Греки, может, и не мытари, но Сергий Булгаков - уж точно фарисей
777hawk — 10.10.2024 Тут один советский агитатор, в порядке критики Константинопольского патриархата, выложил кусочек воспоминаний о.Сергия Булгакова, который был в 1922 году выслан из СССР на "философском пароходе". Известный православный деятель русского зарубежья. О нем стоит прочесть вот эту статью:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Нам же интересен именно тот отрывок из текста самого о.Сергия Булгакова:
Сергей Булгаков, из Дневника":
"16(29) 1923 год. "Вчера я служил с архиепископом в греческой церкви Панагии. ... Толпится беспорядочно народ, хотя, видимо, стесняются и на нас смотрят наивными, дикарскими глазами, светские и попы в характерных камилавках и с косицами пучком. Стали облачаться. Не сразу определил, где я нахожусь. И лишь позднее я понял, что эго был боковой алтарь, а стол, около которого мы раздевались, был св. престол. Я был в совершенном ужасе, когда рассмотрел: на престоле было навалено: какой-то чемодан, две рясы, нашими клириками, быстро подчинившимся общим нравам, складывались ризы. У другого придела на престоле были навалены какие-то богослужебные книги и опершись во фривольной позе стоял служивший священник, и нам протягивали на запивку после причастия по рюмке красного вина. Относительно главного престола сдерживались, только было по бокам положено несколько книг. Это был такой ужас, что и сейчас с тяжелым отвращением вспоминаю про этот базар в алтаре, и это благолепие, совершенно исключительное. Вчера мне рассказывали, что люди, приходившие в греческий храм на Страстной к Страстям, со слезами уходили, не вынеся безобразия в храме. Говорят, что это турецкое иго. Но разве турки сами так молятся и ведут себя внешне и внутренне в храмах? Это внутренне одичание, утрата благоговения к святейшему, к алтарю и престолу, не может быть объяснено игом. Им может быть еще с натяжкой объяснено невероятное безвкусие и отсутствие своего [оказывается, нет своих риз и парчи, все из России, нет иконных лавок и под., и это при богатстве, при торгашестве], но им не может быть объяснено это отношение к храму, даже не языческое, даже не [неразборч.], а какое-то этнографическое, фольклорное.
Должен сказать прямо, что я не могу и даже не должен служить с греками. Это не нравы, это разная вера, это богослужебная ересь [как справедливо заметил о. Леонид К.]. Ведь если говорят, что дух православия в богослужении, что именно этот дух соединяет и отличает нас от инославных, то какое же единство духа, молитвы, тайнодействия соединяет нас с греками? Повторяю, это другая вера, это национальный обряд греков ... духовное содержание выпарилось. У них и монастырей здесь нет, кроме Афона. Правда, там есть подвижники, и держится знаменитый афонский устав, но и там тот же национализм [не пускают теперь старейшего первоиерарха русской церкви митр. Антония, куда идти дальше!] Одним словом, несмотря на то, что служба была наша, впечатление от вчерашнего дня было потрясающее. Подобный же варварский характер, немножко лучше, немножко хуже, имеют и балканские церкви: сербская и болгарская. Неудивительно, что здесь, как и в греческой (а говорят, что Константинопольская церковь стоит ещё выше Афонской), на нет сошла исповедь. Если у нас духовничество есть самая слабая сторона, то что же здесь! Поэтому фактически исповедь иногда выходит из употребления (в Сербии!). Я пока ещё ничего не знаю, но я не мог предполагать, что на Востоке дело стоит так плохо.
В храме так же грязно и отвратительно, как и в других греческих храмах ... обычных греческих мерзостей было и здесь сколько угодно, хотя к ним и принюхиваешься: и патриаршее пенсне с футляром на престоле подле Святых Даров, и небрежно брошенный крест, который потом взял с престола какой-то мужик, сунул в карман и понёс патриарху, и спешно разоблачающиеся тотчас же после причастия архиереи, и возня в царских вратах с сором и на престоле сторожа по окончании службы. По окончании службы я наблюдал языческий обряд, здесь распространённый (я наблюдал его и во Влахернской церкви накануне): к иконе приклеивают монету, чтобы узнать, услышана ли молитва. Держится – да, нет – нет. Монета со звоном упала внутрь ризы Богоматери.
Это националистическая церковь, в которой мысль и сознание понизились до уровня провинциальной мегаломании. Их богослужение ужасно: все различие от католического обряда не больше, чем то, что отделяет нас от греков при единстве обряда; Я не мог бы с ними служить и не могу молиться с ними. Они сделали православие своим национальным знаменем и в карикатурных формах осуществили византийские предания. Для нас это пустое место [я даже не говорю об археологических и восточных патриархах, которые совсем никому не нужны]. Пародия и карикатура! При том в отношении к русской церкви полное равнодушие: мы нужны были лишь пока были богаты. Поэтому о вселенскости православия не может быть и речи, есть лишь русское православие, в этом приходится убеждаться все сызнова".
https://kirovtanin.livejournal.com/5640828.html
А теперь вспомним притчу о мытаре и фврисее.
Притча о мытаре и фарисее
Продолжая обличать Своих противников, особенно фарисеев, Христос произносит притчу, дополняющую предыдущие две – о заблудшей овце и о блудном сыне. Следующая притча – о мытаре и фарисее – записана в 18-ой главе Евангелия от Луки:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).
https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangelskie-pritchi/15
В статье, ссылка на которую дана выше, есть очень точная характеристика этого фарисейства о.Сергия Булгакова:
"По воспоминаниям архиепископа Нафанаила (Львова): «Однажды при митрополите Антонии [Храповицком] зашёл разговор об о. Сергии Булгакове. Всё окружение митр. Антония относились к о. Сергию отрицательно. Но владыка Антоний сказал и мне о нём: „Несчастный отец Сергий, несчастный отец Сергий. Ведь это очень умный человек, один из самых умных на свете. Он понимает многие вещи, которые понятны только очень немногим. А это страшно гордит. Трудно не возгордиться, если ты знаешь, что вот это тебе ясно и совершенно понятно, а никто кругом понять этого не может. Это сознание возносит и гордит. Только Божия благодать, привлекаемая смирением, которого у о. Сергия по-видимому не хватило, только она может защитить душу от такой гордости“»[15]".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
|
</> |