Глядите, что я нашла...

топ 100 блогов pelagia_dem — 28.03.2012 Экая интересная штучка какая - ГЕОСИМВОЛИЗМ:

http://leonidshimko.livejournal.com/7153.html

Я, по малому разумению своему, как-то привыкла думать, что слова с приставкой "гео-" означают чего-нибудь такое, что делается на Земле и имеет к ней непосредственное отношение: ГЕОметрия, скажем, меряет, ГЕОграфия описывает, ГЕОполитика трёт насчёт территорий, ГЕОдезия рассчитывает, ГЕОлогия камушки собирает... И так далее.

А что же это за ГЕОсимволизм, спросите вы?.. И я отвечу вам - не знаю. М.б., геосимволизм есть такой символизм, который имеет место только на планете Земля?.. Дак мы ведь, вроде, о других-то символизмах и не слыхали, не поделились пока с нами братья по разуму своим поэтическим опытом... 

Вот, однако же, ответ:

http://leonidshimko.livejournal.com/3487.html

И основатель геосимволизма Леонид Шимко, а вот, кстати, и он - 

http://leonidshimko.livejournal.com/

сходу ошарашивает читателя следующим заявлением:

Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! (с)

Эта кошмарная фраза заявлена как "девиз геосимволистов". Не знаю, как вам, други и братие, а мне вот как-то сразу хочется держаться подальше от "литературного течения", основатель которого считает, что символисты "веками свирепствовали", да ещё и "в авторитете". Меня вообще пугают свирепствующие литераторы. "В авторитете" же как-то не очень коррелирует с символистами, мне кажется. Поэты-песенники, сочиняющие тексты для "русского шансона" - ещё куда ни шло. Прекрасно смотрелся бы этот "авторитет" по соседству со "шконками", "дачками с воли", "малявами" и "откинулся братуха по кличке Барабан". Ну, это, конечно, сугубо моё мнение. Основателю нового литературного течения, конечно, видней. 

Долбанув читателя по кумполу "девизом", геосимволист Шимко, не сбавляя темпа, лупит в поддыхало "с вертушки" следующим смелым заявлением:

Мы опираемся на декларируемую русским символизмом многоплановость бытия. Поскольку план иной можно назвать Божественным или Тайной, символ – связь земного с Божественным, тропа от предельного к запредельному. (с)

То есть, "многоплановость бытия" была декларирована русскими символистами, а ранее о ней, о многоплановости то бишь, никто и слыхом не слыхивал. Как говаривала одна коммунальная бабуля, "сосиски сварила - так и день прошёл" - вот к чему, собственно, сводилась вся русская (да и мировая) литература до того, как Брюсов и всякий там Сологуб ВНЕЗАПНО обнаружили, что, помимо варки сосисок, в жизни можно найти множество увлекательных вещей.

С хуя ли, простите, "символ - связь земного с Божественным", тогда как символ - это, попросту говоря, условное обозначение чего-либо?.. Возьмём, скажем, серп и молот. Это символ советской власти, какбе. Олицетворяет творческий союз Рабочего и Колхозницы. И где тут "связь земного с Божественным", ась?.. Но, судя по всему, для видного деятеля культурки Леонида Шимко "символ", "символизм", "символика", "символический", "символистский" - суть одно и то же, ну, однокоренные же слова, хуле. Вали всё в одну кучу, чего тут разбираться.

И чего вот это вот такое - "план иной"?.. Иной - по отношению к чему?.. По отношению к тому плану, который курили вчера, чтоле?.. Это бы я ещё поняла. Если повезло с дилером, то, натурально, этот "иной план" вполне может оказаться "божественным". 

Далее уважаемый Леонид Шимко перечисляет, что ему не нравится в русском символизме начала XX века, который, в общем-то, Леониду симпатичен, но есть всё же, тэсэзэть, отдельные недостатки, перегибы на местах, тэсэзэть:

Мы должны преодолеть прилепившийся к русскому символизму страх перед иным, перед представляемой его враждебностью. (с)

Опять возникает это таинственное "иное", только это уже не применительно к "плану", а так, просто - вообще себе иное, и всё тут. Допустим на секундочку, что подразумевается всякое там потустороннее, таинственное и Божественное. И к русскому символизму, значить, как собачья какашка к подмётке, прилепился страх перед этим самым "иным". Добро.

Правда, мне (опять же по недостатку разумения, видимо) всегда казалось, что символисты скорее пугались земного и грубого, в "ином" же чувствовали себя как рыбы в воде. Но Леонид Шимко, само собой, разбирается в нравах и обычаях символистов не в пример лучше, ибо даже "характеризует геосимволизм как продолжение и ревизию русского символизма начала 20 века". Это он сам о себе. В третьем лице. Во как. Видали?.. Ревизия русского символизма, значить. К нам едет ревизор, значить. Во как. Скромненько, но со вкусом, ога.

Мы должны преодолеть ослабляющее русский символизм неверие в человека. Наша задача провозгласить человека ценностью среди ценностей, силою среди сил. (с)

Ладно, я ничего не буду говорить о провозглашении человека "ценностью среди ценностей" и о том, что где-то мы это уже слышали, так что антропоцентристская заява, в принципе, немного запоздала. Такой мелочи, как Ренессанс, Леонид Шимко, в самом деле, мог и не заметить - по причине занятости. Но мне не даёт покоя мысль о том, что русский символизм смеет ослаблять какая-то какашка, чем бы она ни была на самом деле. То есть вот, сами посудите: Бальмонт, Блок, Андрей Белый, Кузмин, всякие прочие гиппиусы сидели-сидели, творили-творили, ан всё не то. Как ни возьмутся - ослабляет что-то!.. И сами понять не могут, почему - сидят дальше, ослабленные такие. В человека не верят, ничего во всей природе благословить не хотят. И, главное, не знают, глупые, что им на самом деле требуется - Леонид Шимко не родился же ещё!.. Ладно, тяжко вздыхают и продолжают сидеть и творить. Промежду воздыханиями тяжкими и скрежетом зубовным слепили кое-как русский символизм. Был он конечно так себе, ослабленный же. И, думается, совсем бы сдох, но тут появился Леонид Шимко, отважный, как одноимённый спартанский царь:

Помчались вместе с нами строить новое декадентство, новое царство новой культуры, столпами которого устремляются ввысь три вселенских символа:

ЖИЗНЬ! ЛЮБОВЬ! БОГ!
(с)

О Господи. Когда на меня вот так, капсом орут - "ЖИЗНЬ! ЛЮБОВЬ! БОГ!" - рука невольно тянется к какому-нибудь тяжёлому и тупому предмету, вроде любого геосимволиста, ладно, о чём это я.

Жизнь, Любовь и Бог - это у нас, значить, символы. Вселенские. Добро. Это даже без комментариев. Хотя интересно было бы узнать, символом чего именно для Леонида Шимко является, например, Бог?..

Призыв "помчаться строить новое декадентство" - это вообще шедевр. Я не понимаю, как можно строить новое декадентство. Мне неизвестна технология воссоздания упадка, к которому (воссозданию), в сущности, призывает основатель геосимволизма Леонид Шимко. Впрочем, с определением декадентства ревизор символизма Шимко категорически не согласен:

До сих пор русское декадентство начала двадцатого века характеризовалось как "разложение и упадок". Мы заявляем, что эти характеристики лживы. (с)

Есть такая штука, называется словарь, тащемта. Французско-русский, например. Впрочем, я вполне допускаю, что не только русский символизм, но и французский язык значительно ослаблен "неверием в человека" и именно поэтому даёт красивому слову décadent такое некрасивое определение. Возрадуйтесь, французики!.. Изболелась за вас душа у Леонида Шимко, уверенно идёт он войной на ваш жалкий lexique, дабы устранить историческую несправедливость.

Не, серьёзно - он что, даже википедию ниасилил?.. Ну, ведь не так уж сложно набрать словечко в поисковике!.. Зачем же так-то позориться!..

Ещё немного о декадентстве, как его понимает Шимко:

Русское декадентство не упадок, а отход лучшей части интеллигенции от скованного реализмом основного пласта русской культуры. Декаденты чувствовали слабость реализма, видели те опасности, которым подвергали Россию примкнувшие к большевикам писатели-реалисты. (с)

Чё?.. Это какие-такие писатели-реалисты у нас примкнули к большевикам?.. Это Достоевский у нас примкнул к большевикам?.. А может, Чехов к ним примкнул?.. Или Толстой?.. Или Бунин?..

С приходом к власти в России большевиков культура забеременела горячкой мятежа и разродилась социалистическим реализмом. Сейчас социалистический реализм умер. Что мы видим на его месте? Территорию гнили. Нам нужно отойти от этой территории, отойти, как декаденты сто лет назад отошли от реализма, и создать культуру новую на столпах нового декаденства. (с)

О "забеременевшей культуре" я лучше ничего говорить не буду, а то у меня и так уже судороги. Создание же новой культуры на столпах нового декадентства, т.е., как уже было сказано, фактически "нового упадка", - это я как-то не могу вместить в своей небольшой голове. Столпы нового упадка - этапять, однозначно.

Вот что любопытно - рассуждая о "столпах", великолепный Шимко прямо указывает нам на те жанры, которые, по его мнению, представляют собой главную опасность для этих самых "столпов":

– ЖИЗНЬ! Столп, который должен быть воздвигнут над одухотворяющим современную литературу культом смерти. Этот культ особенно сильно проявляется в ДЕТЕКТИВАХ (выделено мной - П.Д.). (с)

Для Богоискательства существует огромная опасность, и имя этой опасности: ФЭНТЕЗИ (выделено мной - П.Д.). (с)

Не кажется ли вам, что это как бы намекает?.. В смысле, у меня лично вырисовывается вот такая картина - сидел себе человек, никого не трогал, ни о чём плохом не думал. Почитывал Донцову с Марининой и яркие книжечки с драконами на обложках. Никакого криминала, в сущности. Но!.. Чего-то явственно не хватало. Что-то смутно копошилось в серёдке, прося выхода. Одолевала временами тоска по чему-то такому, эдакому... И тут ВНЕЗАПНО!.. -  попались на глаза символисты. Хорошие такие. Символичные. Очень. "Вот оно!.." - подумал пылкий Шимко. И схватился за карандаш. Однако розовые башни в дымных ризах не спешили опустить мосты перед начинающим литератором. Разумеется, дело тут было не в недостатке у него таланта, а в недостатках самого символизма. И тогда Шимко подумал:

Мы должны преодолеть декларируемый русским символизмом уход от земного. Необходимо опустить взгляд от холодной инертности неба к означающему борьбу за человека теплу земли. Мы создадим новую, теплую, земную, проникнутую гуманизмом символику. (с)

И сразу эту мысль записал.

А вот и пример "проникнутой гуманизмом символики":

Костры горели вглубь веков,
И пламя вглубь веков швыряли,
И души древних пастухов
Его вниманьем ободряли.

И взвился голубь над водой,
С ковчеговой простившись пылью,
И мир надеждою литой
Вместил под взмахи светлых крыльев.

И были слезы в высоте:
Ведь свет Того, кто вечно светел
Для нас же дико на кресте
Распяли символами смерти.
(с)

Каким образом можно гореть "вглубь веков" (вообще, каким образом можно гореть КУДА-ЛИБО?..), как костры могут швыряться пламенем, кого именно почтили ободряющим вниманием "души древних пастухов", что это были за пастухи и кого они пасли, что, чем и куда вместил голубь, как можно "ДИКО распять", да ещё "символами" (видимо, символами смерти, по Леониду Шимко, являются гвозди) - всё это вопросы, на которые у меня нет ответа. Вероятно, потому что мне, малоумной, недоступна "новая, тёплая, земная символика" геосимволиста Шимко.

Мы должны преодолеть изначально слабое в символизме – иррациональность. Необходимо оковать символы рациональным. (с)

Другими словами, мы должны преодолеть в символизме - сам символизм. Как-то так.

Ну, скажу я вам, эдак что угодно преодолеть можно. Можно попробовать, скажем, преодолеть в музыке - ноты, в живописи - композицию, в картошке - крахмал, в человеке - систему кровообращения. И всё получится!.. Тока не совсем так, как задумывалось. Но это не так уж и важно.

Вот, например, Татьяна Никитична Толстая в своём эссе, посвящённом политической корректности, уже продемонстрировала нам наглядно, как "оковать рациональным", скажем, Блока. Вместо:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая (с)

предлагалось следующее:

На насыпи, в траве подстриженной,
Живой и радостный на вид,
Стоит свободный, неуниженный,
Достойный, зрелый индивид. (с)

Как вам?.. Нравится?.. Правда, у Толстой речь шла о соблюдении в стихах политкорректности, но к нашему случаю, по-моему, тоже вполне себе подходит. Никакого "ухода от земного"!.. Никакого "культа смерти"!.. "Тёплая, земная символика" (подстриженная трава, а также нахождение индивида НА насыпи, а не ПОД ней символизируют, несомненно, его жизнестойкость, любовь к порядку, активную гражданскую позицию и близость к Божественному)!.. По-моему, просто чудесно. И Александру Александровичу бы понравилось, я уверена в этом. Поэт-то он был неплохой, просто не знал, как правильно всё делать. Потому делал неправильно. Поторопился он родиться, не застал Леонида Шимко. Не повезло Сан Санычу.

Когда же неистовый Леонид со всей дури хреначит нас "Манифестом геосимволистов", становится по-настоящему страшно:

Увидеть на земле людей, где каждый человек – драгоценнейший центр своих символов, где каждый символ – драгоценнейший центр своей вселенной, один из символов которой – человек. (с)

Услышав эту блестящую сентенцию, моя дорогая подруга Машушка, преподаватель словесности, в смятении спросила: "Это какой язык, вообще?.."

Не знаю я, Машушка, какой это язык. Но не русский, точно. Русский я немного знаю, в нём такие конструкции ("увидеть ... людей, где каждый человек - ... центр") абсолютно невозможны. 

А ведь это пишет "основатель литературного течения", на секундочку!.. Обожемой, каковы же тогда последователи?..

Бороться против наполняющей души тьмы за изначально светлое в этих душах. 
Вернуться к Богу. Бог жив, и то, что создаем мы, геосимволисты, живо у Бога.
(с) 

Какой кошмар. Если "вернуться к Богу" означает писать вот так - 

Помчались в дальнее земли.
Стоите вы? Боитесь? Стоит!
Ведь свет начала – там, вдали

Нас очень сильно беспокоит
Нас манит утренней звездою! (с),

я лучше останусь на тёмной стороне силы.

А если очень серьёзно, то можно припомнить немало исторических примеров того, как исполненные самых благих намерений люди начинали "бороться против наполняющей души тьмы", когда им просто что-нибудь не нравилось.  Но у Леонида Шимко времени на историю, видимо, не нашлось. А то он бы знал, что близость к Богу - это круто. Близость к Богу расширяет права. Близость к Богу, в частности, даёт право бороться с тем, что тебе непонятно и не нравится. Близость к Богу автоматически оправдывает и безграмотность, и отсутствие таланта, и узость мышления. То есть, даже не так - близость к Богу автоматически избавляет от необходимости вообще оправдываться в чём бы то ни было. Сказать, что ты нашёл Бога - это всё равно, что крикнуть: "Я в домике!"; всё, ты всегда по определению прав, никто не смеет тебя трогать. А ты можешь трогать всех.

Если бы Леонид Шимко всё это знал, он бы, наверное, пересмотрел следующий пункт:

Что касается религиозности, – мы ее уважаем. Но сами придерживаемся упрощенной формы веры, которая называется Богоискательством. Мы декларируем Богоискательство как поддержку творчеством всех вер, как поиски Бога между верами не в ущерб им. (с)

"Поддержка творчеством всех вер, как поиски Бога между верами не в ущерб им" - обожемой, "это какой язык, вообще?.." (с) Веры - их что, много?.. Очевидно, Леонид Шимко путает веру с религией или конфессией, что, впрочем, не должно нас удивлять - он и символику с символизмом путает. Он же манифесты сочиняет, ему не до нюансов.

Очень странно, что богоискательство почтенный геосимволист считает "упрощённой формой веры". Вообще, для меня странно существование веры в упрощённой форме, которая как бы намекает на наличие и формы усложнённой, под коей, вероятно, подразумевается соблюдение постов, евхаристия, либо же регулярный намаз, либо кашрут и т.д. Леониду Шимко вся эта обрядовость неинтересна; ему кажется, что если "поддерживать творчеством все веры" (наверное, так: в среду и пятницу творим для католиков, в субботу - для иудеев; в Прощёное Воскресенье творчески поддерживаем православных, на Курбан-байрам - мусульман), то и Боженька не обидится, и омрачать своё существование всеми этими обременительными ритуалами не придётся. Потому он и выбирает "богоискательство" - в своём собственном, совершенно уникальном, понимании этого слова. То есть, Бога он ищет, но находить, видимо, пока не собирается.

Что, однако, не мешает ему "бороться против тьмы" за чужие души. 

Впрочем, это уже, несомненно, относится к личности видного теоретика геосимволизма. Это уже психология. А мы тут о словесности.

Любование тем, что Идея и Символ – брат и сестра. (с)

Это, натурально, один из пунктов "Манифеста". Вот берите да и любуйтесь. Как угодно. Не нужно задаваться вопросом, от какого нечестивого союза произошла эта парочка. Ведь её придумал человек, насильственно женивший "символизм" на приставке "гео-"; человек, полагающий, что любовь к символистам каким-то образом позволяет ему безжалостно искоренять их основные принципы; человек, во имя Добра и Красоты насилующий и уродующий русский язык.

Очень умилил отчёт о Первом малом съезде геосимволистов, особенно следующие пункты:

Мы, геосимволисты, считаем, что главы государств, чьи войска уничтожали мирное население Югославии и Ирака, должны быть объявлены военными преступниками и предстать перед международным трибуналом. ... Присутствующие дали обязательство написать по этому поводу по стихотворению. (с)

Просто слёзы на глаза набегают, когда представляешь этих присутствующих (пять человек, считая председательствующего и стенографистку!..), дающих ОБЯЗАТЕЛЬСТВО написать стихи, осуждающие Буша. Просто клятва на Воробьёвых горах, тваю ж.

Дальше идёт моё любимое, поэтому приведу практически полностью:

4. Вопрос: разное. К столу было подано натуральное домашнее вино – белое и красное из бочонков Льва Козинского. (с)

Вопрос повестки дня - "разное". Кому белое, кому красное.

Ду Залибобоаже пожарил шашлыки из баранины. (с)

Угу.

Прозвучали кавказские тосты. (с)

Вы ещё не забыли, что речь идёт о съезде участников "нового литературного течения"?..

Ксюша Энрике оголилась позагорать. Погода была великолепная. (с)

Это всё ещё отчёт о съезде, ога.

Легкий ветерок ласкал красивые плечи Ксюши, но эта красота товарища по геосимволизму никого из присутствующих мужчин ОСОБЕННО НЕ ВДОХНОВЛЯЛА (выделено мной - П.Д.). (с)

Просто праздник какой-то. "Товарищ по геосимволизму"!.. О, мой моск. И, да, конечно, хочется заметить, что ненависть к тиранам, вероятно, бурлила в крови присутствующих мужчин, не могли её загасить ни белое и красное вино, ни шашлык из баранины, жилистые руки их невольно сжимались в кулаки, ноздри гневно трепетали - до девичьих ли плеч им было?.. Ясен пончик, что "не вдохновляла".

Вниз со склона холма полетели песни. (с)

Вверх, на склон холма, полетели камни.

Немного позже к участникам съезда присоединились три поэтессы: «N» и «V» из Пятигорска, и «О» из Минеральных вод, а также владелица коньячного производства, большая ценительница поэзии госпожа Унзарокова. (с)

Это же пир духа. Это же просто Ильф и Петров, вы не находите?.. Если бы не весь предыдущий текст, я была бы уверена, что это троллинг. Или пародия.

Ксюша Энрике совершенно не обиделась такому повороту событий и ушла куда-то на дискотеку. (с)

Литературные страсти накаляются, развязка близка.

Завечерело. Комары заставили геосимволистов, затушивших костер, вместе с прекрасными дамами спуститься к огням Пятигорска. «Разное» продолжилось в ресторане «Золотой фазан».

Съезд длился три дня.
(с)

Аллес. Мы с приятелями, кстати, довольно часто проводим подобные мероприятия, только никогда не подозревали, что они нуждаются в председательствующем и в повестке дня. Теперь будем знать. Станем пьянствовать на природе не лишь бы как, а организованно и идеологически выдержанно.

Хочу сообщить, что повестка дня для нашего первого съезда уже готова:

1-й вопрос. Лютая, бешеная ненависть к геосимволистам и другим безграмотным уродам.
2-й вопрос. Разное.

Кто хочет с нами на съезд?.. Правда, вот название для нашего нового литературного течения мы пока не придумали. Ваши предложения, м?..

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Президентская комиссия по модернизации, которая соберется 23 марта, намерена ...
Экс-глава МИД Австрии Кнайсль: Запад предложил Киеву тактику ударов по Белгороду Западные страны не осудили атаки Вооруженных сил Украины на Белгород, поскольку сами являются инициаторами этой тактики, сообщила бывший глава МИД Австрии Карин Кнайсль в интервью журналисту Флавио фон ...
Представьте, что пока Вы сидите за компьютером, читаете книги, смотрите телевизор, рядом с Вами находятся призраки давно умерших людей. Они пытаются Вам что-то сказать, роняют некоторые предметы, чтобы Вы обратили внимание на существование ...
Совершенно бесполезный вопрос, но любопытно. Мне кажется, или действительно пошла новая непонятная мода всюду писать "ее" с большой буквы? То и дело натыкаюсь. Главное, "она" и "ей" с маленькой, и тут же - "Ее". В чем прикол? Или это телефоны у кого-то так исправляют? Но у них же тоже ...