Гнездо д’Аннунцио, или Там чудеса...
classic_art_ru — 24.08.2024 Про Габриэле д’Аннунцио и его роман с Идой Рубинштейн было ТУТНо известен он не только этим.
В начале 20-го века не было, наверное, ни одного литератора Серебряного века, кто не попал бы под его влияние.
Его переводили Брюсов и Цветаева, а Николай Гумилёв посвятил ему оду в 1915 году.
Потом его имя практически не вспоминали – из-за его дружбы с Муссолини.
А дружили они до самой смерти Габриэле д’Аннунцио 1 марта 1938 года.
д’Аннунцио умер от кровоизлияния в мозг, не дожив 11 дней до своего 75-летия.
В жизни д’Аннунцио выделяют 2 периода.
1889−1910, когда он - поэт, журналист, драматург, король эпатажа, соблазнитель - занимал видное место в итальянской литературе
и уважительно именовался в публикациях Il Vate, Поэт (только так и не иначе, с большой буквы).
В 1892 году Паоло Трубецкой вылепил бюст Габриэле д’Аннунцио, вот он:
1914−1924, когда Габриэле д’Аннунцио - поэт, соблазнитель, проповедник войны, лётчик, "первый Дуче" самопровозглашённой республики Карнаро - стал видным политиком и Il Profeta- Пророком.
А чаще начал подаваться как два в одном: и Поэт, и Пророк.
В 1915-1918 годах он участник Первой мировой войны, сначала в авиации, потом в пехоте.
Словом, биография его длинная и героически-авантюрная.
Перехожу к его последнему пристанищу, которое стало музеем под открытым небом.
И куда не зарастает народная тропа.
В 1921 году Габриэле д’Аннунцио поселился на живописном озере Гарда в Италии, получив от Муссолини почти 9 га "жилплощади" на высоком берегу.
Поэт назвал своё имение, которое он стал обустраивать, Vittoriale delli Italiano – "Храм итальянской победы".
Здесь он и умер 1 марта 1938 года от кровоизлияния в мозг.
И к этому памятнику рукотворному, который воздвиг себе вечный король эпатажа и выпендрёжа, не зарастает народная тропа.
В 1923 году д’Аннунцио получил для своего "Храма победы" неслабый подарок от Военно-Морского флота - броненосный крейслер "Pulia" (Апулия).
Судно разделили на части и везли по железной дороге больше 300 км на 20-ти товарных платформах и военных грузовиках, потом специалисты монтировали его в парковый ландшафт.
Вот как это сейчас выглядит:
Верховую езду бравый д’Аннунцио всегда любил и лошадей держал
Так что в 2013 году к 150-летию со дня рождения д’Аннунцио недалеко от входа на "аттракцион" появился Cavallo Blu, синий конь по-нашему:
Неслучайны скульптурные собаки, появившиеся к его 150-летию со дня рождения на крыше Мавзолея д’Аннунцио.
Вот Мавзолей, массивный, огромный, высоко вознёсся над озером.
Его строили почти 20 лет после смерти д’Аннунцио:
Так вот. Собак он всегда любил, их всегда было много.
А это на крыше Мавзолея:
Под крышей Мавзолея:
А 28 февраля 1988 года, как раз к 50-летию смерти Габриэле д’Аннунцио, в одном из тёмных-тёмных трюмов корабля "Апулия" итальянский художник Cesare Inzerillo установил такую вот страшноватую инсталляцию:
Снабдив её пояснением — все, мол, "знаем, как Габриэле д’Аннунцио хотел выглядеть всегда красиво.
Как он ненавидел "ненавистную старость", которая год за годом отнимала у него силу и красоту.
И пусть не покажется странным, что здесь Поэт-команданте показан в распаде смерти, в погребальной гнили.
Это ещё и дань художника другому художнику.
В своих скульптурах Cesare Inzerillo исследует смерть, как д’Аннунцио исследовал её во многих своих произведениях".
Это кое-как удалось перевести с итальянского плаката там рядом,
ну, по крайней мере, стал более-менее ясен авторский посыл:
Габриэле д’Аннунцио всегда прекрасен и элегантен, даже в погребальной гнили...
И рядом его любимая собака, если вдруг кто подумал, что это гигантская крыса.
Вся территория разделёна на две части — верхнюю и нижнюю.
Верхняя — это собственно Храм итальянских побед, с кораблём; в одном из ангаров есть торпедный катер MAS 86;
в лекционном зале, он же кинотеатр, под потолком висит макет планера, на котором д’Аннунцио
(как пассажир, пилотом был армейский офицер, 32-летний Джузеппе Миралья) летал на Вену 8 августа 1918 года
Есть в верхней части памятник под названием "Il Piave":
Один из самых, на мой взгляд, красивых памятников в этом Храме победы.
Она встаёт, но не до конца встала: на ногах путы.
Эту копию ему подарили для его "Храма" в 1935 году, оригинал (1919) в Милане.
Пьяве — это река в северной Италии.
Здесь произошло одно из самых крупных сражений Первой мировой войны — битва при Капорето, 24 октября — декабрь 1917 года, с обеих сторон было больше 2,5 млн человек.
Здесь впервые против итальянских войск австро-венгерско-германскими войсками была применена мощная химическая атака.
Средств защиты у итальянцев не было, было огромное число погибших.
Итальянская армия здесь несла колоссальные потери, командование бросало в бой неподготовленных 18-летних новобранцев.
То есть для Италии Капорето в Первую мировую войну - это как во Франции Верден. Святое.
Габриэле д’Аннунцио обустраивал "свой храм" 17 лет.
В нижней части - сады, пруды, фонтаны, пушки, кабриолеты, зайцы, орлы, статуи, ступеньки...
"Ева моет голову" (как я это назвала) в райском саду,
а чуть поодаль спит (ну чистый Адам? пока они ещё не вкусили от змея и не стали стесняться своей наготы)
И конечно, сам Габриэле д’Аннунцио тут везде.
То в образе сатира:
Даже Мадонна перед домом на высоком столбе и та похожа на д’Аннунцио:
Ретро фото д’Аннунцио – из своб. источников
Фото 2018 года В. Златомрежев
|
</> |