Гранатный переулок или Где печатались булгаковские "Записки на манжетах"
vladimirdar — 02.05.2017Всего 24 фото
Сегодня мы увидим еще одно булгаковское место в Москве. В доходном доме конца XIX века под номером 9 в Гранатном переулке располагалась редакция альманаха «Возрождение» где печатались «Записки на манжетах». Улица сейчас неимоверно изменилась. Тех домов, которые видел Булгаков осталось совсем мало, а само здание где находилась редакция было снесено в 80-е годы при второй реконструкции Центрального дома архитектора. Тем ни менее мы попробуем ощутить тот дух Старой Москвы этой одной из старейших улиц столицы со своей славной историей и узнаем, как продвигались в то время писательские дела будущего Мастера. Это не подробная история Гранатного переулка, а лишь попытка воссоздать тот дух Москвы Михаила Булгакова, кто исходил эти улицы столицы в свое время бессчетное количество раз.
Гранатный двор в этом районе старой Москвы был основан в середине семнадцатого столетия и располагался в западной части находившегося здесь Земляного города. На его территории выпускали так называемые гранаты, представлявшие собой разрывные снаряды (бомбы) для пушек. Название дано в XVI веке, по Гранатному двору, находившемуся здесь до пожара 1712 года. От него предположительно осталось каменное здание палат под номером 3/5.
02.
03.
Угол Гранатного переулка (на фото ниже - левее) и Спиридоновки.
04.
На фото ниже - доходный дом 1889го года постройки, архитектор М. И. Никифоров. Ныне это здание занимает посольство ЮАР (Гранатный переулок, 1, строение 9).
05.
Прямо за зданием посольства ЮАР - двор многострадальной городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских, что выходит своим фасадом на Малую Никитскую, 12, строение 1.
06.
Напротив здания посольства ЮАР - жилой дом (1830-е; 1870-е; 1899 год, архитектор Г. А. Кайзер). Гранатный переулок, 2, строение 1.
07.
Далее по четной стороне - Дом Леонтьевых (начало XIX в., архитектор А.Г. Григорьев).
08.
Давно хотел поснимать Центральный дом архитектора именно тогда, когда зелени еще нет, но есть голубое небо. Вот наконец удалось.
10.
Это особняк А. Леман с корпусом служб (1896-1897 гг., архитектор А.Э. Эрихсон; 1939-1940 гг., архитекторы А.К. Буров, Д.И. Бурдин), объект культурного наследия регионального значения. В особняке размещается «Центральный дом архитектора» и ресторан, работающий с 1938 года, Союз московских архитекторов. Во дворе установлен памятник архитектору А.В. Щусеву (1980, скульптор И.М. Рукавишников, архитектор Б.И. Тхор). Сейчас это Центральный Дом архитектора (сокр. ЦДА), в Гранатный переулок, 7, строение 1.
12.
Центральный дом архитектора. Пристройка (1941)
13.
В 1980-е годы комплекс был реконструирован. Планировочные основы реконструкционных работ были разработаны в 1970-х гг. в мастерской Б. С. Виленского. Сам проект реконструкции принадлежал архитекторам Б.И. Тхору, Р.И. Семерджиеву, И. Щепетильниковой, конструктору М. Ляховскому. Работы включали в себя создание конференц-зала на 150 мест и выставочного зала. На фото ниже слева мы можем увидеть как выглядит средняя часть архитектурного комплекса ЦДА со двора.
14.
Автор фото Шуваев.
Смежный (справа) со средней частью архитектурного комплекса ЦДА доходный дом был уничтожен. Оказалось, что в сети нет его старых фото.
О том, как выглядел этот дом можно лишь догадываться по фото ниже.
В протоколе заседания 30 декабря 1922 года зафиксировано: «...Михаил Афанасьевич в своем предварительном слове указывает, что в этих записках, состоящих из 3-х частей, изображена голодная жизнь поэта где-то на юге (называя главного героя «Записок на манжетах» поэтом, Булгаков стремился создать впечатление, что он не столь автобиографичен, как это казалось слушателям). Писатель приехал в Москву с определенным намерением составить себе литературную карьеру. Главы из 3-й части Михаил Афанасьевич и читает...».
16.
19 апреля 1923 года Булгаков получил проект договора АО «Накануне» об отдельном издании повести, однако десятый параграф проекта (о сокращении текста по требованию цензуры) вызвал возражения писателя. «Записки на манжетах» в Берлине так и не вышли и рукописи или корректуры этого издания не сохранились. В незаконченной повести «Тайному другу» (1929) Булгаков описал финал этой истории: «Три месяца я ждал выхода рукописи и понял, что она не выйдет. Причина мне стала известна, над повестью повис нехороший цензурный знак. Они долго с кем-то шушукались и в Москве, и в Берлине».
Весной 1924 г. Булгаков пытался напечатать « Записки …» целиком в сборниках «Недра» (где незадолго перед тем вышла его повесть «Дьяволиада»), но безуспешно. Характерно, что в письме к секретарю издательства «Недра» П. Зайцеву 25 мая 1924 г. по поводу этого издания Булгаков упоминает о третьей части «Записок …» – однако замечает: «При чтении III-ей части придется переходить от напечатанных отрывков к писанным на машинке, следя за нумерацией глав». Можно предположить, что для отдельного издания текст повести был перекомпонован автором и в состав третьей части входили какие-то фрагменты второй...
19.
Возвращаемся в нынешнюю Москву. Напротив особняка Леман (ЦДА) - лицезреем помпезный продукт редевелопмента (слово то какое!) "Инкэко" - элитный жилой комплекс "Гранатный Палас" в стиле Ар-Деко (Гранатный переулок, 8, строение 4). Построен ЖК еще в 2010 году, но до сих пор еще остались не распроданные квартиры. Цена примерно 16000 - 17000 $/кв.м. В общем, чтобы ориентироваться - цена свободной сейчас пятикомнатной квартиры на пятом этаже площадью 460 кв.м составляет без отделки 17,5 млн. долларов.
20.
Еще один ракурс этого странного и похожего на крематорий владения 9 по Гранатному переулку...
21.
Места для проживания здесь чрезвычайно престижные. Для этого я и разместил фото ЖК "Ганатный Палас"... В продолжении - дом № 10, строение 1 (на фото ниже) построенный в 1978 году (из представительного и стильного по тем временам облицовочного керамического желтоватого кирпича) - жилой дом ЦК КПСС. В нем проживали Н.К. Байбаков, Г. Л. Брежнева, А.П. Кириленко, Б.Н. Пономарёв, К.У. Черненко, В. Ф. Шауро, Л.Н. Толкунов, Н.Н. Байбаков. Между прочим соседствует дом непосредственно с зеленым парком бывшего особняка Морозова на Спиридоновке (так называемого готического особняка Маргариты).
22.
Еще одно примечательное здание Гранатного переулка - особняк Н.А. и К.А. Протопоповых, В.И. Рекк (1899 год, архитектор В.В. Шервуд; 1905, архитектор В.Д. Адамович). Сейчас здесь посольство Таджикистана.
23.
Ну вот пожалуй и все о Гранатном переулке. Кстати на месте вот этого здания, что на на фото ниже (первый план) ранее располагался дом в котором с осени 1895 по 1900 годы жил театральный режиссёр В.И. Немирович-Данченко (Гранатный переулок, 13).
24.
Источники:
Гранатный переулок в Москве. Портал Прогулки по Москве.
Михаил Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том. 1. Записки на манжетах. Белая гвардия. Рассказы. 2007.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017