говорили и у СколарВита и у Арбата недавно.
tandem_bike — 11.02.2010об абортах.
для меня эта тема потяжелее чем и "пытать
ли террористов", и "лечить ли бедных инвалидов за
госденьги".
потому что на эти две темы у меня есть абсолютный и четкий ответ. пытки - нет, лечить - да.
а с абортами сложно.
прежде всего - не пугайтесь мои либеральные други - я за полную отмену закона Рое-Уэйд. закон был полезен в свое время - во времена эпидемии подпольных и самодельных абортов - но вреден сейчас, потому что его язык, фразеология - о ЛЕГАЛИЗАЦИИ аборта и о ПРАВЕ на аборт...
"The Roe Court deemed abortion a fundamental right under the United States Constitution, thereby subjecting all laws attempting to restrict it to the standard of strict scrutiny"
идея "конституционного права на аборт" у меня в голове не помещается. как впрочем и идея федерального или штатного "запрета" аборта.
у дебатов об абортах два полюса:
с одной стороны - ярые и абсолютные противники любого аборта в любых обстоятельствах; это обычно наш христианский талибан, для которого свята жизнь, жизнь начинается при зачатии, и поэтому любой аборт на любом сроке по любой причине - это убийство. позиция логическая, неоспоримая, и является частью программы правых евангелистов заставить всех жить согласно их законам. с ними разговаривать бесполезно - с верой не поспоришь, разве пожалеют за то что ты будешь гореть в геене.
с другой стороны - столь же ярые пропоненты "права на выбор" тоже во всех без разбору случаях, что включает и отрицание согласия родителей на эту операцию по просьбе малолеток. эти люди обоих полов считают что доступ к абортам на любом сроке беременности должен быть открыт и не ограничен - ни государством, ни штатами, ни врачами, и является исключительным правом женщины.. или девочки. с этими тоже лучше не разговаривать - съедят без соли. но в отличие от талибанчиков, даже не пожалеют.
а все мы остальные где-то в серединке между этими двумя
позициями.
моя позиция примерно такая:
-когда плод "человек", а когда еще нет - вопрос
скорее философско-моральный чем биологический, и служить основанием
для закона не должен и не может, как неразрешимый.
-сценариев для возможных абортов чуть меньше чем в
мире женщин, поэтому даже основные из них не могут быть учтены в
законе.
-поэтому политизация абортов в ту ли или в другую
сторону обречена на полный провал.
-поэтому почему бы не отобрать проблему абортов у
политиков, христиан, феминисток, и не вернуть ее в область
этических медицинских проблем, чтобы решали между собой женщина и
ее семья и ее врачи; а если там конфликт, и
женщина-мужчина-семья-врачи не могут согласиться, то существует
этический комитет; а если этический комитет не справился,
существует суд.
Рое, хоть и напудрил мозги ссылками на конституцию и присобачил
"конституционное право на аборт" к "right to privacy", но в своем
решении руководствовался вполне разумным критерием не
трудноопределимой "человечности" , а выживаемости плода вне матки.
они (в 1973-м) этот срок поставили на 28 недель, с оговоркой что
мол бывает и 24.
а сейчас бывает и 22. поэтому
общецеховой этический консенсус об абортах: 7-13 недель
- можно ; 14-21 недель - рискованно для матери и "погранично"
с точки зрения этики, посему возможно только в исключительных
обстоятельствах; 22 и далее недели - неприемлемо. в случае позднего
плода с очень дурным прогнозом ему позволяют родиться раньше
- эти-то случаи часто идут в этический комитет, если ребенок
требует активной поддержки жизни - отключать или нет.
и.. "анекдоты":
в Рое есть приставка о "необходимости для здоровья матери" или
как-то так, для поздних абортов. даже на моей-то памяти, 7
ненавидимых недель на акушерстве, и то за это короткое время -
явилась тетка на 8-м месяце которая своей беременности просто долго
не замечала, и другая на 7-м у которой уже двое предыдущих детей с
кошмарными врожденными последствиями материнского кокаинизма.
и обе требовали поздний аборт, а вторая аж с адвокатом потрясала
гневно свидетельством от врача-психиатра, что рожать ей - вредно
для здоровья. естественно и той и той в аборте отказали (в солидной
университетской клинике). полная тетка потребовала стимулировать и
отдала младенца на усыновление, не посмотрев на него, а кокаинистка
(не все кокаинисты бедные, дорогая это штука) уехала, как и
грозилась, в другой штат, где ей таки видимо сделал поздний аборт,
наверное за большие деньги - не очень сoвестливый мягко
говоря доктор.
ну и умершую в родах 12-летку я тоже хорошо помню. shoulder
dystocia, узкий таз. от кесарева семья отказалась: шов на
бикини ребенок не хотел. оба умерли. (как вы думаете кого
судили?. да, правильно)