рейтинг блогов

Гренландское благочестие

топ 100 блогов krummi-svaf23.08.2021

                                                          Если бы Иисус был гренландцем, он бы говорил:

                              «не тюленем единым должно жить человеку», и был бы прав.

                                                                                                                         Ори Вестейнсон

Если Исландию можно считать относительно успешным образцом как колонизации, так и адаптации поселенцев к природным условиям, то скандинавская колония в Гренландии не превышала нескольких тысяч человек и прекратила свое существование около середины XV века. Обстоятельства ее основания подробно описаны в «Саге о гренландцах» и «Саге об Эйрике Рыжем».

К концу X века в Исландии уже не было места для амбициозных поселенцев. Вдобавок, в 876 году в стране случился голод. Из начала обеих саг видно, что опоздавшие к заселению были вынуждены или довольствоваться остатками и постоянно спорить за них с соседями, или стать зависимыми арендаторами. В 982 году, Эйрик Рыжий был изгнан из Исландии на три года, которые он провел, разведывая земли на западе. Когда срок изгнания прошел, он смог вернуться и призвать своих сторонников к переселению. Большинство из них не нажило врагов, от которых стоило бежать, но напряжение в Исландии росло, а благосостояние ее обитателей падало.

Во время пира Торбьерн попросил внимания и сказал:

— Я прожил здесь долгую жизнь и пользовался расположением людей и их дружбой. Можно сказать, что мы хорошо ладили. Но теперь стало у меня не хватать денег. Никогда мой дом не считался бедным, и я лучше уеду отсюда, чем потеряю свое достоинство, лучше покину страну, чем обесчещу свой род. Я хочу принять предложение Эйрика Рыжего, моего друга, которое он сделал мне, когда мы расставались в Широком Фьорде. Я хочу этим летом поехать в Гренландию, если это мне удастся.

Фермы гренландцев образовали два поселения – Восточное и Западное, практически сразу заняв всю землю, доступную для сельского хозяйства на острове. Но условия, в которых они жили, оказались еще менее пригодны для фермерства, чем Исландия. При этом поселенцы прибыли туда во время относительно благоприятного периода, в самом начале «Средневекового климатического оптимума». В конце XI – начале X веков похолодание в Гренландии сменилось потеплением, достигнувшим пика в середине XII века, ставшего самым теплым за тысячелетие. Затем температуры опускались до 1300 года и росли опять до начала XV века. И только с середины XV века начался 400-летний период «Малого ледникового периода» [Kobashi et al., 2010]. Таким образом, колония оказалась заброшенной еще в самом его начале, и ее исчезновение нельзя объяснить одним лишь ухудшением климата.

Население Гренландии было слишком малочисленным, чтобы образовать независимые годорды, подобно исландцам. Первым законоговорителем был сам Эйрик, а в дальнейшем – его потомки, но реальная власть в Гренландии постепенно переходит к церкви. В ранний период, как утверждают саги, «все в Гренландии были язычниками», но распространение христианства затронуло на старости лет даже Эйрика Рыжего:

Эйрик не хотел оставлять старой веры. Но Тьодхильд сразу же приняла новую веру и велела вдали от домов построить церковь… В ней совершали свои молитвы Тьодхильд и те, что приняли христианство, а таких было много. Тьодхильд не захотела больше жить с Эйриком, после того как приняла христианство, и ему это очень не нравилось.

Средневековую Гренландию можно смело называть теократией. О ее становлении подробно рассказывает «Прядь о гренландцах» (она же – прядь об Эйнаре Соккарсоне):

Как-то раз Сокки велел созвать тинг и объявил на нем, что не желает, чтобы страна дольше оставалась без епископа, и что он хочет, чтобы все ее жители приложили усилия к тому, чтобы учредить епископство. Все бонды с этим согласились…

Первым (хотя и с одним допущением) епископом Гренландии стал Арнард, клирик при дворе короля Норвегии (как и все последующие гренландские епископы).

– Однако раз уж мне суждено будет принять епископский сан, я хочу, чтобы Эйнар поклялся мне в том, что будет должным образом содержать и поддерживать епископство, а также те владения, которые были отданы Богу, и карать тех, кто посмеет на них посягнуть, и станет защитником всего, что принадлежит епископству. 

Конунг сказал, чтобы тот так и сделал. Эйнар ответил, что согласен.

Прибывший в Гренландию около 1126 года Арнард показал себя умелым политиком, в итоге обеспечившим авторитет церкви как единственного института власти в стране.

Епископ сильно разгневался, когда узнал о том, какой ущерб был причинен кораблю. Он призвал к себе Эйнара сына Сокки и сказал:

– Настало время сдержать ту клятву, которую ты принес, когда мы уезжали из Норвегии, – карать любого, кто посмеет посягнуть на епископство и его владения. Я требую, чтобы Эцур поплатился жизнью за то, что испортил нашу собственность и выказал нам свое полное презрение. Не стану скрывать: мне это вовсе не по нраву, и если ничего не будет предпринято, я объявлю тебя клятвопреступником.

Внутреннее устройство гренландского общества прошло путь от независимых бондов до жесткой иерархии, номинально возглавляемой епископом из Гардара. Подобно исландским «могучим бондам» строившим на своей земле церковь и заявлявшим права на сбор церковной десятины, возникли «церковные фермы» Гренландии, нуждавшиеся в епископской легитимации. «Пестрая» карта компромиссных исландских годордов с приходом христианства сменилась несменяемостью церковных округов – приходов. И подобно округам Исландии – «карманным», контролируемым рынкам, сложившиеся в результате деятельности влиятельных родов так, что «даже договор с норвежским королем выглядел меньшим злом» [Философов, 2014], подобный рынок не мог не сложиться в Гренландии.

В 1261 году Гренландия стала частью Норвежского королевства (на год раньше Исландии) в обмен на обязанность короля ежегодно присылать торговый корабль. Отметим, что первоначально это было нужнее королю чем гренландцам, так как на этом корабле вывозилась церковная десятина и налоги. А в 1350 году Ивар Бардссен (к его весьма своеобразным сведениям о «Гренландии» мы еще вернемся) перечисляет большинство лучших пастбищ Восточного поселения как церковную собственность [McGovern, 1980].

Реконструкция церковных приходов Восточного поселения. [Vésteinsson, 2010]. Крестами обозначены церкви, красными точками – фермы.
Реконструкция церковных приходов Восточного поселения. [Vésteinsson, 2010]. Крестами обозначены церкви, красными точками – фермы.

Быть епископом в Гренландии было достаточно рискованным занятием, и кафедра часто пустовала. Например, в первой половине XIII века, после смерти епископа Йона прошло три года прежде чем его сменил Хельги, прибывший в Гардар в 1212 и умерший в 1220. Следующий – Никлаус, рукоположенный в 1234, появится в Гренландии только в 1239 и умрет в 1242 году. Последним, добравшимся до Гренландии епископом станет Альф, прибывший в 1368 и умерший в 1377 [Хенниг, 1962].

Таким образом, гренландские священники часто были предоставлены сами себе. Неизвестно, были ли они формальными лидерами «церковных ферм» или просто их ставленниками, и от кого более зависело рукоположение – от епископа или от землевладельца. Но именно в конце XII – начале XIII веков было воздвигнуто большинство больших церквей Гренландии, таких как церковь в Валсай [Seaver, 2010]. Возможно их размеры были результатом негласного состязания между «церковными лордами».

В 1927 г. руины дворца епископа и собора были более детально исследованы при раскопках, произведенных Перлундом. Длина дворца равнялась 53 м, а вместе с подсобными помещениями он занимал 1,5 га, причем в нем был большой парадный зал. Собор был длиной 32 м и почти так же велик, как кафедральный собор в Тронхейме. [Хенниг, 1962]

В итоге на население, в среднем составлявшее 2,5– 3 тысячи человек и жившее на маленьких, разбросанных по фиордам хуторах, приходилось 16 церквей (12 – в Восточном поселении и 4 – в Западном), мужской августинский и женский бенедиктинский монастыри, собор Святого Николая и резиденция епископа.

Но каким же образом малое сообщество субарктических фермеров и охотников, вообще могло позволить себе содержать всю эту церковную роскошь? Как рассказывало норвежское «Королевское зерцало», записанное в 1250-1260 гг., о жизни гренландцев:

Все, что привозят из других стран, стоит очень дорого для этих краев, лежащих столь далеко, что люди редко их посещают. И все, что нужно для жизни приходится привозить издалека – и железо, и дерево для постройки домов. В оплату за эти товары торговцы везут обратно следующее: оленьи шкуры, меха, тюленьи шкуры, канаты из моржовой кожи, а также моржовые бивни... Фермеры выращивают коров и овец в больших количествах и делают масло и сыр… Люди питаются в основном ими и говядиной, но также и разнообразной дичью, такой как северные олени, киты, тюлени и медведи…

Если не считать того, что судя по всему, под людьми в данном тексте понимаются епископ и сборщик налогов, это описание полностью соответствует. Палинологические исследования указывают, что земледелия в Гренландии не было никогда. Зооархеологические данные показывают, что на фермах разводили коров, овец и коз, реже встречаются кости свиней, собак и лошадей. Но основной пищей гренландцев были карибу и тюлени. Гренландский скот проводил в стойле до девяти месяцев в году и весной его выносили на пастбища на руках. Все возможные хозяйственные работы надо было завершить за короткий летний период.

Годовой цикл Западного поселения. [Barlow et al., 1997]
Годовой цикл Западного поселения. [Barlow et al., 1997]

В этом обществе процветало неравенство – четко выделяются три вида ферм: большие, расположенные при церквях, средние, лежащие в долинах, и маленькие, ютящиеся на побережье. На «церковной» ферме Западного поселения соотношение костей составляло: коров – 17,2%, овец и коз – 17,4%, оленей – 47,4%, тюленей – 18,9%. Для долинных ферм пропорция была около 8-9%, 21-33%, 24-42% и 25-37%. На фермах побережья – 2-5%, 12-18%, 7-9% и до 77,5% тюленьих костей. Мясо хранилось и высушивалось в скеммурах – сараях, сложенных из продуваемых ветром камней. Площадь угодий при «епископской» ферме в Гардаре позволяла содержать 150-175 голов скота, «церковной» фермы – 20-30, обычной – 5-15, а прибрежной – только 2-5 [McGovern, 1980]. Большая часть продуктов перераспределялась – тюлени с побережья попадали на стол «бедняков», а оленина – на стол «богачей», где бы они не жили.

Переход на преимущественно «тюленью» диету людей, державших скот и, по-видимому, отказавшихся от использования гарпунов и рыболовных снастей (археологами они не обнаружены), весьма удивителен. Одно из рациональных объяснений кроется в необходимости строгого соблюдения постов, что указывает на крайнюю религиозность гренландцев [Arneborg, 2003].

При этом, если в основе жизни средневековых христиан было регулярное посещение церкви, то гренландцы собирались у своих церквей, по-видимому, несколько раз в году (возможно – для организации охотничьих экспедиций и основных церковных праздников), а гренландские священники сами объезжали фермы прихода для выполнения обрядов [Vésteinsson, 2010]. Например, как об этом говорится в «Саге об Эйрике Рыжем»:

В Гренландии, с тех пор как туда пришло христианство, существовал обычай хоронить людей в неосвященной земле в усадьбе, где они умерли. В землю над грудью покойника вбивали столб, а потом, когда приезжал священник, столб вытаскивали из земли, в дыру от столба вливали святую воду и совершали отпевание, хотя бы это и было спустя много времени.

Еще в первое столетие после колонизации гренландцы осуществили несколько путешествий в Америку, но так и не смогли (или – не захотели) закрепиться там (об этих событиях будет рассказано отдельно). В Гренландии, также как в Исландии, не было дерева для строительства кораблей, что также крайне ограничивало возможности для путешествий и создавало острую зависимость ее жителей от торговли с Европой и, соответственно, задавало общее направление не на собственное развитие колонии, а на добычу товаров, пользующихся спросом в Европе.

Таки образом, Гренландия стала специализироваться на предметах роскоши для европейских рынков. В основном все это добывалось в районе, называемом Нордсетур (в районе современного залива Диско) во время летних охотничьих экспедиций. Их организаторами и бенефициарами выступали владеющие промысловыми лодками и имеющие право торговать «церковные лорды», которые и распоряжались добычей. Отвлекая зависимых фермеров от насущных забот ради морского промысла они создавали «тюленью» экономику – охота на них шла параллельно с заготовкой моржовых бивней и иных экспортных товаров.

Но после 1368 года ни один из назначенных епископов в Гренландии уже не появлялся. Снаряжение королевского судна не окупало себя, Берген, откуда оно отправлялось, пребывал в упадке. При этом торговля с Гренландией оставалась королевской монополией и запрещалась под страхом смертной казни, что очевидно игнорировалось. Последнее документально зафиксированное плавание из Гренландии состоялось в 1410 году. Так, в начале XV века официальные связи Гренландии с миром прервались. Западное поселение было заброшено (или разорено экспедицией Ивара Бардссона) в 1350 году. Восточное продержалось гораздо дольше, – как минимум, до первой половины XVI века.

Раскопки, проведенные в 1921 году в Херьюльфснесе, показали, что еще в 1470-1480 году элита гренландского общества одевалась по последней европейской моде (цит. по Хенниг, 1962):

Одежды рассказывают о том, что европейские моды были распространены и в Гренландии на протяжении всего (!) XV в ...Мы обнаруживаем здесь не меховые одежды бедного охотничьего народа, а богатое европейское платье, шляпы и чулки. Вместо жалкого народа, каким представляли себе раньше гренландцев, мы встретились в Херьюльфснесе с подчеркнуто европейским «высшим классом», поддерживавшим прочные и регулярные связи с Европой...

Но при этом:

Хансен – медик, исследовавший останки норманнов, погребенных в Херьюльфснесе, – обнаружил сильную деформацию костей всех скелетов, захороненных в 1470 – 1480 гг. Она, вероятно, была вызвана однообразным, неправильным питанием... По Хансену, рост покойников, погребенных в Херьюльфснесе, очень редко достигал 160 см и никогда не превышал 162 см. Часто, особенно у женщин, рост колебался в пределах 140—145 см... Из 20 покойников старше 18 лет половина не достигла даже 30 лет.

Товары, поступавшие в Гренландию через «церковных лордов», также во многом представляли собой дорогое церковное убранство, наподобие бронзовых церковных колоколов или цветных витражей, оставляя население выживать полностью на «подножном корму». Запертые в ловушке «церковной экономики», правители Гренландии были вынуждены держать на минимуме жизненно необходимый экспорт дерева и металла, чтобы поддерживать должный уровень религиозности своей недоедающей паствы, прежде чем пришли к закономерному концу. Но за счет чего это своеобразное общество голода и роскоши возникло и как оно вообще смогло продержаться столь долго — в следующий раз.

Литература:

  1. Прядь о гренландцах / Исландские пряди. – М.: Наука, 2016. – С. 521-534;
  2. Сага о гренландцах / Исландские саги. Ирландский эпос.: Библиотека всемирной литературы. – М.: Художественная литература, 1973. – Т. 8. – С. 86-104;
  3. Сага об Эйрике Рыжем / Исландские саги. Ирландский эпос.: Библиотека всемирной литературы. – М.: Художественная литература, 1973. – Т. 8. – С. 105-127;
  4. Философов, И. Ю. Исландия эпохи народовластия в современном либертарианском дискурсе / И. Ю. Философов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – с. 59;
  5. Хенниг Р. Неведомые земли. Том 3: Пер. с нем. – М.: Издательство иностранной литературы, 1962. – с. 328, 412-439;
  6. Arneborg, J. Norse Greenland: Reflections on Settlement and Depopulation // Contact, Continuity, and Collapse. The Norse Colonization of the North Atlantic. – Turnhout: Brepols Publishers n.v., 2003. – pp. 163-181;
  7. Barlow, L. K. Interdisciplinary investigations of the end of the Norse Western Settlement in Greenland / L. K. Barlow et al. // The Holocene. – 1997. – Vol. 7. – p. 489-499;
  8. Kobashi, T. Persistent multi-decadal Greenland temperature fluctuation through the last millennium. / T. Kobashi et al. // Climatic Change: An Interdisciplinary, International Journal Devoted to the Description, Causes and Implications of Climatic Change. – 2010. – № 100(3). – p. 752-753;
  9. McGovern, Т. Н. Cows, Harp Seals, and Churchbells: Adaptation and Extinction in Norse Greenland // Human Ecology. 1980. – Vol. 8. – № 3. – pp. 245-275;
  10. Seaver, K. A. The Last Vikings. The Epic Story of the Great Norse Voyages. – London: I. B. Tauris & Co. Ltd, 2010. – 177 р.;
  11. The King’s Mirror (Speculum regale – Konungs skuggsja). Scandinavian Monographs 3. – New York: The American-Scandinavian Foundation, 1917. – p. 142-145;
  12. Vésteinsson, O. Parishes and Communities in Norse Greenland // Journal of the North Atlantic. – 2010. – Sp. vol. 2. – pp. 138-150.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все нормальные матери,безусловно,любят своих детей, и все же у каждой, как ни странно это звучит,есть свой "любимый" детский возраст. Тот период,когда ребенок особенно умиляет,  материнство радует, все удается, и само  Мироздание словно идет ...
В мае 2023 года может стать вакантной ещё одна должность заместителя прокурора города Москвы. Истекают полномочия "вечного заместителя" столичной прокуратуры Юрия Катасонова, который изначально был назначен на указанную должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации ...
Писал длинный комментарий в одном интересном журнале, а потом решил вывесить и у ...
"Такое НАТО нам не нужно" - заявил Трамп . И добавил, что если он победит на выборах, то США из НАТО выйдет . Что вполне в духе Трампа. Правда, США - не Россия, а президент США - не царь. А потому своим указом Трамп ( даже будучи президентом ), не смог бы распустить НАТО при ...
Пишут, что у вас опять что-то горит. (с) aleshru ...