Город с высоты птичьего полёта
nikonofficial — 20.08.2014 Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как выглядит город с высоты птичьего полета? Теперь у вас есть шанс убедиться, что с этого ракурса он невероятно красив. Мы представляем вашему вниманию интервью с фотографом, который любит быть выше всех в буквальном смысле – свои кадры он делает с крыш самых высоких зданий. Роман Вершинин рассказал нам, как он находит точки для съемки, в чем заключается главная опасность его увлечения и как ему удается делать такие потрясающие снимки.- Как к вам пришла идея снимать город с крыш?
- Это произошло совершенно случайно в тот момент, когда я достал свой телефон с камерой 0,3 мегапикселя на одной из своих первых крыш и снял вид на родной район, чтобы показать его маме. После этого я загорелся идеей купить зеркальную фотокамеру.
- Расскажите о своей первой крыше и первых впечатлениях.
- Моя первая крыша была весьма заурядной, но произвела на меня неизгладимое впечатление. Это был обычный жилой дом в спальном районе на окраине Москвы. Помню, как мы с друзьями пролезали сквозь прутья решётки на последнем этаже и тихонько пробирались наверх. Обстановка меня пугала, чем ближе мы подходили к двери на крышу, тем сильнее билось моё сердце. Откуда-то доносились ужасные звуки. Я шёпотом спросил у друга, что это такое. Ответ меня успокоил - это всего лишь лифты в машинном отделении. И вот я заметил полоску света, пробивавшуюся в щель между дверью и дверным косяком. Я попытался открыть её, дверь поддалась, и солнечный свет ударил мне в глаза. Что я увидел? Чёрную, слегка припорошенную снегом, покрытую рубероидом крышу с небольшими ямками и впадинами. Я осторожно подошёл к краю, и у меня замерло сердце от той красоты, что открылась передо мной. Мы выше всех. Мы на крыше. Мы почти у неба. А ведь это всего лишь 20-й этаж! Тогда я понял, что втягиваюсь в это.
- Насколько ваше увлечение опасно?
- Безусловно, такое увлечение как руфинг (от англ. roof – крыша) – рискованное занятие, многие приходят к нему именно из-за нехватки адреналина и острых ощущений. По дороге наверх любителя высоты могут поджидать самые разные опасности. Коварно растянутые провода, ржавые пожарные лестницы, прогнившие и ветхие конструкции крыши, отсутствие бортиков или скользкая поверхность. Однажды в Петербурге я подскользнулся на очень покатой крыше и понял, что медленно скатываюсь вниз. Чудом успел ухватиться за выступ на кровле.
Но это далеко не главные опасности. Большинство людей зачастую боятся быть пойманными. За обычную крышу вам даже штраф вряд ли выпишут, но вот попасться на охраняемой территории стройки (небоскребы Москва-Сити) или режимного объекта (Трубы ТЭЦ и радиовышки) было бы совсем некстати. Поэтому одна из опасностей подобного увлечения – нежелательные встречи с охраной и правоохранительными органами.
- Как вы подбираете крыши? Как находите выход на них?
- Для того чтобы найти крышу с хорошим видом, необходимо действительно хорошо знать город, понимать его. Мы ищем крыши, проявляя невероятное терпение и выдержку. Где-то приходилось ждать около часа, чтобы зайти за жильцом в подъезд, а где-то - прятаться в куче строительных материалов, что бы попасть на стройку. Также важна физическая подготовка, так как попасть на многие крыши можно лишь по лицевой стороне здания: по конструкциям и карнизам.
- Какие ваши любимые виды в Москве?
- Несомненно, мои любимые виды в Москве – с крыш небоскрёбов Москва-Сити и с некоторых высоток в районе Арбата. Люблю, когда можно наблюдать за городом трех эпох, когда взору открываются дореволюционные дома 18 века, сталинский ампир и современные стеклянные гиганты.
- Снимаете ли вы за границей? Если да, что можете сказать о выходах на крыши в других странах?
- Именно крыши и жажда новых мест пробудили во мне тягу к путешествиям! Прошлым летом мы с друзьями отправились в увлекательное приключение по Испании, Италии и Франции. В Барселоне нам даже удалось подняться на шпиль Собора «Саграда Фамилия», там же мы посетили десяток крыш, и нередко нам приходилось на них ночевать. Барселона – курортный городок и там множество отелей с мало того, что открытыми крышами, так ещё и с бассейнами наверху.
А так, в остальных городах, где мы были, доступ к крышам связан с множеством проблем. В основном это сложные двери на вход в подъезд, в России мы привыкли пользоваться универсальными магнитными ключами, в Европе же такой трюк не выйдет. Плюс большая часть зданий имеет жилые мансарды наверху, что усложняет доступ к крыше.
- Какой фототехникой вы пользуетесь?
- Я снимаю на Nikon D40 и считаю, что при грамотном использовании он способен давать потрясающие результаты. Что касается объективов, с собой у меня всегда AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II. Он практически универсален, я использовал его в самых разных ситуациях. Также иногда я беру напрокат объектив AF Zoom-Nikkor 80-200mm f/2.8D ED.
- Расскажите, какие настройки фотоаппарата вы используете для получения удачных кадров?
- Я снимаю только в ручном режиме и для каждой ситуации подбираю свои настройки. В целом, снимать предпочитаю на коротких выдержках, с минимальной чувствительностью. Однако вечером залог успеха – это длительная выдержка. Если дело доходит до городских пейзажей и использования теле-объектива, то тут удобно использовать режим «Приоритет диафрагмы» и далее ориентироваться только по ней, она должна быть прикрыта, чтобы получилась интересная перспектива в кадре. Другая типичная ситуация – съёмка кадров на широкий угол, тут наоборот: чем «светлее» диафрагма, тем лучше выходит.
- Каковы особенности съёмки с крыш на рассвете и на закате?
Закаты, я считаю, снимать проще, чем рассветы. Когда солнце встаёт, я предпочитаю наблюдать за ним с земли. Пустой город, пронизанный утренними лучами – отличный сюжет для съёмки. Обязательно попробуйте выбраться встречать рассвет в центр своего города!
С закатами другая история. Большую часть закатов я наблюдаю именно с крыш и люблю снимать их с максимально короткой выдержкой (1/1000) и с диафрагмой примерно 4-5. Кадр получается контрастным, хорошо выделяются небо и облачные «рисунки», в то время как город выглядит достаточно тёмным. Иногда я использую штатив и делаю несколько кадров с разной экспозицией, чтобы потом объединить нужные участки. А вообще больше всего я люблю снимать закаты без солнца в кадре.
Также не стоит пренебрегать использованием бленды. Если снимаете закат или рассвет, не забывайте про композицию. Не стоит строить кадр так, чтобы линия горизонта делила снимок пополам. Старайтесь избегать центральной композиции. При съёмке заката ракурс лучше выбирать так, чтобы солнце было не по центру.
- Каковы особенности ночной съемки с крыш?
Снимать город ночью – моветон. Лучшее время для съёмки «ночного города» - после заката, когда уже стемнело и включились фонари и прочая городская подсветка. Это так называемое «режимное время», когда получаются лучшие кадры.
Что касается съёмки именно ночью, главное - это хороший штатив или крепкая опора. Ветер, особенно ночью, на крышах гуляет нешуточный и порой просто сбивает с ног. Хорошим помощником в этом деле станет пульт дистанционного управления. Интересного эффекта можно добиться, если строить экспозицию сначала по дороге, где в ночи проносятся машины, а затем по ночному небу. Я стараюсь, чтобы мои ночные кадры получались немного более тёмными, чем надо, ведь при обработке проще осветлить кадр, чем затемнить. Хорошим ходом будет ночью установить RAW формат.
- Чего ни в коем случае нельзя допускать при съёмке с крыш?
- Если вы не снимаете портреты на крыше, то однозначно, съёмку со вспышкой. И дело даже не в том, что вы привлечёте к себе много лишнего внимания, дело в том, что вся высотная фотография делается без вспышки. Забудьте о ней. Нужен свет в кадре? Увеличьте выдержку!
- Используете ли вы специальные линзы, чтобы сделать снимки интереснее? Какие?
- Для съёмки с крыш очень хорошо подходят широкоугольные объективы и «рыбий глаз». Также будет интересен результат использования ND фильтра. Он бывает полезен при съёмке с большой выдержкой в сумеречное время. В полдень рекомендую использовать поляризационный фильтр.
- На какие здания в Москве очень хотелось бы попасть?
Если бы вы мне задали этот вопрос год или два назад, я бы назвал десятки зданий, куда пока не вижу возможности пробраться. Но не сейчас. В Москве руферы побывали практически везде: на всех небоскребах комплекса «Москва Сити», на всех сталинских высотках – зданиях МИДа и ГЗ МГУ в том числе, на крыше ГУМа, на Кремлевских стенах, на куполе Храма Христа Спасителя... Так что про Москву ничего не могу сказать о таких местах. Зато хотел бы посетить не одну сотню крыш в других странах!
- В каких ещё жанрах, кроме архитектуры, вы снимаете?
- Кроме архитектуры я люблю снимать интерьер, портреты, разумеется, на крышах, и пейзажи. Ещё меня привлекает съёмка тоннелей метро, но это уже совсем другая история.
- Что вы можете посоветовать тем, кто хочет начать снимать город свысока?
Необходим запас терпения, настойчивости и осторожности. Это главное! Для новичка в съемке с высоты отлично подойдет объектив AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Достаточно один раз подняться и поснимать на него закат, чтобы полюбить свой город, крыши и, конечно же, фотосъёмку!
Благодарим Романа Вершинина за ответы на вопросы и предоставленные фотографии. Предлагаем в комментариях делиться фотографиями, снятыми на крышах городов. А также не забывайте добавлять наш блог в свою френд-ленту.
Также читайте:
Я | ФОТОГРАФ. Андрей Шапран: «В фотографии очень важна удача»
Я | ФОТОГРАФ. Ромео Баланкорт
Я | ФОТОГРАФ. Джим Брэденберг
Я | ФОТОГРАФ. Cергей Максимишин
Я | ФОТОГРАФ. Джо Мак Нелли
|
</> |