"Гул затих. Я вышел на подмостки...." - пара фактов о презентациях и других публичных выступлениях.

топ 100 блогов karial20.07.2011 Беседа в сообществе "Вверх!" в Фейсбуке и недавнее чтение книжки Стива Эблина "Следующий шаг" навели на мысль поделиться одним интересным фактом. (К слову, книжку - Steve Eblin, The Next Move - очень рекомендую всем, кто стал или скоро перейдет в ранг экзекьютив). Альберт Мехрабиан (UCLA), проводивший известное исследование о восприятии презентаций аудиторией, показал, что оно складывается из трех факторов: содержания, тона голоса и "языка тела", т.е., манеры держаться, жестикуляции, движения.
Можете, не пользуясь интернет-поиском, догадаться, какая играет основную роль? И какой % успеха зависит от которого из факторов? Ответ под катом.


Оказалось, что 55% успеха определяется манерой держаться, тем, что в английском называется "языком тела" - уверенностью осанки и движений, открытостью жестов, умением подчеркнуть важный момент речи рукой, перемещаться по сцене, встречаться взглядом и удерживать контакт с аудиторией. Манера держаться - это то, что, оказывается, прежде всего считывает слушатель. И она может создать образ харизматичного, уверенного в себе (но не самоуверенного или неуважающего аудиторию), спокойного собеседника, увлеченного предметом так, что эта увлеченность передается...а может - тут подставить нужное. Например, нервного, неуверенного, явно что-то передергивающего человека - иначе почему у него бегают глаза, руки шарят по карманам, движения мелкие и нервные?

Очень просто способ убедиться, что это так - посмотреть интервью или выступления в YouTube с выключенным звуком. В качестве положительных примеров можно смотреть, практически, любой выступление на TED с высоким рейтингом. А как противоположный - интервью Олега Тинькова в "Бизнес-секретах" с Никой Белоцерковной. (Я прекрасно понимаю, что Ника - не профессиональный оратор, более того, человек явно чувствующий себя неудобно перед камерой. Это ничуть не уменьшает моего уважения к ее искуссву пропагандировать вкусную и красивую еду, чудесным фотографиям и страсти к собственному делу. Это просто пример человека, оказавшегося "не в своей тарелке" перед камерой).

Второй по значимости фактор - тон голоса, определяющий по статистике целыз 38% впечатления от выступления. В случае выступления по радио или на конференц-колле влияние этого фактора еще больше возрастает. Можно сколько угодно спорить о том, что интересный, пусть заикающийся, бормочущий, с монотонной интонацией профессор расскажет о предмете более интересно, чем профессионал выступлений.....увы, жизнь несправедлива. И выбирая серии аудиолекций или подкастов мы все равно тяготеем к выступающим с приятным голосом.

И, наконец, о грустном: собственно, содержание определяет лишь 7% впечатления.

Первый раз про эти цифры я узнала, когда во время обучения на МБА. К нам пришла тренер по публичным выступлениям и провела факультативное занятие. В течение часа мы тренировались выходить на сцену, делать широкий жест рукой и говорить "Welcome! my name is...". Чем больше сцена, тем шире должны быть жесты: мелкие жесты издали не видны или того хуже, напоминаю копошение и передергивание. Оказалось, что это очень трудно, потому что медленно обводя зал рукой чувствуешь себя немного идиотом - но тем не менее, подобные упражнения на многое глаза открывают.

Я не буду писать о том, как работать над техникой выступления просто потому, что на эту тему существует масса книжек. На английском книг множество . Теория в них примерно одинакова, и отличается лишь живостью изложения. На русском есть "К выступлению готов" Радислава Гандапаса. Она, с моей личной точки зрения, правильна по всем советам, но отличается некоторым сексизмом и порой страдает безвкусицей изложения.

Правда, мне кажется, тут настолько "нового не скажешь", что можно брать любую книгу, написанную в последние десять лет. Теория проста - открытые жесты (карманы зашить! :) ) и поза, не трогать себя,не прихорашиваться/не вертеть кольцо на пальце/не оглаживать волосы (это производит впечатление неуверенности), говорить медленно, искуственно замедляя и занижая голос, если он от природы высок, держать контакт взглядом, и т.п.. Гораздо важнее и сложнее практика: репетировать вслух и перед зеркалом по много раз.

Хотя и про 7% тоже забывать не стоит. Потому что во-первых, часть впечатления от презентации складывается по ее пересказу другими - прессой, аналитиками, коллегами. И тут уже не останется ни языка жестов, ни тона голоса - только они, семь процентов, часто упрощенные или выдернутые из контекста. А во-вторых, любые чарты или иллюстрации начинают жить своей отдельной жизнью - их пересылают внутри компании, сгружают с сайта, смотрят с выключенным звуком во время бродкаста - и уже никакая харизма "не спасет отца русской демократии". Но это уже о другом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ссылка на скачивание каталога здесь . Все ссылки в « Закреплённом ». ...
Дорогая передача, во субботу, чуть не плача, Вся Канатчикова дача к телевизору рвалась, Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться, Вся безумная больница у экрана собралась. ...
Аналог фразы "Он не в своем уме" сегодня звучит как донос. Напишите этот фразеологизм. ОТВЕТИЛИ: maarbolet flammberg ilmarill blondzinko galka_psisa ...
Ну что ж, этого следовало ожидать, и это случилось. В конце концов, если Youtube падает и спотыкается второй день - чего можно было ждать от нелепого русскоязычного блог-сервиса? Оно и произошло - сегодня у меня перестал открываться ЖЖ. То есть комменты на почту еще ходят, но войти, даже ...
Ну все больше по хозяйству, конечно. Но не без приятных бонусов. Судите сами - поехали вчера в Ашан закупаться продуктами рутина, рутиной. Но я тут умудрилась прикупить себе платьишко. Увидела, вернее не так - нащупала его сначала - уж больно ...