Гражданская война на Дальнем Востоке в фотографиях Уильяма Джонса – I
dkphoto — 31.01.2010 Поделились со мной весьма интересными фотографиями американского младшего лейтенанта Уильяма Корнелиуса Джонса (William C. Jones), в 1918–1920 годах служившего в так называемом Русском железнодорожном корпусе (Russian Railway Service Corp.), действовавшем на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, Маньчжурии и Монголии. Подозреваю, что не все из представленных снимков были сделаны непосредственно Джонсом, однако все они взяты из его личного архива.Официально упомянутая часть была создана для охраны Транссибирской магистрали и помощи в снабжении противостоящего Германии в Первой мировой войне Восточного фронта в условиях хаоса, создавшейся в России после Октябрьской революции. Затем корпус должен был решать задачи недопущения захвата немцами уже доставленных в страну военных материалов и разного рода стратегических запасов. Попутной целью, как признают сами американцы, стала помощь Белой армии в борьбе с Советами. Вместе с тем, отмечается, что американское командование пошло на это крайне неохотно и едва ли не вынужденно.
Строго говоря, действительно, Россия в годы Великой войны получала от Союзников значительную помощь дефицитными материалами, часть из которых на фронт и предприятия попасть не успела, скопившись на складах. С другой стороны, в 1918 году говорить о полноценном Восточном фронте едва ли корректно. Но и вступать в полномасштабное противостояние с Красной армией американцы и в самом деле не спешили и по целому ряду причин не хотели этого.
Впрочем, я вовсе не собираюсь устраивать глубокое историческое исследование на тему роли США в Гражданской войне в России – думаю, все равно Америку на этом попроще не открою. Мое стремление ограничивается показом в своем блоге нескольких десятков показавшихся мне интересными фотографий, большую часть которых я лично встретил впервые.
Удостоверение личности Уильяма Джонса, выданное ему 17 ноября 1917 года в Сан-Франциско перед отправкой в Японию, откуда он уже и попал в Россию. Из документа следует, что младшему лейтенанту на тот момент было 28 лет, а на службе в Русском железнодорожном корпусе он имел статус гражданского лица. В случае попадания в плен Джонс должен был пользоваться всеми правами государственного служащего США.
Парад американских войск во Владивостоке в августе 1918 года. На фасаде слева можно наблюдать японский флаг.
В улице, без сомнений, узнается Светланская – уже в начале XX века ставшая главной парадной артерией города.
Маршируют «Волкодавы» (U.S. Wolfhounds) – видимо, батальон морской пехоты с одного из множества стоящих в гавани военных судов.
Идет немногочисленная кавалерия. Вообще-то американские войска на Дальнем Востоке были неплохо моторизированы и передвигались в основном на автотранспорте. Основным типом грузовика, если ничего не путаю, являлся «Форд ТТ».
Могу ошибаться, но в здании справа, кажется, располагался штаб чехословацкого корпуса. Это здание сохранилось до наших дней, сейчас в нем среди прочего находится Дом книги.
Слева можно видеть строй японского контингента. Кстати, как японцы представляли в своей пропаганде свою интервенцию на Дальнем Востоке – отдельная чрезвычайно занимательная история.
Парад был устроен в ознаменование передачи полномочий в городе чехословацким частям.
Справа вдали можно видеть шпиль торгового дома Чурина, ныне это ГУМ. И он, и здание перед ним существуют и поныне.
Снимок этот достаточно известен и принадлежит точно не Джонсу, а просто был взят тем для собственного архива.
Некий младший офицер (суду по пистолету) морской пехоты США.
Корабли в бухте Золотой рог.
Снимок подписан: «Американский линкор «Бруклин» (U.S. Battleship Brooklyn). Однако я склонен верить русской надписи на кадре – судно и в самом деле похоже на крейсер.
Японский военный корабль.
Военный транспорт «Уоррен», на котором, очевидно, Джонс и прибыл из Японии.
Палуба транспорта.
Стратегические запасы фронта – 27 тыс. железнодорожных колесных пар.
Кипы каучука для военной промышленности. Впоследствии они были вывезены Союзниками обратно.
Владивостокский ресторан в американском стиле.
Угол Светланской (она уходит вглубь кадра) и Алеутской улиц.
Как ни странно, несмотря на массу проблем, город не так уж беспросветно тяжело перенес годы интервенции. Местные власти не были подчинены командованию Союзников, и в случае необходимости управа достаточно активно защищала интересы горожан.
Опять Светланская в районе современной главной городской площади. Дом справа – так называемые Зеленые кирпичики, кстати, до наших дней купола не сохранившие.
Теплушки, надолго ставшие домами для чехословаков, прибывших весной 1918 года во Владивосток для эвакуации, обещанной Союзниками.
Чехословацкий солдат – один из многих, сначала воевавших в армии Австро-Венгрии, но сдавшийся в плен и перешедший на сторону Российской империи. В 1918 году их, в железнодорожных составах, растянувшихся от Пензы до Владивостока, насчитывалось около 50 тысяч. При этом они в массе своей отнюдь не симпатизировали Советской власти, так как та заключила в марте Брестский мир с Центральными державами, и чехословакам грозила выдача их правительству. Самонадеянная попытка разоружения этих частей стала причиной вспыхнувшего 25 мая их выступления против Советов. Это событие и принято считать началом Гражданской войны, хотя, в принципе, существуют и иные точки отсчета.
Смотр чехословацких войск во Владивостоке.
Кстати, когда они, действуя как оккупанты, начали реквизировать в городе жилье для своих офицеров, власти устроили громкий скандал (напирая на то, что Союзники гарантировали неприкосновенность земства и самоуправления в рамках местных дел, а также неприкосновенность прав и имущества русских граждан). В итоге самовольно вселившиеся военнослужащие были изгнаны, а в дома вернулись их законные жильцы. Впоследствии реквизиция жилья велась только с позволения городской управы, по особому договору с домовладельцем и учетом нужд выселяемых квартирантов.
Большевики, убитые во Владивостоке. Сложно сказать, к какому именно эпизоду относится этот кадр. Возможно, он был сделан 29 июня 1918 года, сразу после того как примерно десятью тысячами чехословацких легионеров был арестован Владивостокский Совет и разоружена Красная Гвардия. Едва ли тогда обошлось без жертв.
К слову, утром того же дня началась высадка английского (в основном частей из доминионов империи) и японского десантов. В полдень их примеру последовали китайцы, а к вечеру – и американцы.
Турецкие военнопленные. Насколько я знаю, они активного участия в упомянутых событиях не принимали, а под конвоем были эвакуированы Союзниками через Владивосток.
Служащие Русского железнодорожного корпуса. Четвертый слева – Уильям Джонс.
О службе его в России и на КВЖД я расскажу во второй главе этого альбома.