Гобелен из Байе — средневековый комикс
volynko — 10.10.2021Гобелен из Байе — это не просто прикроватный коврик. Речь идет об одном из важнейших средневековых первоисточников. Кроме того, это вовсе не ковер, а 70-метровая льняная ткань с 58 вышитыми сценами, рассказывающая историю как в комиксе!
Фактически, Гобелен из Байе можно назвать историческим комиксом. В XI веке большинство людей были неграмотными, и изображение исторических событий в картинках было обычным явлением. Однако сегодня гобелен из Байе является одним из последних пережитков средневековья и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Гобелен из Байе был заказан епископом Одо, сводным братом Вильгельма Завоевателя. Льняная ткань должна была украсить новый собор Байе. По сей день он рассказывает историю завоевания Англии в 1066 году с нормандской точки зрения. У ковра есть собственный музей в Байе, который отправляет нас в путешествие к норманнам и их герцогу Вильгельму. Его победа в битве при Гастингсе сделала его легендой Англии и Франции.
Гобелен из Байё (Байё (французский Bayeux) — город в Нормандии, в северо-западной Франции, в департаменте Кальвадос. Байё расположен в плодородной долине реки Ор, в 12 километрах от Ла-Манша.) на самом деле представляет собой красочное зрелище, динамичное и захватывающее.
История начинается в 1064 году, корабль Гарольда плывет к побережью Нормандии. После многих трудностей он отправляет сообщение Вильгельму герцогу Нормандскому: король Англии назначил его своим наследником престола. Когда старый король умирает, Гарольд короновался вместо герцога Нормандии. Услышав эту новость, Вильгельм решает перейти Ла-Манш в 1066 году, чтобы вернуть себе трон ...
Сентябрьской ночью 1066 года несколько сотен кораблей вышли в плавание с семью тысячами человек и примерно двумя тысячами лошадей на борту. Среди лодок - герцогский корабль, подаренный герцогиней Матильдой: Мора выделяется фонарем, благословленным Папой на вершине мачты. Утром флот выходит на берег в маленьком порту Певенси в Сассексе, и норманны направляются к Гастингсу, где занимают свои позиции.
14 октября 1066 г. начинается решающее сражение между норманнами и англосаксонскими войсками. Первыми отправились в путь лучники, затем длинная кавалькада следует за норманнской кавалерией, нападающей на английскую пехоту, защищенную стеной щитов. Так много мертвых, что они занимают нижний фриз Гобелена. Бой идет интенсивно, лошади падают, конечности отрублены ...
В конце концов, Гарольд попадает в глаз стрелой и умирает в бою. Отступление английских войск превращается в разгром. Это, вечер 14 октября 1066 года, является резким концом истории, рассказанной Гобеленом.
Гобелен - это одновременно рассказ об эпической военной истории и духовное произведение о наказании за лжесвидетельство.
Гобелен из Байе как никто другой повествует о средневековом периоде Нормандии и Англии. Он предоставляет информацию о гражданской и военной архитектуре, такой как замковые курганы, доспехи, состоящие из носового шлема, кольчуги и продолговатого щита, и мореплавание в традициях викингов. Благодаря большому количеству элементов, изображенных, это также дает ценные сведения о повседневной жизни в 11 - м веке.
Центральная панель обрамлена фризами размером около 7 см каждый. На фризах изображены животные, как настоящие (например, птицы, львы, собаки, олени), так и воображаемые (например, грифоны и кентавры). Также представлена басня Эзопа о Лисе и Вороне. Точно так же нижний фриз используется для изображения мертвых на поле битвы в финальных сценах.
Первые показы публике в Байе
С 1812 года гобелен хранился в Hotel de Ville (ратуша) в Байе. Обычно его вешали и выставляли на обозрение публике в сентябре каждого года. Кроме того, хранитель мог показывать его посетителям, постепенно раскатывая его на столе, поворачивая кривошипную ручку моталки: этот способ демонстрации неоднократно описывался британскими писателями между 1814 и 1836 годами. С 1842 года он был впервые выставлен на постоянную экспозицию в галерее «Матильда».
Гобелен из Байе между 1939 и 1945 г.г.
С сентября 1938 года, до начала Второй мировой войны, были приняты особые меры для защиты гобеленов Байё и муниципальных коллекций Байё. Гобелен вместе с большинством коллекций городского музея был удален и помещен в надежное хранилище.
В 1939 году гобелен из Байе был помещен в подземное убежище в отеле дю Дуайен, где он оставался в течение двух лет и открывался каждый месяц для проверки состояния сохранности. Политическое и военное значение Гобелена вызывало у нацистов особый интерес: немецкие команды из Ahnenerbe (научно-исследовательского и учебного института наследия предков) были приглашены для его изучения.
В 1941 году гобелен был перевезен на фургоне в хранилище национальных музеев в Сурше (регион Сарта), где он оставался до 26 июня 1944 года. Столкнувшись с наступлением союзников, немецкие власти реквизировали гобелен и отправили его в Лувр в Париже. В воспоминаниях генерала Дитриха фон Холица, военного губернатора «Большого Парижа», гобелен из Байё был связан с событиями, связанными с Освобождением Парижа (19-25 августа 1944 г.).
Выставка гобелена из Байе в Лувре в 1945 году
Поскольку гобелен уже находился в Лувре, была организована новая выставка (предыдущая была в 1804 году), которая проходила с 10 ноября по 15 декабря 1944 года в зале «Итальянские примитивы». Гобелен был размещен на 70-метровой картинной рейке, что позволяло зрителю воспринимать всю композицию.
Он вернулся в Байе в марте 1945 года. В октябре он снова был выставлен в стеклянной витрине в отеле Doyen, и с этого момента начали изучаться новые способы представления его публике.
Гобелена из Байе и Битва за Нормандию
Между Гобеленом из Байе и высадками в Нормандии 1944 года было установлено много связей. Одним из наиболее ярких примеров является первая страница журнала «Житель Нью-Йорка» от 15 июля 1944 года , где высадки десанта в Нормандии описаны в форма фриза с рисунками в стиле и цветовой гамме тысячелетней вышивки.
Источник: https://de.normandie-tourisme.fr/teppich-von-bayeux/
Статья проиллюстрирована картинами из свободного доступа интернета.
|
</> |