Господину и Богу
shlomo_zimerman — 27.09.2025

Carus. AD 282-283. Double Antoninianus (5.36 g, 6h). Siscia mint. 1st emission, November AD 282. DEO ET DOMINO CARO AVG, radiate and draped bust of Sol right and radiate and cuirassed bust of Carus left, vis-à-vis / FELICITA S REIPVBLICAE, Felicitas standing facing, head left, leaning left elbow upon column to right, holding caduceus in right hand and transverse scepter in left; X·I. RIC V 99
Необычный титул Deo et Domino («Господину и богу») впервые появился на монетах во время правления Аврелиана. Тот факт, что при жизни Аврелиана считали божественным, был вполне приемлем для римского населения, учитывая его очевидные «сверхчеловеческие» подвиги, совершённые для возрождения и восстановления империи после почти сорока лет постоянных потрясений.
Феномен поклонения Солу в римском мире, достигший своего пика в конце III – начале IV веков н. э., во многом способствовал развитию христианства. Всеобщее поклонение Солу поощрялось несколькими императорами, особенно начиная с Аврелиана, и даже первым христианским императором Константином. В условиях столь ужасающих событий желание сосредоточить молитву на единой, универсальной силе с каким-то намёком на загробную жизнь должно было быть убедительным выбором в противовес, по всей видимости, потерпевшему крах многобожию.
Именно Аврелиан учредил в Риме поклонение Солу Непобедимому не для того, чтобы вытеснить других богов, а как новый культ, дополняющий множество уже существующих. Будучи богом-покровителем армии, Аврелиан, очевидно, продвигал этого нового бога как своего собственного. После смерти Аврелиана культ продолжал процветать, в результате чего Сол вытеснил Юпитера в качестве типичного бога, связанного с личностью императора. Эта конкретная монета, очевидно, указывает на личную связь императора с Солом как с покровителем. Пропагандистская ценность заключается в том, что она убеждает общественность в том, что Кар, как и Аврелиан, добьётся успеха с божественной помощью Сола.
Поскольку римское правительство и общество претерпевали грандиозную трансформацию от принципата к доминату, идея поклонения одному всемогущему богу шла рука об руку с идеей верности единой земной власти. Эта монета напрямую говорит о трансформации эпохи, показывая всемогущего императора и вселенского бога солнца как единую силу, чтобы вести и защищать Рим.
Интересное и необычное клеймо «XI» на этой монете. Оно, по-видимому, обозначало более высокое содержание серебра, чем у обычных антонинианов. Исследование Эсти, Экволла и Смита («Сплав монет «XI» Тацита», NC 1993) подтверждает более раннее исследование Каллу, Брено и Баррандона («Анализ атипичных серий», QT 8), показывающее, что, хотя согласованность результатов последних не была столь универсальной, серия с этой маркировкой действительно демонстрирует гораздо более высокое содержание серебра, чем обычные монеты с маркировкой «XXI», и представляла собой выпуск, облагаемый более высоким тарифом.
Обычный аврелианиан той эпохи, на котором было клеймо XXI или KA, что предположительно означает 20:1, содержал всего около 5 процентов серебра. Двойной аврелианиан был введён Тацитом, на выпусках которого обычно ставились обозначение XI или IA, что может означать 10:1. В некоторых случаях двойной номинал изображается в виде императора в двухслойной лучевой короне, эквивалентной двум лучевым коронам, которые здесь носят вместе Кар и Сол.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
"Ленинградская кантата". Часть 3.
13.11.2025 - Всемирный день доброты
16 ноября 1920 года завершена эвакуация из Крыма Русской армии
Лучше, чем «Шерп»: обзор российского вездехода «Архант Neva»
МОИ СЕЗОНЫ КОНЦА ОКТЯБРЯ НА КАРЕЛЬСКОМ ПЕРЕШЕЙКЕ
Ню у А.Дейнеки и И.Машкова.
Год жизни американского пехотинца во Вьетнаме
Потому что на саиом деле

