рейтинг блогов

Hearts of Iron IV

топ 100 блогов colonelcassad07.06.2016 Hearts of Iron IV

Спустя 7 лет после выхода 3-й части, вчера вышла 4-я часть лучшего симулятора диванного милитариста - шведская стратегия Hearts of Iron IV, у нас более известная как "День Победы". Уже 11 лет, со времен выхода 2-й части, это просто лучшая стратегия симулирующая подготовку и ход второй мировой войны. После нее все прочие стратегии на эту тему выглядят слишком упрощенными. Только HOI дает прочувствовать весь необъятный масштаб этой войны, осознать роль тыла и экономики стоящих за красивыми стрелочками на штабных картах.



4-я часть не отступает от главных принципов. Наряду с некоторыми упрощениями по сравнению с 3-й частью, появилось множество новых механик. Монструозный микроменджемент с штабными структурами переработали в систему ТВД с возможностью автоматически и вручную рисовать линии фронтов и стрелки ударов, но теперь производство дивизий и бригад распалось на 2 составные части - сначала промышленность должна производить стрелковое оружие, амуницию, пушки, танки, самолеты, а потом уже отдельно формируется дивизия или авиакрыло, пожирая произведенную технику и черпая новобранцев из мобилизационного потенциала и после нескольких месяцев подготовки, дивизия готова вступить в бой.

Hearts of Iron IV
За стрелочками не трудно разглядеть реализацию плана "Гельб".

Причем помимо шаблонных орг.структур, в игре появилась возможность конструировать более совершенные орг.структуры - используя накопленный военный опыт, можно вносить изменения в штатку, добавляя к условной пехотной дивизии дополнительные батареи гаубичной артиллерии, инженерные части, разведроты, противотанковую артиллерию и т.д. и т.п. Такие дивизии обучаются дольше и жрут куда как больше техники и ресурсов, но и эффективность у них соответствующая, что наглядно отражает реалии второй мировой войны, когда дивизии могли и по численности и по технике сильно отличаться друг от друга. Сами дивизии в мирное время могут теперь проводить учения, пожирая дополнительные ресурсы и повышая уровень организации и подготовки войск.

Hearts of Iron IV
Конструктор штатной структуры танковой дивизии.

В политическом плане, это игра не про мирное решение вопросов. Три основных блока идут к войне. Фашисты сразу ведут захватническую политику, СССР готовит расширение Коминтерна, западные демократии империалисты изыскивают способы избавиться от изоляционизма и вступить в войну против своих противников, попутно расширив свои империи за счет незадачливых конкурентов. Мелкие государства, это подножный корм для гигантов, их безжалостно оккупируют, через них перекатываются огромные армии в разгорающемся пожаре, который приводит глобальные блоки к столкновению по всей Земле. Игра дает возможность как отыгрывать приближенные к истории сценарии, когда череда сюжетных триггеров отражает возвышение Третьего Рейха с 1936 года и формирование антигитлеровской коалиции, так и погрузиться в недра альтернативной истории, где коммунистическая Канада и Мексика пытаются захватить США или же Германия с СССР делят Британскую Империю.

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Все это сопровождается чередой известных событий - занятие Гитлером Рейнской зоны, гражданская война в Испании, Аншлюс Австрии, инцидент у моста Марко-Поло, Венский арбитраж, убийство Троцкого, троцкистский заговор в СССР, Мюнхенский сговор, Пакт Молотова-Риббентропа и т.д. и т.п. О некоторых событиях сообщают в уведомительном порядке - например в Мексике убили Троцкого, можно сделать заявление в духе "Это варварство", а можно в духе "Этот смутьян предал дело Ленина, так ему и надо". В отдельных случаях на эти события можно влиять, поворачивая историю в неизведанные дебри. К вопросу о заговоре 1937 года, СССР сразу начинает с фактором "Троцкистский заговор", который в случае игры за СССР, можно довести до массовых репрессий в армии устроив "ежовые рукавицы для Тухачевского", а можно и не доводить, уйдя в альтернативку и посмотреть, к чему это приведет.

Hearts of Iron IV
Тухачевского расстрелять, Рокоссовского повысить, а не то...

Hearts of Iron IV
А то и...

Hearts of Iron IV
Или вот так.

Hearts of Iron IV
Керенский при помощи Тухачевского наносит ответный удар.

Hearts of Iron IV
Синхронная гражданская война в Испании и Франции.

Hearts of Iron IV
Империя Добра меняет название.

Hearts of Iron IV
Фашизм побежден к 1939 году.

Hearts of Iron IV
Тот случай, когда в Иране прошла правильная революция...

Hearts of Iron IV
Датская Народная Республика.

Hearts of Iron IV
Тот случай, когда Венгерско-румынская война заканчивается взятием Берлина англичанами.

Например, при игре за предвоенную Францию, внутренняя политическая нестабильность может приводить к развилке, когда французская компартия может попытаться поднять восстание опираясь либо на поддержку стран входящих в Коминтерн, либо же отложить на время революцию ведя курс на завоевании поддержки масс, чтобы сделать президентом Республики Мориса Тореза либо через выборы, либо через внутреннее восстание. А правительство в свою очередь сталкиваясь с забастовками в ходе этих событий, может пойти на соглашение с рабочими, сокращая эффективность военного производства или же наоборот, подавить недовольство, повышая риск гражданской войны и революции. И таких развилок достаточно много, а с учетом того, что они происходят и в окружающих странах, вариативность развития событий огромная, причем действующие лица будут одними, а вот действовать они будут по разному, реагируя на изменения политического курса и конфигурации оппонирующих альянсов. Политический курс отдельных стран можно менять, ведя длительную пропаганду своих идей в чужой стране, чтобы подготовить революцию или мятеж, а так же получить возможность обеспечить популярность коммунистической/фашистской/демократической партии для победы на местных выборах, в случае если в этой стране выборы вообще проводятся, причем нет гарантии, что ваша "революционная активность" даст отдачу, а в соседней стране если вы скажем ведете коммунистическую агитацию не возникнет фашистская диктатура. В целом, внутренняя и внешняя политика даже на базовым уровне получилась весьма интересна.

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

Формально в игре нет каких-то однозначных целей. Партия идет с 1936 по 1948 году. Дожил до 1948, молодец. Цели и задачи ты сам выбираешь (установить Новый Мировой Порядок с центром в Берлине, создать всемирный Союз Социалистических Республик или что еще более сложно, уцелеть, играя за Польшу, поэтому тут главное не финал, а сам процесс, что так же весьма реалистично, так как на второй мировой войне история не закончилась и финал у этой истории был только промежуточный, ибо вслед за второй мировой войной, началась практически сразу третья или Холодная война.

О технической стороне.

Hearts of Iron IV

С аудиовизуальной стороны все сделано замечательно.
Графически игра стала намного приятней, нежели блекло-серая 3-я часть. Погода, смена дня и ночи и рельеф и тип местности, теперь куда как нагляднее отражены на самой карте, нет нужды смотреть отдельные доп.параметры. Дивизия и бригады могут иметь различные эмблемы, да и сами они в ходе войны меняют свой облик под влиянием военно-технического прогресса.

Hearts of Iron IV
Сбрасывать атомную бомбу на Хиросиму не обязательно, можно сразу на Токио.

Если же графические навороты вам ни к чему - включаете значки НАТО и вот уже перед вами минималистические прямоугольники с линиями и овалами. Стоит так же отметить симпатичный арт, особенно стилизованные картинки для Коминтерна.

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV


Ну а музыка просто ах - в предвоенный период играют песни 30х годов, а с началом войны, включается лицензированный для игры Sabaton, который создает нужную атмосферу, когда скажем республиканские интербригады при поддержке советского экспедиционного корпуса окружают к северу-востоку от Валенсии несколько дивизий генерала Франко и переламывают ход войны, пока фалангисты безуспешно пытаются проломить фронт под Мадридом. Собственно и раньше не было проблем включить аутентичную музыку отдельно, но теперь то что надо уже встроено в готовый продукт.

Hearts of Iron IV

О недостатках.

1. Несмотря на отдельные упрощения, игра по-прежнему имеет достаточно высокий порог вхождения, так как на незнакомого с серией человека, с первых же минут обрушивается лавина информации и множество политических, военных, дипломатических механик. Многие на это смотрят и говорят "слишком сложно, ну ее". Помимо этого игра требует постоянно думать и планировать, чуть зазеваешься, катастрофа цивилизационного масштаба для вашей страны неминуема.
2. Как и все игры от Paradox, на старте игра ощущается неполной - слабо развита тема разведки, есть недоработки по дипломатии, есть проблемы с интерфейсом, с одной стороны много окон перегруженных различной информацией, с другой стороны досадные недоработки связанные с экраном статуса идущих войн и малоинформативными окошками о идущих сражениях. Как обычно это будет допиливаться в многочисленных патчах и DLC, но это займет какое-то время + будет не бесплатно - стоимость DLC у шведов как правило сильно превышает стоимость самой игры.
3. Несмотря на большое кол-во исторических событий, хотелось бы, чтобы их было еще больше и чтобы они были вариативными, касаясь как вопросов внутренней, так и внешней политики, но тут понятно требуется проработка истории множества стран за тот достаточно ограниченный период.
4. То, что игра наконец то сразу вышла на русском языке, это безусловный плюс, но в самом переводе иногда встречаются различные огрехи связанные с склонением имен собственных и английскими именами собственными. Встречаются и весьма наркоманские косяки видимо связанные с какими-то шведскими грибами.

Hearts of Iron IV

Hearts of Iron IV

5. Игра пожирает просто неприличное количество времени, поэтому к ней лучше подходить дозировано, иначе есть риск очень серьезно в нее залипнуть в ущерб прочей продуктивной деятельности.

В целом, это лучшая игра о второй мировой войне на сегодняшний день, конкурентов у нее нет и близко. Она весьма познавательна, умеет ставить проблемы, заставляет думать и планировать, да и просто визуально радует глаз и слух. Плюс ко всему для любителей альтернативной истории тут самое настоящее раздолье, что конечно никак не мешает по классике водрузить Красное знамя над Берлином, но и тут игра дает возможность Берлином не ограничиваться, а заняться и свободной американской империей, а так же созданием народных республик по всему миру.

Ну и вряд ли может быть плохой игра, где в самом начале можно разделить Польшу и провести массовые чистки в армии. =)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Celamoi -- Funky april in 1961 by Celamoi То, чего все так долго ждали, наконец-то свершилось! Нам прислали три с лишним десятка работ - в том числе даже одну музыкальную! Мы не станем писать здесь длинных речей, вместо них будут несколько ...
Как и обещал, небольшой отчет о поездке к официальному дилеру STI в Германии. Поездка была еще та, сначала 100 км по автобану на машине одноклубника, через пару небольших заторов, 2 полосы ливня с видимостью метров 30, и еще немного по бундесштрассе, с ...
[К 1150-летию Российской государственности] Слово о погибели Рускыя земли по смерти великого князя Ярослава О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми ...
"... Ровно в тот момент, когда нынешний автор высовывается из болота микротиражей для широкой нетребовательной аудитории, он попадает в рыночный провал адекватного позиционирования второго эшелона. Его у нас просто нет. Физически. И это, мать его, официальная издательская политика. Наверху ...
Эта знаменитая гравюра не имеет отношения ни к литературе, ни к Египту. Ее создал в 1643 году, коротая тяготы и лишения в осажденном Базинге в компании нескольких деятелей литературы и искусства - роялистов, бежавших из захваченного Кромвелем Лондона, Вацлав Холлар (Wenceslaus ...