический Запад, Европа с Америкой.

Опять же чушь! – воскликнет глаза имеющий. – Не Иран, не талибы, не экстремисты из  Палестины? Как такое может быть?

Непонятно и автору этих строк. У кого спросить бы?

Ага, вот и ответчики! Они все знают, причем, невыносимо, предельно. Они уже бомбят почем зря территории, и именно потому, что чувство пространственного освобождения, территориальной экспансии - это первое чувство, а эмоциональная духота с глухотой подавляют их выдающуюся разумность. Впрочем, об этом они не говорят, даже не подозревают. Они в плену чувственных иллюзий, они и апеллируют не к разумности, а к чувству любви, они делают противоположное тому, что считают разумным, затем сами удивляются, откуда наваждение? Все это, разумеется, абсурд в хозяйстве разума, гиблый интеллектуальный экстремум, а в нем мерзко пробивающееся к власти чувство. Следующим актом дурного сценария инверсии станет тотальное обесценивание разума, коллективный угар.

Что скажем этим людям?

- Ребята, спокойнее на повороте, есть и другой сценарий! Ваше нынешнее смятение - это неотвратимость перехода, вашего преображения к потерянному достоинству человеческому. Пришейте к делу немного разумения, и ваше чувство перестанет быть диким, несущим вам погибель, и всем нам тоже.

 

Наконец, что скажем друг другу, самим себе?

Скажем:

- а нам хоть Средневековье! То, что ныне имеем, потеря небольшая. Наш переход получше уж тем, что разум его не выключает, а включает, находит   благотворным «крестовым походом» по собственным весям и высям. Дух-дурман территориального освобождения нам не грозит, эмоциональное истощение в дурном комфорте бытия нами не управляет. Наше чувство нелюбви к самим себе - бывшим и нынешним – это чувство  самокритично и доныне лишь донимало нас понапрасну. Отчего бы не дать ему волю, не пристроить к делу?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И видюшка с песенкой и этапами рисования: ...
Видос про вчера: Сегодня все участники экспедиции меняются ролями: Влада Мяконькина руководитель myvlada Артем Богданов оператор artuom Наталья Нечаянная акробат nat_ure Макс Кабанов питеровед ...
Вчера Лёшик voorhis88 затронул тему дружбы, спросив у девочек, с кем они больше дружат, с мальчиками или с себе подобными. Я всегда дружила и с теми, и с другими, потому, что мне всё равно, мальчик или девочка, главное, чтобы человек был хорошим и близким мне по духу или интересам ...
Турция уже не первый год является перспективным направлением для сотрудничества и импорта качественных товаров. Начиная с 90-х годов, на российский рынок завозят качественный текстиль, строительные материалы, оборудование для пищевой, легкой и фармацевтической промышленностей, строител ...
...