Гордость шведов. Парусник "Васа".

топ 100 блогов pol_nato — 25.08.2012    Долго думала, что написать о музее корабля "Васа". Информации о нем море. В инете, в буклетах, энциклопедиях. Решила поделиться впечатлениями, разбавив их интересными фактами о корабле. Лучше своими словами, чем ссылками.  Итак, встречи с "Васой" мы ждали. Даже пульс подпрыгнул при подходе к музею. Много читали до поездки, смотрели фото, изучали историю корабля. Но это все было присказкой.  Сказкой стала встреча с парусником.

Потрясающе. Входишь и из полумрака на тебя выплывает необычайной красоты корабль. Аж сжимаешься от его красоты и величия. Чувствуешь себя божьей коровкой...Воистину, лучше один раз увидеть...Оригинал стоит без парусов. Их было 10. Рядом копия  парусника в уменьшенном виде. Огромный дубовый корабль. Дух захватывает. Его называют и галеоном, и линейным кораблем. Гордость Швеции. История. “Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Более 500 позолоченных  самых разных фигур украшали судно.  На борту 64 орудия, в том числе 48 калибра 24 фута , ну и еще по мелочи. На постройку ушло более тысячи дубов.  В погоне за внешним блеском и орудийным перегрузом судостроители упустили много важного. Корпус оказался очень узким, обводы его острыми , ошибка неустойчивости корабля заключалась в том, что подводная его часть была слишком мала по отношению к надводной части. 1628 год. Эпоха барокко. И шведскому королю Густаву II Адольфу хотелось "блеснуть яйцами на мировом рынке". Судно он назвал в честь деда. "Ваза" по-шведски. В переводе "сноп сена". Демонстрация мощи государства. Собственно, по  глупости этого Густава корабль затонул сразу же, выйдя в гавань.  10 августа 1628 года стало для Швеции событием на века. Корабль отошел от причала, расправил паруса, грохнул орудийный салют... А когда дым рассеялся, увидели невероятное. Судно накренилось и скрылось под водой. Всего несколько минут плавания и чуть более тысячи метров... Погибшие люди (капитан спасся)  и такая история. 
"Васа" пролежала на дне 333 года. Самый известный корабль своей эпохи. Он единственный в мире, сохранившийся на 90%. Практически цел полностью. Этим еще знаменит. В Балтике из-за низкой солености не водится червь-древоточец. Швед  повторил трагедию парусника "Мэри Роуз", который затонул тоже от перегруза в считанные минуты, только 83-мя годами ранее...Но "Мэри" хоть послужила 25 лет на флоте. А после реконструкции перегрузили и ...потоп. Тоже 400 лет пролежала на дне. И тоже достали и сделали музей. Но там только фрагмент корабля. И это в Англии...
Интересна история поднятия "Васы". После катастрофы не удалось поднять парусник. В конце 17 века изобрели водолазный колокол. Достали 50 дорогих бронзовых пушек. Титаническая работа. Находиться в колоколе можно было 1 час, пока вода не вытеснит запас воздуха. Наши дети нырнули в колокол. Он около метра всего в высоту. Ножки  подростка  торчали до колешек. Дальше... В 1959 г начались попытки по подъему. Сначала хотели поместить корабль в глыбу льда и поднять. Потом - заполнить шариками пинг-понга. И только потом пришла идея - провести толстые стальные канаты под корпусом и закрепить их к наполненным водой понтонам. Потом из понтонов выкачать воду, они поднимутся, натянут стальные тросы и начнется постепенно подъем. Он шел 2 года. Медленно,  шаг за шагом. Огромная работа по подъему. В 1961 году  корабль был поднят.  На консервацию древесины ушло 17 лет. За время лежания на дне судно впитало в себя 600 тонн воды. Их начали замещать полиэтиленгликолем. Процесс был долгим, чтобы не разрушить древесину. Постепенное замещение. Читала, что этот метод впервые был использован при восстановлении "Васы". Сохранилось шесть парусов, но они в хранилище. Еще очень много интересных фактов о тяжком быте на  корабле. Например, обязанности врача исполнял цирюльник. В день морякам давали 3 л пива, мешанину из крупы/гороха/фасоли. Водку нельзя. В записях нашли, что был большой запас лимонов на корабле. Цинга. На батарейной палубе предполагалось размещение 400 матросов. Теснота, холод, сырость.  Жестокая жизнь, жестокие законы. ..
    Настоящий музей открыт в 1990 году. До того был временный. Это главный музей Швеции. Сделан внутри в виде палуб. Снаружи серенькое здание с мачтами  над крышей. Открывал его уже Густав  XVI (во время летит!). В музее показан быт на корабле, корабль в разрезе, пушки, водолазный колокол. Интересно все, до мелочей. Впечатление от корабля ошеломляющее. Ведь ему уже за малым почти 4 столетия. Фоты из музея мрачноватые. Вспыхивать нельзя. Все, что дал режим "музейная съемка".  Да, и сейчас думаю - фотами передать потрясение сложновата.  Моими, например.
"Васа" жив целиком и полностью. Но уже как реликвия. И как память...

Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник
Гордость шведов. Парусник Гордость шведов. Парусник


Гордость шведов. Парусник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2014 году Киев рассматривал возможность проведения силами десантников боевой операции с целью «освобождения» Крымского полуострова от войск России. Об этом заявил в эфире проамериканского ресурса «Крым. Реалии» недавно уволенный заместитель секретаря Совета национальной безопасности и ...
И ресурсы боевиков, и проасадовские ресурсы, и ближневосточные источники в целом сходятся в реальности двух недавних эпизодов, в ходе которых погибли и были ранены российские военные. Если в эпизоде в северной Хаме дней 10 назад, где погибшими и ранеными могут быть от 3 до 4 россиян, есть ...
Алексей Навальный в разных интервью не раз заявлял о своем намерении вернуться в Россию, но на деле блогер никогда этого не сделает, и вот почему. «Очень рад снова сказать эту фразу. Я постараюсь поправиться как можно скорее и вернусь в Россию», - заявил Алексей. В России Навального ...
...Столица Мировой Клоунады не может не отжигать :) 1075653_original.jpg © vedmed1969.iMGSRC.RU Когда в одном креативном городе собираются много-много креативных людей (некоторые, конечно, сбежали в том году, но осталось еще полно, на три серых и грубых Чикагинска хватит!), ...
Цивилизация майя создавала великие и прекрасные пирамиды, достигла больших высот в математике и астрономии, а стремление майя к красоте было столь сильно, что слова «Чтобы быть красивой, надо страдать», кажется, написаны про них. Дело в том, что майя практиковали косметическую ...