Голландская школа

топ 100 блогов ivanov_petrov31.01.2011 http://ivanov-petrov.livejournal.com/1610260.html?thread=80492052#t80492052
Голландская школа [info]yellowplayer
Голландская школьная система устроена таким образом, что все дети в примерно в 12 лет тестируются и, на основании результатов этого, единого для всей страны, теста и аргументированной рекомендации школы, могут поступать в различные типы средних школ.

Существует четыре основных типа средних школ: 1. Подготовительное научное образование, обучение 6 лет, диплом дает право на поступление в университет. 2. Подготовительное высшее общее образование, обучение 5 лет, диплом дает возможность поступления в высшее учебное заведение (институт), но не в университет. 3. Подготовительное среднее профессиональное образование, обучение 4 года, диплом дает возможность получения среднего профессионального образования. 4. Специальное образование для детей с серьезными физическими и психическими ограничениями. В дальнейшем переход из одного типа школы в другую возможен, но на практике не очень распространен. После окончания 2 типа школы можно доучиться еще один год и получить диплом, дающий право на поступление в университет.

Так вот, в первый тип школ (подготовительное научное образование) берут только тех, кто имеет рекомендацию от школы для получения такого образования и балл по тесту выше 90%, то есть тех, кто сдал тест лучше чем остальные 90% учеников этого года обучения (без экзаменов, только на основе баллов и рекомендации). Для тех, у кого бал немного ниже, существуют смешанные классы 1 и 2 типа школ, после первого года обучения учеников уже определенно раскидывают на 1 или 2 тип. Школы этого первого типа, в целом, предлагают довольно одинаковую программу, как по количеству часов, так и по набору предметов, однако существует одно довольно сильное отличие. Почти в каждой школе существует два отделения – гимназия и атенеум. Общие программы, в целом, одинаковы, однако, в гимназии дополнительно изучают латынь (6 лет по 3 часа в неделю) и греческий (5 лет по 3 часа в неделю). Как обычно говорится в школьных описаниях, гимназические классы учатся на 2 часа в неделю больше, однако, по остальным предметам изучаются та же программа, что и в атенеуме, за счет более интенсивных самостоятельных занятий. В большинстве школ в гимназические классы берут только с баллами 95% и выше, то есть, там учатся только верхние 5%. Гимназия не предполагает ориентации только на получение гуманитарного образования. После 4 лет обучения ученики и гимназии и атенеума должны выбрать специализацию по четырем направлениям – техническое, биологическое, социальное и культура.

Получается так, что отобранные в сравнительно раннем возрасте «самые умные 5%», которые, предположительно, будут входить в научную элиту страны, примерно 20% своего учебного времени (из 30-32 учебных часов в неделю) «тратят» на изучение древних языков (около 6 часов в неделю).

Нужно отметить, что, в целом, образование в Голландии очень демократичное, все, получившие высокий балл и рекомендацию от школы, могут попасть в гимназию или атениум. Подавляющее большинство средних школ финансируется государством в зависимости от количества учеников. о

И, предваряя вопросы, да, уже в 12 лет для большинства детей намечается определенный маршрут обучения и получения профессии, для большинства обучение в школе первого типа не является признаком престижа, что, возможно, объясняется отсутствием прямой зависимости уровня жизни от уровня образования. Как говорят власти, учителя и повторяют родители – главное - это правильно определить тот уровень, на котором ребенку будет наиболее комфортно развиваться и проявлять свои способности. Люди разные нужны, люди разные важны. Соответственно, задачи образования для каждого типа школ видятся разные, и программы строятся исходя уже из довольно узких задач.Обсуждения по конкретным вопросам ведутся довольно бурные, однако, по моим наблюдением, существенных разногласий в обществе по поводу системы в целом нет. Изначально принимается, что нет смысла из всех детей сначала делать одновременно недоученного ученого и парикмахера в одном лице, а потом уж, раз ученого не вышло, учить на парикмахера. И парикмахер - это не плохо учившийся ученый, а хорошо, для такого рода деятельности и жизни в обществе, образованный парикмахер, который может, в случае необходимости, довольно быстро переучиться другой профессии соответствующего уровня.

Голландская школа [info]b_graf
В Англии была подобная система по закону 1944 г., продержалась (в гос.школах) где-то до конца 60-х (и самыми престижными были classical schools - именно с языками). Но там была внутринациональная конкуренция с шотландской, ирландской и уэльсской системой, где не было такого резкого деления на потоки, и для подтягивания общего уровня (т.е. и в Англии тоже) введен общенациональный стандарт экзаменов на аттестат зрелости (ранее же для неуспевающих были technical schools типа наших ПТУ - но с отбором туда уже в 11 лет). После аттестата - еще дополнительные классы для приобретения права поступать в вуз (фактически выходит 12-13-летка, правда, это со включением подготовительных классов с 5 лет). Однако, фактически там по-прежнему есть деление на streams (как по системе 1944 г.), т.к. есть много частных школ, где можно добавлять к госстандарту АФАИК практически что угодно (также - дисциплину поддерживать, еще - пансион и раздельное обучение). И кажется это деление на потоки - в более позднем возрасте, чем раньше, т.е. в частные школы часто поступают в 13-14 лет (для получения хорошего аттестата) или в 15-16 (для хорошего A-level). Во всяком случае, так поясняется заинтересованным родителям-иностранцам (т.е. возможно последнее - не совсем верно, просто чтобы не комплексовали :-)). В общем, голландская система выглядит более консервативной, возможно - из-за отстутвия внутринациональной конкуренции моделей образования...

Голландская школа [info]ptitza
Потрясающе, спасибо. Прошлым летом мы пронеслись по 7 странам за две недели. Казалось бы, мало времени. Но Голландия потрясла. Там дух такой - демократический, благожелательный, какой-то очень правильный. Рядом Швейцария с Бельгией - совсем не то. Удивительный, небыкновенно мужественный народ - я имею в виду их противостояние испанцам, немцам во Вторую мировую и океану.
Интересно, как давно сложилась эта система и есть ли она где-нибудь ещё в Европе?

Голландская школа [info]yellowplayer
Да, голландцы не устают удивлять и, действительно, сильно отличаются от своих соседей.
Насколько я знаю, в основе школьной системы лежит классическая немецкая образовательная система, однако, модифицированная со временем. В немецкой школе также рано, с 10-12 лет происходит деление на различные виды образования (гимназия, ремесленная школа и школа общего типа), которые ведут к различным возможностям в получении профессионального и высшего образования. Я, к сожалению, не знакома с тонкостям немецкой школы, там не легко разобраться, так как существуют различия по регионам. Считается, что современная голландская система существует с 1968 года, однако, с тех пор произошло некоторое упрощение структуры, не затрагивающее сути.

Голландская школа [info]jolie_madame
это вы пронеслись фанерой над парижем. в нидерландах огромное колличество всяких подводных камней, о которых знаешь только, когда там живешь. потому что у этой, как вы назвали, "демократичности, благожелательности и правильности" имеют оборотную сторону. и еще о пользе изучения географии: швейцария находится достаточно далеко от нидерландов.
что касается образования, то yellowplayer забыл упомянуть, что в нидерландах есть еще деление школ по религиозному признаку. то есть есть те, которые не на религиозной базе, но есть и такие, что на регилиозной. протестантские разных толков, мусульманские, католические и так далее.

Голландская школа [info]malchikk
простите,а Вы не знаете, детисдают этот тест раз и на всегда? то есть, если ребенок случайно его недо-или овер- заполнит, как от этого защищаются?

Голландская школа [info]yellowplayer
Да, дети сдают этот тест один раз, но существует некоторая система, позволяющая избежать таких вот случайных недо- и овер-. Прежде всего, при приеме в соответствующий вид школ большое внимание обращается на рекомендацию от школы, которая дается на основе всех предыдущих восьми лет обучения, результатов предварительных тестов (а их сдают как минимум два, очень похожих на основной), особенно подчеркивается наличие или отсутствие мотивации к обучению на соответствующем уровне. Кроме того, в большинстве школ дети сдают IQ-тест, он необязателен и результаты его не используются как критерий для поступления в ту или иную школу, но его используют для выявления талантливых (в том, что измеряет IQ-тест), но, по каким-то причинам, плохо учащихся в школе и плохо сдающих тесты. В таких случаях детей посылают к психологам для дальнейших исследований. Также при средних школах в первый год обучения существуют смешанные классы, в которые идут дети не соответствующие полностью, по результатам теста и по школьной рекомендации, уровню школы. После первого года учителя решают в какого вида школу направить ребенка дальше - выше или ниже.
Но, конечно элемент случайности присутствует, родители переживают, хотя и есть возможности в будущем перехода из школы в школу.

Неголландская
Голландская школа [info]i_kassia
Я как-то поэкспериментировала: спросила выпускников, чему бы их на самом деле надо было учить в школе. Ответы были интересные. Автошкола в последнем классе, и снижение возраста получения прав до 17 лет. Логика. Информатика как один из основных предметов - каждый день и с первого класса до выпуска, чтобы уметь полноценно пользоваться не только компом, но и всякими девайсами. Право, в достаточно большом объеме, чтобы к выпуску уметь защитить свои права самостоятельно. Бюрократия как предмет: уметь писать заявления, оформлять документы, знать, какие бывают чиновничьи структуры и за что каждая отвечает, элементарно уметь заполнять и проверять всякие платежки. Боевые искусства вместо физры. Плавание. Первая медицинская помощь. Этикет. Выживание в экстремальных условиях. Вот, на самом деле, чему они хотели бы учиться (кроме русского и математики, против которых у них возражений не было) и чему им приходится учиться самостоятельно.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Год работы, одиночества и музыки с пластинок. Год, который пролетел слишком быстро. Год полного отсутствия беззаботности и редких минут отдыха. В конце года мы совместно с «Национальной космической компанией» начали испытания прототипа ракетного двигателя. В Красноярске и публично. ...
   (интернетная народная   сказка). Автор, естественно, народ. А если точнее, то за основу взят   рассказ Антон Павловича Чехова,   идею подали индейские ходоки, друзья экзорцистов;   имя главного героя позаимствовано у одного из ...
Коллектив авторов  miss_tramell разоблачил агентов американских спецслужб и СБУ. Дословно: «…очевидно, что в деле Немцова замешаны американские спецслужбы. И задействовали они хохлов - СБУ. Те же, в свою очередь, зарядили кавказцев, придумав причину пойти им на преступление. ...
Женщина с небольшим животиком сидит на лавочке в раздевалке, переодевается. Жалуется своей подружке: - Домой придешь, и злоба душит. Натягаешься железа, а толку нет - не худеется. Налупишься борща, проклянешь себя. На мужа наорешь, на детей психанешь. Как же другие ...