Хакан Вольдемар и его багатуры

топ 100 блогов qebedo15.01.2022 Песни народностей

У многих народов есть свой эпос - стихотворные (для удобства запоминания) предания о "стародавних временах и всякогероях". У немцев - "Песнь о Нибелунгах", у скандинавов - "Эдда", у англичан - "Беовульф", у французов - шансон де жест, у испанцев - романсы и "Песнь о моем Сиде", у сербов-хорватов-босняков - "песни южных славян". И пр. Посему неприлично было в России жить без эпоса. Потому нашли в начале века XIX "Слово о полку Игореве" - подходит по всем статьям, ибо в стихах, древнее (явно XII - XIII века), про героев, причем даже не выдуманных, а реальных. Этим бы и успокоиться, но вечно нам "маловато будет". Оттого и пошли "русские фольклориЗДы" в народ и нашли в народе былины...

Хакан Вольдемар и его багатуры
"Родитель былин" Иван Сахаров

Увы, но наобалово начинается прямо отсюда - никогда русский народ не называл песни о богатырях былинами. Сие слово придумал и "ввел в антинаучный оборот" поп-хистори-фольклориЗД (закончил медицинский факультет МГУ, но "печатал сочинения по археологии и этнографии") Иван Сахаров в 1839 году. Потому что в том же самом "СоПИ" ему понДравилосЯ выражение "по былинамъ сего времени". Кстати, репутация у "отца-основателя былин" была так себе - из современников поэт Аполлон Григорьев ругал его за искажение размера и подмену слов, а некоторые нынешние специалиЗДы вообще называют "поддельщиком" и "сочинителем собственных сказок в слащавой манере". А сами сказители звали свои "рассказки" старИны - типа истории из старинных времен.

Увольте меня от рассказа, как "люди с книжным образованием" ехали в дикие гребеня (а где исчо крестьяне помнили етическую хрень про "дристалет назад" в стихах?) и отыскивали там каких-то дедов и бабок, которые пели им, подыгрывая себе на гуслях (или бабалайках?). При желании вы все эти истории сами найдете в Сети. Я же просто зафиксирую - надыбано было "несколько сот" текстов (ХЗ, но по-моему, полного академического издания так никогда не было), впрочем, "с вариантами", условно разделяемые на "циклы". Хотя подавляющее их большинство относятся к всего двум - "киевскому" и "новгородскому", по месту действия и основным персонажам.

Хакан Вольдемар и его багатуры
Как обычно, бОльшую часть времени богатыри жруть и пьють (но отчего-то в доспехе, видимо, очень боятся друг друга) - на пиру у князя Владимира (кликабельно)

Также мутен и до сих пор срачеобилен вопрос о том, когда былины рОдились, и насколько сильна в них "историческая память"? С одной стороны, они кишат героями, которые отметились и в исторических источниках - князь Владимир Святославич (он же хакан Руси Вальдемар Сфендослейфсон) таки жил и хорошо известен, некого Илиаса, Илью Моровлина (и многие иные варианты) или Муровлянина поминают иностранные сочинители средних веков, а могилу Ильи Муромца в Киево-печерской лавре даже до сих пор показывают. Алеша (Александр) Попович был дружинником ростовских князей и погиб на Калке, купца Ставра Годиновича утопили за кражу в Новгороде, Дунай Иванович упоминается как слуга князя Владимира Васильковича Волынского, а в Сухмане Одихмантьевиче принято видеть князя Довмонта Псковского, ибо иной вариант его отчества - Долмантьевич.

С другой стороны, кроме и имен и географических названий, былины крайне скудны на детали, которые можно назвать историческими, а то, что есть, перепутано в жутком винегрете - на князя Владимира нападают татары, лыцвины, "королевичи из Крякова" (Кракова? ляхи, чи шо?). А вот про реальных врагов Руси XI - XIII веков, печенегов с половцами - ни гу-гу, насмерть уже забыты. Даже отчество князя Владимира вызывает сомнения - так и норовят его обозвать Всеславичем, а жену его Апраксией (ни одну известную нам по имени супругу или наложницу Крестителя так не звали). Также глуховато о греках-ромеях и царе Константинополя - в оном граде уже сидит салтан (один раз только некий "царь Константин в Цареграде" натравливает на Киев всё тех же татар). Да и вообще, из центров Руси того времени упоминаются Киев, Новгород, Чернигов, Ростов да Муром - ни тебе Галича, ни Смоленска, ни Полоцка, ни (что вообще удивительно) Владимира-на-Клязьме или Суздали, ни даже любимой нами нежно Тьмутаракани. Всё сие явно к моменту сочинения былин крепко уже позабыто, и заявления фольклориЗДов про "XI - XVI века как время рождения" выглядят аки большой оптимизм (касаемо верхней планки).

Хакан Вольдемар и его багатуры
В конце XIX века пошла мода на пообически-феерические картины "пробылины"... (кликабельно)

С третьей стороны, в былинах практически нет никакого православного влияния - ну, отец Алеши поп, ну, плавают некоторые богатыри в Ерусалим, но ни епископы, ни священники активными агонистами не являются, ни обряды какие-то массово не упоминаются (разве что самые большие праздники, да "церквы" как "общие места" - вкупе с "кружалами"), и вообще мышление авторов явно не сильно религиозное. К тому же, если речь именно о "временах князя Владимира" - то где, спрашивается, такие важные и незаменимые люди, как варяжская дружина и воевода Свенельд? Где шведская королевна Ингрид, жена князя Ярослава Мудрого (и где, кстати, сам князь Ярослав)? А появление таких персонажей, например, как царь Петр Алексеевич, или постоянное величание Ильи Муромца "удалым казаком", вообще запутывают все концы, ибо рассказывается о них на голубом глазу в тех же самых оборотах и выражениях, как про князя Владимира и Идолище Поганое... В общем, откель былины взялисЯ, и когда ль - сие науке покамест неизвестно.

Посему в оном сериЯле такие глобальные вопросы, как когда, кем и на основе каких источников былины сочинялися, подыматься не будут. Сосредоточимся на том, чего "русские люди, гордящиеся своей культурой" и так не знают - содержание. И да, небольшая филолУХическая справка: былина-старИна - это стихотворение, написанное (напетое) белым стихом (без рифмы) в тоническом размере (с точным числом ударных слогов в строке и произвольным безударных), обычно с двумя или четырьмя ударными слогами в строке. Особенностью былин-старИн являются повторы (слов, словосочетаний, строк или даже целых кусков текста) и наличие постоянных эпитетов (типа "стольный город Киев", "удалой казак Илья Муромец", "калИки перехожие" и пр.) и запевок (типа бесконечно любимого евреями СССР "ой ты, гой еси...").

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я просто вынужден прервать анализ предпосылок и политических последствий приказа Трампа американским войскам покинуть территорию Сирии, несмотря на то, что вчера эта тема получила с одной стороны неожиданное развитие, а с другой стороны как раз то, что я много раз предсказывал полгода ...
«Началась медленная смерть капитализма слежки» — статью с таким звучным заголовком недавно опубликовал “Wired” . Свой вывод издание сделало на основании январского решения одного из регулирующих органов Евросоюза. Оно гласит: «Мета» не имеет права показывать пользователям ...
Форменное без разнообразие - это заголовок статьи в «Аргументах недели», посвященный школьной форме. Когда нужно что-то очернить, СМИ тут как тут. «Для многих подростков уже сам этот факт (школьная форма) – настоящий стресс» - пишет газета. ...
Правду писало агентство Bloomberg, когда сообщало, что Россия согласилась отдать Башара Асада американцам. Российский президент Владимир Путине на встрече 15 декабря с главой Госдепартамента США Джоном Керри потребовал допуска сирийского лидера Башара Асада к выборам 2017 года, сообща ...
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации 23 января 2019 года сообщил, что на базе Конгрессно-выставочного центра Военно- патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил «Патриот» Министерство обороны России в рамках ...