рейтинг блогов

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

топ 100 блогов british_cinema11.11.2020 Ссылки на предыдущие посты:
«Гордость и предубеждение», часть первая: от Бродвея до Европы (посвященная всем черно-белым постановкам)
«Гордость и предубеждение», часть вторая: два классических сериала BBC (посвященная поиску недостатков Колина Фёрта)

Pride & Prejudice
Великобритания, США, Франция, 2005

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта


Многострадальный фильм, который был задуман одним образом, а снят совершенно другим, за что бит и восхваляем критиками и зрителями вот уже 15 лет без устали. От первоначального сценария Деборы Моггач почти ничего не осталось, а многочисленные изменения по требованию то продюсеров, то режиссера, то с легкой руки Эммы Томпсон, которая не могла остаться в стороне, создали в итоге нечто очень странное и роману едва ли не противоположное — любовную историю красивых людей, которые сначала друг друга не поняли, а потом как поняли. И даже в такой трактовке экранизация открыла новому поколению Джейн Остин.

Этот фильм ни в коей мере не отвечает обычным ожиданиям джейнитов, но и свежего взгляда на классику не несет, несмотря на все старания и амперсанд в названии. Вместо этого он выглядит производным коллективного бессознательного школьников: дети, что вы прочли в этом году? Бедные и богатые, пустоши и грозы, кто-то страдал, кто-то плакал, кого-то оскорбляли, все танцевали. Женщины хотели замуж, но на своих условиях, и некоторые в итоге вышли. Природа и погода здесь такие же участники действия, как и у сестер Бронте: конфликт на фоне грозы, напряжение под дождем, все тяжело дышат. У Остин погода имела сугубо бытовое значение: если после дождя идти пешком, то можно испачкать юбку и растрепать прическу, а значит, кто-то заметит румянец и блестящие глаза, а кто-то брызги на подоле.

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта


Фильм тематически и визуально распадается на две части, причем граница приходится на кульминационное предложение. Первый час проходит быстро, но успевает дотронуться до главных пунктов, сохраняя фабулу романа. Помимо этого, он увлекательно и красиво снят: залитый солнцем шебби-шик в Лонгборне и вальсирующая среди достоверного девичьего быта камера, увлекающая нас за собой. Ироничный отец, хлопотунья-мать, пятеро юных девушек — красавица Джейн, мальчишески задорная Элизабет, потерянная Мэри, глупые хохотушки Китти и Лидия. Бал в Незерфилде, снятый по образцу вечеринки Холли Голайтли, с длинными планами, проработанными мизансценами и пересекающимся действием. Умница Элизабет, поднимающая на смех Коллинза за семейным столом — правда, в этот раз, кажется, он всё понял.

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта


Во второй половине фильм обращается к исключительно чувственному восприятию. Первое предложение в книге звучит в тесной гостиной пасторского дома, давление норм приличия не сразу дает возможность для откровенности и герои вынуждены до последнего сдерживаться и вести себя в соответствии с положением и ситуацией. Но вместо этого Райт ставит Элизабет и Дарси в уединенный угол парка под дождем, где они могут, совершенно забывшись, вволю кричать друг на друга.

Приход Дарси с письмом почти потусторонний, осознание его ответа на обвинения теряется, зато переживания Элизабет от предыдущей сцены рисуют чуть ли не посттравматическое расстройство. Во время поездки в Пемберли героиня словно уходит в себя — вот она гуляет с Гардинерами по поместью, а вот внезапно заходит в личные комнаты, наталкивается на Дарси и Джорджиану, хочет убежать, и при этом уже совсем одна. После помолвки Джейн она снова не находит себе места и погружена в собственные ощущения — трудно назвать это обдумыванием или переживаниями, потому что мы ничего не знаем о внутреннем мире героини при ее оторванности от окружения. Роман дает возможность узнать истинные настроения Элизабет через разговоры с любимой сестрой и несобственно-прямую речь, а фильм пытается говорить с нами с помощью смены дня и ночи, погоды и музыки. (Неудивительно, что потом даже неглупые люди стали называть Джейн Остин автором "сентиментальных романов".)

Широкого зрителя чаще всего смущает как раз то, что режиссер намеренно подсовывает в кадр: никто не ждал хряка, проходящего через служебные помещения Лонгборна, кур и грязь на заднем дворе. Зато все ждали ампирную моду и шляпки — но нет, режиссер не любит завышенную талию, поэтому переносит действие на 15 лет назад, а шляпки у героинь постепенно отбирает. Упадок дома Беннетов ему нужен для контраста социального положения главных героев, для эффекта золушки, ощущения недостижимости счастливого финала, поэтому если Беннеты — это ветхость и куры, то поместье Дарси — это сразу дом герцога Девонширского.

Такая трактовка может смотреться даже с определенным удовольствием при условии, что вы готовы мириться с намеренным избеганием оригинальной истории и изменением психологии героев — понемногу, зато в каждой сцене. Элизабет слышит нелестную фразу Дарси уже в компании Шарлотты — а должна была услышать её в одиночестве, и потом сама рассказать близким, исцеляясь от обиды спасительной самоиронией и смехом. Разговор с родителями о браке происходит на берегу реки, и там действительно прекрасный вид, но эта сцена не совпадает с логичным эпизодом в книге: мистер Беннет обитает в библиотеке и там спасается от жизненных невзгод и жены, именно туда по её настоянию приходит Элизабет, а не наоборот, родители отыскивают её где-то за пределами дома. Очень быстро исчезает канонная близость между сестрами и только потому, что режиссеру она казалась слишком сладкой и ненастоящей (правда, он успел придумать ход с одной кроватью на двоих, который почему-то часто ругают русскоязычные фанатки, упуская из виду, что в одной постели спали Джейн Остин и её сестра Кассандра — по мнению многих исследователей, почти всю жизнь, и точно во временных домах и в юном возрасте). Элизабет расспрашивает Уикэма от причинах неприязни Дарси, хотя это не деликатно и неприлично, даже когда он сам рассказывает без всякого поощрения — в романе Лиззи поражается его наглости. Леди Кэтрин Джуди Денч впечатляет, но почему-то адресуется со своим предложением практиковаться на пианино гувернантки к Шарлотте, а не к Элизабет. Коллинз выглядит потерянным и неуверенным в себе, и это видение Тома Холландера в другом фильме было бы очень интересно, но здесь лишь вторит размытию замысла и теряется среди прочих.

Самый яркий пример глухоты фильма к тексту — сцена второго предложения. Встреча в утреннем тумане — это очень красиво, спору нет. И не настолько я придирчива к фасону шляпок, чтобы порицать неформальность костюмов, не это главное. Но в высокопарном, прямолинейном и громком признании экранного Дарси нет ни остиновского героя, ни мужчины той эпохи, ни истинной романтичности, которой явно добивался Райт. В тексте разговор Дарси и Элизабет происходит почти спонтанно, логично проистекает из обсуждения побега Лидии и самое главное, тонко обрисовывает отношение героев друг к другу. Оба стремятся открыть свои чувства, оба не знают, как к этому перейти. Дарси больше всего боится вновь заставить Элизабет отказывать ему, потому что это тяжело не только для него, но и прежде всего, для неё. Он знает, что её отношение к нему изменилось за прошедшие месяцы, леди Кэтрин тому свидетель, но это все-таки страшно неловкий момент (в первый раз он был гораздо увереннее и даже тогда волновался и сказал гораздо больше, чем планировал). В этот раз Дарси хочет задать вопрос, не задавая его, рассказать о своих чувствах так, чтобы не причинить боли ни Элизабет, ни себе: если она опять откажет, любые откровения с его стороны навредят ему же и усложнят их положение ещё больше. И нет, не нужно здесь очередное цветистое признание в любви, он её уже доказал, и слова "мои чувства и помыслы неизменны" — несмотря на всё, что случилось, несмотря на жесткий первоначальный ответ и обиды, на Лидию, на вечного Уикэма, на родственников и весь свет — это самое главное и единственное, что важно. Меньше — это больше.

Нет смысла всерьез обсуждать так называемый "американский финал", потому что официально фильм заканчивается разговором Лиззи с отцом, и потому что главная проблема альтернативного финала не в том, что он конфликтует с историей: нет, это просто очень вульгарно написанная, шаблонная сцена, которая в той или иной форме встречается в каждом любовном романе, и ни один из них не украсила. Что уж говорить о романе Джейн Остин.


Несмотря на невнимательное чтение классики, Джо Райт прекрасно чувствует композицию и наполнение кадра, умеет "показывать, а не рассказывать", создавать ритм и многослойное действие и разбирать его работу — дело увлекательное, особенно, когда она все-таки смыкается с текстом романа.

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

нестандартный ракурс

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

краски и композиция

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

действие в глубине кадра — Шарлотта оценивает Коллинза

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

романтика от Коллинза с цветочком и ветчиной на первом плане

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

тот самый вечерний свет, за которым так гонялся режиссер

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

настоящая леди Кэтрин, у Коллинза подгибаются колени, потом он и вовсе присаживается в невольном реверансе

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

снова композиционная удача — иллюзия живописи, группового портрета и мужская иерархия
Элизабет против всех, прижатая к птичьим клеткам

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

начинается Эмили Бронте с грозами и обрывами

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

путь в Пемберли — слишком быстро снято, слишком глянцево и ярко

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

снова драма, снова ночь

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта «Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

отличные полуимпровизационные комедийные зарисовки — дамы после обеда vs "дамы примут вас в западной гостиной", плюс репетирующий предложение Бингли

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

само предложение — хрустально прекрасный кадр

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

и традиционная распахнутая рубашка

«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта
«Гордость и предубеждение», часть третья: фильм Джо Райта

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Когда замминистра вдруг ни с того ни с сего делает заявление, что вот должны 200 тысяч учителей, врачей сократить. Или у него с головой что-то случилось? Вот что может произойти, если кто-то начнёт размышлять. Другого слова не хочу ...
Великий был ...
Б#%&, самый тупой в мире человек — это я. Шоколадки же надо жрать на работе, халява, да. Да ещё надо их складывать в холодильник — холодненькие вкуснее же. А чтобы быстрее охлаждались — на пару минуток в морозилку. А если забыл — ну, она просто будет ...
Кстать, сёдня чот спину потянул как-то неловко. Не пойму где и как. Единственное на что грешу - тащил разом два колеса в сборе с дисками от квартиры до машины. Но хуй знает. Ща сижу кривой и сука надеюсь что до утра пройдёт, а то шпротзал придётся в минус до поправки. ...
Почему люди непримиримо относятся к непохожим на них людям, даже если эти люди их никак не трогают? Что заставляет, например, воинствующего атеиста заходить на странички в соцсетях к верующим людям и ( это даже троллингом не назовешь) писать им, ...