Гренландское благочестие
krummi-svaf — 23.08.2021Если бы Иисус был гренландцем, он бы говорил:
«не тюленем единым должно жить человеку», и был бы прав.
Ори Вестейнсон
Если Исландию можно считать относительно успешным образцом как колонизации, так и адаптации поселенцев к природным условиям, то скандинавская колония в Гренландии не превышала нескольких тысяч человек и прекратила свое существование около середины XV века. Обстоятельства ее основания подробно описаны в «Саге о гренландцах» и «Саге об Эйрике Рыжем».
К концу X века в Исландии уже не было места для амбициозных поселенцев. Вдобавок, в 876 году в стране случился голод. Из начала обеих саг видно, что опоздавшие к заселению были вынуждены или довольствоваться остатками и постоянно спорить за них с соседями, или стать зависимыми арендаторами. В 982 году, Эйрик Рыжий был изгнан из Исландии на три года, которые он провел, разведывая земли на западе. Когда срок изгнания прошел, он смог вернуться и призвать своих сторонников к переселению. Большинство из них не нажило врагов, от которых стоило бежать, но напряжение в Исландии росло, а благосостояние ее обитателей падало.
Во время пира Торбьерн попросил внимания и сказал:
— Я прожил здесь долгую жизнь и пользовался расположением людей и их дружбой. Можно сказать, что мы хорошо ладили. Но теперь стало у меня не хватать денег. Никогда мой дом не считался бедным, и я лучше уеду отсюда, чем потеряю свое достоинство, лучше покину страну, чем обесчещу свой род. Я хочу принять предложение Эйрика Рыжего, моего друга, которое он сделал мне, когда мы расставались в Широком Фьорде. Я хочу этим летом поехать в Гренландию, если это мне удастся.
Фермы гренландцев образовали два поселения – Восточное и Западное, практически сразу заняв всю землю, доступную для сельского хозяйства на острове. Но условия, в которых они жили, оказались еще менее пригодны для фермерства, чем Исландия. При этом поселенцы прибыли туда во время относительно благоприятного периода, в самом начале «Средневекового климатического оптимума». В конце XI – начале X веков похолодание в Гренландии сменилось потеплением, достигнувшим пика в середине XII века, ставшего самым теплым за тысячелетие. Затем температуры опускались до 1300 года и росли опять до начала XV века. И только с середины XV века начался 400-летний период «Малого ледникового периода» [Kobashi et al., 2010]. Таким образом, колония оказалась заброшенной еще в самом его начале, и ее исчезновение нельзя объяснить одним лишь ухудшением климата.
Население Гренландии было слишком малочисленным, чтобы образовать независимые годорды, подобно исландцам. Первым законоговорителем был сам Эйрик, а в дальнейшем – его потомки, но реальная власть в Гренландии постепенно переходит к церкви. В ранний период, как утверждают саги, «все в Гренландии были язычниками», но распространение христианства затронуло на старости лет даже Эйрика Рыжего:
Эйрик не хотел оставлять старой веры. Но Тьодхильд сразу же приняла новую веру и велела вдали от домов построить церковь… В ней совершали свои молитвы Тьодхильд и те, что приняли христианство, а таких было много. Тьодхильд не захотела больше жить с Эйриком, после того как приняла христианство, и ему это очень не нравилось.
Средневековую Гренландию можно смело называть теократией. О ее становлении подробно рассказывает «Прядь о гренландцах» (она же – прядь об Эйнаре Соккарсоне):
Как-то раз Сокки велел созвать тинг и объявил на нем, что не желает, чтобы страна дольше оставалась без епископа, и что он хочет, чтобы все ее жители приложили усилия к тому, чтобы учредить епископство. Все бонды с этим согласились…
Первым (хотя и с одним допущением) епископом Гренландии стал Арнард, клирик при дворе короля Норвегии (как и все последующие гренландские епископы).
– Однако раз уж мне суждено будет принять епископский сан, я хочу, чтобы Эйнар поклялся мне в том, что будет должным образом содержать и поддерживать епископство, а также те владения, которые были отданы Богу, и карать тех, кто посмеет на них посягнуть, и станет защитником всего, что принадлежит епископству.
Конунг сказал, чтобы тот так и сделал. Эйнар ответил, что согласен.
Прибывший в Гренландию около 1126 года Арнард показал себя умелым политиком, в итоге обеспечившим авторитет церкви как единственного института власти в стране.
Епископ сильно разгневался, когда узнал о том, какой ущерб был причинен кораблю. Он призвал к себе Эйнара сына Сокки и сказал:
– Настало время сдержать ту клятву, которую ты принес, когда мы уезжали из Норвегии, – карать любого, кто посмеет посягнуть на епископство и его владения. Я требую, чтобы Эцур поплатился жизнью за то, что испортил нашу собственность и выказал нам свое полное презрение. Не стану скрывать: мне это вовсе не по нраву, и если ничего не будет предпринято, я объявлю тебя клятвопреступником.
Внутреннее устройство гренландского общества прошло путь от независимых бондов до жесткой иерархии, номинально возглавляемой епископом из Гардара. Подобно исландским «могучим бондам» строившим на своей земле церковь и заявлявшим права на сбор церковной десятины, возникли «церковные фермы» Гренландии, нуждавшиеся в епископской легитимации. «Пестрая» карта компромиссных исландских годордов с приходом христианства сменилась несменяемостью церковных округов – приходов. И подобно округам Исландии – «карманным», контролируемым рынкам, сложившиеся в результате деятельности влиятельных родов так, что «даже договор с норвежским королем выглядел меньшим злом» [Философов, 2014], подобный рынок не мог не сложиться в Гренландии.
В 1261 году Гренландия стала частью Норвежского королевства (на год раньше Исландии) в обмен на обязанность короля ежегодно присылать торговый корабль. Отметим, что первоначально это было нужнее королю чем гренландцам, так как на этом корабле вывозилась церковная десятина и налоги. А в 1350 году Ивар Бардссен (к его весьма своеобразным сведениям о «Гренландии» мы еще вернемся) перечисляет большинство лучших пастбищ Восточного поселения как церковную собственность [McGovern, 1980].
Быть епископом в Гренландии было достаточно рискованным занятием, и кафедра часто пустовала. Например, в первой половине XIII века, после смерти епископа Йона прошло три года прежде чем его сменил Хельги, прибывший в Гардар в 1212 и умерший в 1220. Следующий – Никлаус, рукоположенный в 1234, появится в Гренландии только в 1239 и умрет в 1242 году. Последним, добравшимся до Гренландии епископом станет Альф, прибывший в 1368 и умерший в 1377 [Хенниг, 1962].
Таким образом, гренландские священники часто были предоставлены сами себе. Неизвестно, были ли они формальными лидерами «церковных ферм» или просто их ставленниками, и от кого более зависело рукоположение – от епископа или от землевладельца. Но именно в конце XII – начале XIII веков было воздвигнуто большинство больших церквей Гренландии, таких как церковь в Валсай [Seaver, 2010]. Возможно их размеры были результатом негласного состязания между «церковными лордами».
В 1927 г. руины дворца епископа и собора были более детально исследованы при раскопках, произведенных Перлундом. Длина дворца равнялась 53 м, а вместе с подсобными помещениями он занимал 1,5 га, причем в нем был большой парадный зал. Собор был длиной 32 м и почти так же велик, как кафедральный собор в Тронхейме. [Хенниг, 1962]
В итоге на население, в среднем составлявшее 2,5– 3 тысячи человек и жившее на маленьких, разбросанных по фиордам хуторах, приходилось 16 церквей (12 – в Восточном поселении и 4 – в Западном), мужской августинский и женский бенедиктинский монастыри, собор Святого Николая и резиденция епископа.
Но каким же образом малое сообщество субарктических фермеров и охотников, вообще могло позволить себе содержать всю эту церковную роскошь? Как рассказывало норвежское «Королевское зерцало», записанное в 1250-1260 гг., о жизни гренландцев:
Все, что привозят из других стран, стоит очень дорого для этих краев, лежащих столь далеко, что люди редко их посещают. И все, что нужно для жизни приходится привозить издалека – и железо, и дерево для постройки домов. В оплату за эти товары торговцы везут обратно следующее: оленьи шкуры, меха, тюленьи шкуры, канаты из моржовой кожи, а также моржовые бивни... Фермеры выращивают коров и овец в больших количествах и делают масло и сыр… Люди питаются в основном ими и говядиной, но также и разнообразной дичью, такой как северные олени, киты, тюлени и медведи…
Если не считать того, что судя по всему, под людьми в данном тексте понимаются епископ и сборщик налогов, это описание полностью соответствует. Палинологические исследования указывают, что земледелия в Гренландии не было никогда. Зооархеологические данные показывают, что на фермах разводили коров, овец и коз, реже встречаются кости свиней, собак и лошадей. Но основной пищей гренландцев были карибу и тюлени. Гренландский скот проводил в стойле до девяти месяцев в году и весной его выносили на пастбища на руках. Все возможные хозяйственные работы надо было завершить за короткий летний период.
В этом обществе процветало неравенство – четко выделяются три вида ферм: большие, расположенные при церквях, средние, лежащие в долинах, и маленькие, ютящиеся на побережье. На «церковной» ферме Западного поселения соотношение костей составляло: коров – 17,2%, овец и коз – 17,4%, оленей – 47,4%, тюленей – 18,9%. Для долинных ферм пропорция была около 8-9%, 21-33%, 24-42% и 25-37%. На фермах побережья – 2-5%, 12-18%, 7-9% и до 77,5% тюленьих костей. Мясо хранилось и высушивалось в скеммурах – сараях, сложенных из продуваемых ветром камней. Площадь угодий при «епископской» ферме в Гардаре позволяла содержать 150-175 голов скота, «церковной» фермы – 20-30, обычной – 5-15, а прибрежной – только 2-5 [McGovern, 1980]. Большая часть продуктов перераспределялась – тюлени с побережья попадали на стол «бедняков», а оленина – на стол «богачей», где бы они не жили.
Переход на преимущественно «тюленью» диету людей, державших скот и, по-видимому, отказавшихся от использования гарпунов и рыболовных снастей (археологами они не обнаружены), весьма удивителен. Одно из рациональных объяснений кроется в необходимости строгого соблюдения постов, что указывает на крайнюю религиозность гренландцев [Arneborg, 2003].
При этом, если в основе жизни средневековых христиан было регулярное посещение церкви, то гренландцы собирались у своих церквей, по-видимому, несколько раз в году (возможно – для организации охотничьих экспедиций и основных церковных праздников), а гренландские священники сами объезжали фермы прихода для выполнения обрядов [Vésteinsson, 2010]. Например, как об этом говорится в «Саге об Эйрике Рыжем»:
В Гренландии, с тех пор как туда пришло христианство, существовал обычай хоронить людей в неосвященной земле в усадьбе, где они умерли. В землю над грудью покойника вбивали столб, а потом, когда приезжал священник, столб вытаскивали из земли, в дыру от столба вливали святую воду и совершали отпевание, хотя бы это и было спустя много времени.
Еще в первое столетие после колонизации гренландцы осуществили несколько путешествий в Америку, но так и не смогли (или – не захотели) закрепиться там (об этих событиях будет рассказано отдельно). В Гренландии, также как в Исландии, не было дерева для строительства кораблей, что также крайне ограничивало возможности для путешествий и создавало острую зависимость ее жителей от торговли с Европой и, соответственно, задавало общее направление не на собственное развитие колонии, а на добычу товаров, пользующихся спросом в Европе.
Таки образом, Гренландия стала специализироваться на предметах роскоши для европейских рынков. В основном все это добывалось в районе, называемом Нордсетур (в районе современного залива Диско) во время летних охотничьих экспедиций. Их организаторами и бенефициарами выступали владеющие промысловыми лодками и имеющие право торговать «церковные лорды», которые и распоряжались добычей. Отвлекая зависимых фермеров от насущных забот ради морского промысла они создавали «тюленью» экономику – охота на них шла параллельно с заготовкой моржовых бивней и иных экспортных товаров.
Но после 1368 года ни один из назначенных епископов в Гренландии уже не появлялся. Снаряжение королевского судна не окупало себя, Берген, откуда оно отправлялось, пребывал в упадке. При этом торговля с Гренландией оставалась королевской монополией и запрещалась под страхом смертной казни, что очевидно игнорировалось. Последнее документально зафиксированное плавание из Гренландии состоялось в 1410 году. Так, в начале XV века официальные связи Гренландии с миром прервались. Западное поселение было заброшено (или разорено экспедицией Ивара Бардссона) в 1350 году. Восточное продержалось гораздо дольше, – как минимум, до первой половины XVI века.
Раскопки, проведенные в 1921 году в Херьюльфснесе, показали, что еще в 1470-1480 году элита гренландского общества одевалась по последней европейской моде (цит. по Хенниг, 1962):
Одежды рассказывают о том, что европейские моды были распространены и в Гренландии на протяжении всего (!) XV в ...Мы обнаруживаем здесь не меховые одежды бедного охотничьего народа, а богатое европейское платье, шляпы и чулки. Вместо жалкого народа, каким представляли себе раньше гренландцев, мы встретились в Херьюльфснесе с подчеркнуто европейским «высшим классом», поддерживавшим прочные и регулярные связи с Европой...
Но при этом:
Хансен – медик, исследовавший останки норманнов, погребенных в Херьюльфснесе, – обнаружил сильную деформацию костей всех скелетов, захороненных в 1470 – 1480 гг. Она, вероятно, была вызвана однообразным, неправильным питанием... По Хансену, рост покойников, погребенных в Херьюльфснесе, очень редко достигал 160 см и никогда не превышал 162 см. Часто, особенно у женщин, рост колебался в пределах 140—145 см... Из 20 покойников старше 18 лет половина не достигла даже 30 лет.
Товары, поступавшие в Гренландию через «церковных лордов», также во многом представляли собой дорогое церковное убранство, наподобие бронзовых церковных колоколов или цветных витражей, оставляя население выживать полностью на «подножном корму». Запертые в ловушке «церковной экономики», правители Гренландии были вынуждены держать на минимуме жизненно необходимый экспорт дерева и металла, чтобы поддерживать должный уровень религиозности своей недоедающей паствы, прежде чем пришли к закономерному концу. Но за счет чего это своеобразное общество голода и роскоши возникло и как оно вообще смогло продержаться столь долго — в следующий раз.
Литература:
- Прядь о гренландцах / Исландские пряди. – М.: Наука, 2016. – С. 521-534;
- Сага о гренландцах / Исландские саги. Ирландский эпос.: Библиотека всемирной литературы. – М.: Художественная литература, 1973. – Т. 8. – С. 86-104;
- Сага об Эйрике Рыжем / Исландские саги. Ирландский эпос.: Библиотека всемирной литературы. – М.: Художественная литература, 1973. – Т. 8. – С. 105-127;
- Философов, И. Ю. Исландия эпохи народовластия в современном либертарианском дискурсе / И. Ю. Философов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – с. 59;
- Хенниг Р. Неведомые земли. Том 3: Пер. с нем. – М.: Издательство иностранной литературы, 1962. – с. 328, 412-439;
- Arneborg, J. Norse Greenland: Reflections on Settlement and Depopulation // Contact, Continuity, and Collapse. The Norse Colonization of the North Atlantic. – Turnhout: Brepols Publishers n.v., 2003. – pp. 163-181;
- Barlow, L. K. Interdisciplinary investigations of the end of the Norse Western Settlement in Greenland / L. K. Barlow et al. // The Holocene. – 1997. – Vol. 7. – p. 489-499;
- Kobashi, T. Persistent multi-decadal Greenland temperature fluctuation through the last millennium. / T. Kobashi et al. // Climatic Change: An Interdisciplinary, International Journal Devoted to the Description, Causes and Implications of Climatic Change. – 2010. – № 100(3). – p. 752-753;
- McGovern, Т. Н. Cows, Harp Seals, and Churchbells: Adaptation and Extinction in Norse Greenland // Human Ecology. 1980. – Vol. 8. – № 3. – pp. 245-275;
- Seaver, K. A. The Last Vikings. The Epic Story of the Great Norse Voyages. – London: I. B. Tauris & Co. Ltd, 2010. – 177 р.;
- The King’s Mirror (Speculum regale – Konungs skuggsja). Scandinavian Monographs 3. – New York: The American-Scandinavian Foundation, 1917. – p. 142-145;
- Vésteinsson, O. Parishes and Communities in Norse Greenland // Journal of the North Atlantic. – 2010. – Sp. vol. 2. – pp. 138-150.
|
</> |