Гренландская роскошь

топ 100 блогов krummi_svaf24.11.2021

Большинство теорий, объясняющих коллапс гренландского общества в XIV-XV веках выводят в качестве основной причины климатические перемены Малого ледникового периода, подкосившего островную экономику. Кажется очевидным, что климатическая нестабильность не лучшим образом отражается на скотоводстве, но были и другие аспекты, один из которых и будет рассмотрен подробно.

Сравнивая хозяйство средневековых Исландии и Гренландии нельзя не отметить принципиальное различие – в Исландии экономика натурального хозяйства преобладала над экспортной экономикой, в основном опирающейся на экспорт сукна и сушеной рыбы, в то время как экономика Гренландии, за исключением первоначального краткого периода, ориентировалась, в первую очередь, на экспорт малообъемной, но дорогостоящей арктической экзотики – в первую очередь моржовой кости.

В Исландии моржи были окончательно истреблены в XI-XII веках, по-видимому, после эпохи Заселения они уже стали редкими – среди изученных образцов исландское происхождение подтверждено только для одного бивня XI века, обнаруженного в Швеции [Keighley, 2019], но моржовая кость в Европе 850 – 1000 годов, скорее всего имела исландское происхождение. Для гораздо менее населенной Гренландии, полной природных богатств, этот путь развития казался более перспективным, что и привело потомков островитян в «институциональную ловушку».

После того, как Исландия стала частью Норвежского королевства, каждый исландский фермер платил в качестве годового налога 20 локтей сукна – половину королю, половину – местным чиновникам. Записи 1311 года показывали, что 3800 ферм Исландии заплатили в качестве налога сумму, соответствующую стоимости 635 коров (половина из которой пошла на содержание «колониальной администрации»). В 1327 году в Бергене для финансирования крестового похода против схизматиков-новгородцев была продана шестилетняя десятина Гренландии, предположительно (оценки разнятся) составившая около 520 моржовых бивней, эквивалентных 780 коровам. При этом цены этого периода в Норвегии были стабильны [Keller, 2008]. Средневековый манускрипт «Grönlandiae vetus chorographia» сообщает, что Восточное поселение включало 190 ферм, а Западное – всего 90. Даже без учета того, что исландский платеж был ежегодным, а гренландский – дополнительным налогом «на крестоносцев», получается, что в «коровьем» эквиваленте средняя гренландская ферма, при своей кажущейся бедности, приносила королю дохода больше, чем пять исландских.

Дорогие экспортные товары, на которых специализировались гренландцы, такие как меха, соколы и белые медведи не оставили следа в археологии. Но его (наравне с бивнями нарвалов) оставил преобладающий товар – моржовая кость, что позволяет хотя бы приблизительно воссоздать картину гренландской «морженомики».

Морж – это не только мясо и бивни. Из шкуры моржа в средневековье изготавливались доспехи и щиты. Канаты и ремни из шкуры моржа использовались для такелажа в Северной Европе до XVI века. Из моржового сала варили ворвань, которой смолили корпуса судов, мачты и такелаж. Кость из моржового пениса (бакулюм) использовалась в безлесных краях для топорищ и багров.

Бакулюм моржа. Действительно удобен для топорища.
Бакулюм моржа. Действительно удобен для топорища.

Но считать охоту в Нордсете средством добывать пропитание, пожалуй, не стоит. В «шестивесельную» лодку гренландских охотников могло поместиться 1-2 моржовых туши или, например, 160 необработанных челюстей с бивнями. Выбор был очевиден.

В обзоре [Frei et all, 2015] показано, что при раскопках на «церковной» ферме Санднес Западного поселения в 1984 было извлечено при просеивании 6 033 идентифицируемых фрагмента костей животных, из которых моржовых было 1473 (почти 30 процентов). Но если в ранних слоях находились самые разные кости, что означало, что эти моржи были убиты неподалеку и использовалась вся туша, то в более поздних слоях из посткраниального скелета находили только фрагменты бакулюмов, а почти все найденные кусочки были частями верхней челюсти и бивней. Обитатели фермы становились все более искусными – доля отколовшихся кусочков бивней неуклонно снижалась от ранних к поздним слоям. При раскопках в Восточном поселении также от самых нижних слоев до самых последних присутствовали кости моржа, и преобладали фрагменты верхней челюсти и бакулюмы.

Фрагменты моржовой кости встречаются на большинстве ферм Западного и Восточного побережья, включая поместье епископа в Гардаре, таким образом добытые верхние челюсти распределялись по всему сообществу для окончательной обработки и извлечения бивней. Согласно «Grönlandiae vetus chorographia» требовалось грести 15 дней, чтобы добраться до Нордсеты от Западного поселения и 27 дней – от восточного. Если охотники отправлялись в путь в июне (после основной охоты на тюленей) и возвращались в конце августа (к сенокосу), у охотников Западного поселения оставалось одиннадцать недель, а у охотников Восточного поселения – всего семь недель для своих ферм (но, вероятно они охотились и на восточном побережье Гренландии). Скорее всего эти экспедиции не были крепостной повинностью, а уделом профессионалов, которые, скорее всего, играли роль «дружины» у «церковных лордов» Гренландии, в то время как прочим «членам прихода» приходилось содержать их.

Название «Нордсета» дословно означает «северное пастбище», и справедливо предположить, что к его эксплуатации гренландцы относились также, как и к использованию общинных горных пастбищ в Скандинавии – охота была разрешена всем, но с благословления епископа. Экспедиции были ежегодными, в них участвовали сплоченные команды профессиональных охотников, их организаторами были богатые землевладельцы – хозяева «шестивесельных» лодок. На берегах Баффинова залива до самого дальнего севера обнаружены руины хижин, скеммуров и башен, по-видимому выполнявших роль навигационных знаков (хотя их скандинавское происхождение остается дискуссионным) [Madsen, 2019].

Карта поселений и искусственных сооружений Гренландии [Madsen, 2019]
Карта поселений и искусственных сооружений Гренландии [Madsen, 2019]

Первоначально целью поселенцев было фермерство, а вовсе не охота на моржей, и они активно искали все доступные ресурсы, обследовав земли на побережье Америки, названные ими Хеллюланд, Маркланд и Винланд, откуда они могли бы получать все необходимое для жизни, если бы смогли закрепиться там.

На корабле первооткрывателя Винланда Лейфа Счастливого в Гренландию прибыл и первый священник. Первая церковь, построенная женой Эйрика рыжего в Браттахлиде, была очень маленькая – 2 на 3,5 м, [Анохин, 1989]. Но с годами влияние церкви росло, и росли церковные здания. После христианизации Гренландии отмечена только одна попытка плавания в Винланд – в 1121 году епископом Эриком Гнупсоном. Гренландцы явно отказались от освоения юга ради освоения севера.

Но для чего им понадобилось отказаться от теплого Винланда и закрепляться в холодных краях Нордсеты? Только ради одного – налаживания торговых и политических связей в Европе, для чего им требовались товары, пользующиеся спросом на европейских рынках. Соседняя Исландия мало что могла им предоставить как торговый партнер, в то время как гренландцам было, что предложить европейским владыкам. Как говориться в «Пряди о гренландцах» об учреждении епископства: «Эйнар взял с собой в эту поездку много моржовой кости и шкур, с тем чтобы заручиться поддержкой хевдинговЭйнар захватил с собой из Гренландии медведя и преподнес его Сигурду конунгу. В ответ он удостоился почета и уважения конунга.»

О дальнейших событиях было рассказано ранее. Епископ был единственным, кто имел постоянную связь с Европой и с влиятельнейшим из европейских владык – папой римским. В Гардаре вознесся кафедральный собор св. Николая, покровителя мореплавателей, имевший размеры 27 на 16 м, с колокольней по разным оценкам достигавшей от 18 до 40 м, дворец длиной 54 м с залом для приемов 132 кв. м и коровник на 100 стойл. На гренландские подати епископат содержал также священников, дьяконов и учеников «церковного интерната», монахов и монахинь, звонарей, мальчиков из хора (куда же без них), многочисленную прислугу и работников, всего ко времени расцвета в 1300 г. – от 100 до 200 человек. Даже после того как гренландцы, испытывая нужду в европейских товарах признали себя подданными Норвегии, фактически Гренландия управлялась католической церковью. Даже, когда епископы вовсе перестали приезжать в Гренландию, управляя паствой из Скандинавии, налоги взимались в той же мере [Анохин, 1989].

Чтобы оценить долю Гренландии на рынке моржовой кости в работах [Star et all, 2018] и [Barrett et all, 2020] было проведено сравнительное исследование ДНК популяций моржей, сохранившихся в Северной Атлантике, и образцов моржовых рострумов – средневековых украшений дворцов и соборов Европы (отпиленная для извлечения бивней и обработанная передняя часть моржового черепа). Большая их часть, привезенная на фермы для извлечения бивней, просто выбрасывалась. Меньшая же шла на украшение гренландских церквей, создав в итоге своеобразную моду сначала в Норвегии, а затем и в других европейских странах. В Гардаре было найдено 10 таких рострумов, а в Санднесе – семь, их состояние позволяет сделать выводы, что финальная отделка выполнялась уже в Европе [Barrett et all, 2020].

Установлено, что генетически моржи делятся на две клады – восточную, распространенную почти по всей северной Атлантике и западную – характерную почти исключительно для гренландских и канадских берегов Баффинова залива – района Нордсеты.

Распространение гаплотипов моржей в Атлантике. Голубым цветом обозначены
Распространение гаплотипов моржей в Атлантике. Голубым цветом обозначены "западные", коричневым — "восточные" популяции. [Star et all, 2018]

Периодом до основания епископства в Гренландии в 1120-х были датированы 7 рострумов – 1 западного происхождения и 6 восточного, а между 1120-м и концом XIV века из 12 рострумов – 10 «западные» и 2 «восточные». В XV веке подобный декор уже не использовался, два позднейших рострума из дворца архиепископа в Трондхейме датируются: «западный» – 1500-1532 и «восточный» – позже 1600 [Star et all, 2018]. При этом если ранние рострумы принадлежали крупным самцам, то поздние – в основном самкам, что указывает на значительный прессинг на популяцию моржей со стороны охотников [Barrett et all, 2020]. Трудно сказать, с истреблением ли моржей Нордсеты церковники перестали использовать рострумы или же они просто вышли из моды, становясь все более редким и труднодоступным товаром.

С учетом того, что моржи «восточной» клады также обитают в Гренландии, можно утверждать, что на протяжении 1120 – 1300 годов Гренландия была практически монопольным источником моржовой кости в Европе. При этом признаков косторезного промысла не обнаружено, экспортировалось только сырье. В самой Гренландии найдено единственное изделие из кости – знаменитый наконечник епископского посоха из Гардара.

Была ли моржовая кость вытеснена слоновой костью, вернувшейся на европейский рынок? Несомненно, что на Пиренейском полуострове она не была редкостью и в XII веке, поступая из мусульманских стран. Моржовая кость оставалась более дешевой заменой слоновой и продолжала применяться, причем для небольших изделий (например – шахматных фигурок) ей отдавалось предпочтение. Торговля моржовыми бивнями отмечалась и за пределами Европы, начиная с X века она (под собирательным названием khutū) появляется на рынках мусульманских стран, пользуется спросом и по Великому шелковому пути доходит до Китая. Аль-Бируни указывает, что булгары привозят ее с северных морей, а Аль-Гаффари – что она поступает с западных пределов исламского мира (возможно – из Кастилии). Таким образом северная торговля моржовой костью благополучно пережила возвращение слоновой кости на рынки Западной Европы со второй половины XIII века. Но уже в XV – начале XVI веков моржовая кость поступает в Европу и Ближний Восток уже с побережья Белого Моря, через Новгород и Казань [Dectot, 2018] [Gillman, 2017].

Как указывает исследование [Frei et all, 2015] гренландская кость начинает замещаться беломорской и слоновой после 1250 – 1300 годов, и это дает нам правдоподобный сценарий растущей рыночной изоляции, ведущей колонию к гибели.

В раннем периоде Католическая церковь была основным потребителем моржовой кости в Европе, и ее запросы не были обременением для островитян. В обмен на предметы роскоши гренландцы получали все необходимое для жизни в бедных ресурсами условиях. На хуторах гренландских «могучих бондов» – вассалов Бога росли церкви, своими масштабами и убранством сравнимые с церквями европейских городов. Со временем моржи, обитающие поблизости от Западного и Восточного поселений были истреблены, как это ранее произошло в Исландии. Пути в Винланд оказались забыты – в Гренландии не обнаружилось никаких следов записанных саг, вероятно по причине борьбы церкви с остатками язычества. Для продолжения охоты требовалось совершать все более далекие и трудозатратные экспедиции в Нордсету. Вся внешняя торговля Гренландии осуществлялась через епископа и заморских торговцев, владеющих кораблями и устанавливающих свои цены на привезенный товар. А своих кораблей, кроме охотничьих лодок, у гренландцев не было за неимением леса и железа.

Начиная с середины XIII века цены на моржовую кость в Европе начинают снижаться, а с ними – и количество поступающих в Гренландию товаров. Происходит утрата независимости – в 1261 году к «гренландской роскоши» приобщается король Норвегии, в обмен на подати обязавшийся присылать по кораблю в год с необходимыми товарами. По мере истребления моржей охота становилась все более затратным мероприятием, вся прибыль от которого оседала уже не в Гардаре, а в Норвегии и Ватикане – поэтому епископы начинают управлять своими владениями дистанционно, пока это вообще не становится ватиканской синекурой. Королевские корабли приходили все реже, по-видимому, из-за того, что для полной загрузки корабля бивнями их требовалось собирать уже годами, и у гренландцев копились долги.

Естественно, продолжающееся падение доходов не могло не беспокоить «партнеров» и в Гренландию был направлен «ревизор» – священник Ивар Бардсен, прибывший между 7 и 24 августа 1341 года из Бергена на королевском судне. Его экспедиция, отправившаяся в Западное поселение, не нашла там ни одного человека, но обнаружила много одичавшего скота (несмотря на климат, мешающий скотоводству) и забрала столько, сколько было возможно забрать. По сей день остается загадкой, куда делись жители поселения – перебрались вслед за исчезающими моржами или бежали от «недоимок», была ли экспедиция спасательной или фискальной, но, судя по выжившему скоту, это исчезновение произошло незадолго до визита Бардсена.

В дальнейшем Ивар Бардсен временно замещал умершего гардарского епископа Арне, скончавшегося в 1349 году и не позднее 1363/64 года вернулся в Норвегию. Когда Норвегия вошла в унию с Данией в 1380 году, торговля с Гренландией была провозглашена датской королевской монополией. В 1389 году королем стал Эрик Померанский, который просто запретил купцам датско-норвежского государства плавать в Гренландию, по-видимому, обвиняя в падении налоговых поступлений контрабанду. При этом королевский корабль не отправлялся много лет, его рейсы уже не окупались. Но, судя по сохранившимся в могилах Восточного поселения европейским одеждам, норвежские, английские, голландские или ганзейские суда продолжали торговлю нелегально, пока местным жителям было что им предложить. Гренландская «морженомика» исчезла вместе с моржами и островитянами, ставшими заложниками своих заморских «партнеров», а затем — правителей, с падением прибыли потерявших всякий интерес к их существованию.

Свидетельство о, возможно, последнем гренландце, записал в 1625 году исландец Бьорн Йоунссон со слов глубокого старика Йона [Хеннинг, 1962]:

Разумеется, теперь нельзя установить, заслуживает ли полного доверия свидетельство Йона Гренландца, но его сообщение носит печать достоверности. Оно рисует нам весьма трагическую картину вероятного конца колонии. Последний норманн, одетый в такое же платье, какое мы нашли в Херьюльфснесе, лежал мертвым и непогребенным возле своего пустого, покинутого дома и держал в руке символ культурного превосходства европейца – железный нож, сточенный до последнего предела. Когда европеец перешел через этот предел, он погиб.

Литература:

  1. Анохин, Г. И. К этнической истории гренландских норманнов // Романия и Барбария. – М.: Наука, 1989. – с. 165-194;
  2. Прядь о гренландцах / Исландские пряди. – М.: Наука, 2016. – С. 521-522;
  3. Хенниг Р. Неведомые земли. Том 3: Пер. с нем. – М.: Издательство иностранной литературы, 1962. – с. 429;
  4. Barrett, J. H. Ecological globalisation, serial depletion and the medieval trade of walrus rostra / J. H. Barrett et all // Quaternary Science Reviews. – 2019. – 229. https://www.researchgate.net/publication/338403354;
  5. Dectot, X. 2018. When ivory came from the seas. On some traits of the trade of raw and carved sea-mammal ivories in the Middle Ages // Anthropozoologica. – 2018. – №53(14). – pp. 159-174;
  6. Gillman, M. E. A tale of two ivories: elephant and walrus // Espacio, Tiempo y Forma. Serie VII. Historia del arte (nueva época). – 2017. – №5. – pp. 81-105;
  7. Frei K. M. Was it for walrus? Viking Age settlement and medieval walrus ivory trade in Iceland and Greenland / K. M. Frei et all // World Archaeology. – 2015. – 47(3). – pp. 439–466;
  8. Keighley, X. Disappearance of Icelandic walruses coincided with Norse settlement / X. Keighley et all // Molecular Biology and Evolution. – 2019. – 36(12). – pp. 2656–2667;
  9. Keller, C. Furs, fish and ivory – medieval norsemen at the arctic fringe / C. Keller // Version November 27. 2008 https://www.nabohome.org/meetings/glthec/materials/keller/KellerFursFishIvory.pdf;
  10. Madsen C. K. Marine Shielings in Medieval Norse Greenland / C. K. Madsen // Arctic anthropology. – 2019. – Vol. 56. – №. 1. – pp. 119-159;
  11. Star, B. 2018 Ancient DNA reveals the chronology of walrus ivory trade from Norse Greenland // B. Star et all // Proceedings of the Royal Society B. – 285:20180978. http://dx.doi.org/10.1098/rspb.2018.0978.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Книгу купила больше года назад, да руки все никак не доходили. Вот, нашло подходящее мрачное настроение. Как раз то, что нужно, для чтения этой книжки. Майкл Манн, "Темная сторона демократии. Объясняя ...
Томск. Приехал оператор поснимать прикольный демонтаж, предположительно, силоса для цемента. Припарковал машину, достал телефон, включил камеру... https://vk.com/video-34740837_456260480 И последствия: ...
Обучение часто предполагает награду – либо в виде денег, либо в виде символической оценки, либо просто в виде похвалы; если речь идёт о животных, то им после верно выполненного задания дают что-нибудь вкусное. ( Read more ... ...
Эскалация конфликта в Корее уже пошла не по дням, а по часам. По словам главы МИД КНР Ван И эскалация конфликта (читай война) может начаться в любой момент. Об этом он сообщил по центральному  телевидению страны. И сразу же пришло сообщение, что Национальная авиакомпания ...
Надеюсь что так и есть... Лично у меня есть два опасения. Общая усталость людей (вы же помните - 31 марта 1500 дней войны?) и немерянно зрадофилов, думаю что около 10% граждан. «СКАЗОЧКА О ТОМ, КАК МОИСЕЙ УКРАИНЦЕВ ПО ПУСТЫНЕ ВОДИЛ», да. Вчера российские ВВС совершили имитацию ракетной ...