рейтинг блогов

Главная тайна истуканов острова Пасхи

топ 100 блогов history_of_art29.09.2021 Оригинал взят у Главная тайна истуканов острова Пасхи gorojanin_iz_b в Главная тайна истуканов острова Пасхи

Делал комментарии в разных журналах о загадочных истуканах острова Пасхи и тайне их перемещений по острову, которые до поры собирал здесь. Давно пора сделать нормальный пост.

Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.
В вики есть только одно раннее фото якобы 1880 года.

Главная тайна истуканов острова Пасхи



Которое бесспорно делалось в 1922 году, вместе с этим.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Первые фото гигантских статуй острова появляются только на рубеже 19-20 веков, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: гигантские моаи сделаны незадолго до этого рубежа. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.

Первое упоминание о статуях было в книге немецкого автора Беренса, плававшего под командой голландского капитана Якоба Роггевена и якобы видевшего истуканов, "Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721-1722 гг", изданной в 1737 году, а еще через век и в нашедшемся дневнике самого Роггевена. Но даже маленькой аннотации хватит, чтобы понять: это даже не вброс, а просто фантазия. Простой факт опровергает "свидетельство" - на всех первофото статуи закопаны, а некоторые в таком виде и по сей день.

"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями..."

Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.

А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.

"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевена, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.

Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется. На острове нет ни одной сидящей на постаменте статуи.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Впрочем, одна статуя отдаленно похожа на фантазию Роггевена, но ее почти не показывают публике. Очень неудачная, сделанная не в стилистике остальных статуй, еще и какая-то проволока от каркаса прямо перед глазами торчит.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*
В 1770 году испанский капитан Фелипе Гонсалес де Ахедо на двух кораблях, посланных вице-королем Перу, переоткрыл остров, аннексировал его в пользу испанского короля Карла III, изучил его, описал местных жителей, составил словарик из ста слов, торжественно подписал с жителями договор об аннексии.

Есть книга 1903 года издания о путешествии испанского капитана Фелипе Гонсалеса на остров The Voyage of Captain Don Felipe Gonzalez to Easter Island. 1770-1.

Дословный перевод отсюда , со стр.181:

"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища..."

Это вообще о чем? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой... Автор описания, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.

В 1772 году Фелипе составил карту острова.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

На карту нанес три совсем уж условных идола, унеся их в море и не следуя даже собственному описанию.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*
Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на остров 12 марта 1774 года.

Нет такого места и подобных статуй, изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя отсутствие этого места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Легко заметить, что множество свидетелей и описателей исполинов последующих лет просто брали за основу этот рисунок художника команды Кука и видоизменяли на свой манер.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Есть и более откровенное свидетельство, исполненное с меньшим художественным мастерством, капитана второго судна экcпедиции Кука Джона Джильберта. Хранится в Национальном Архиве Соединенного Королевства.
Map and sketches of Easter Island from J Gilbert`s log of the voyage of HMS Resolution through the Pacific from 1772-5. This image is from the collections of The National Archives.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*
Жан-Франсуа Лаперуз. Путешествие по всему миру на "Буссоли" и "Астролябии". 1786 год.

"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".

Снова фантазия.
Во-первых, моаи снова на постаментах.
Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.

Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, членом команды Ла Перу.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи острова и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.

Интересно, что на карту хорошо изученной западной части острова Лаперуз нанес даже отдельные деревья - редкость для острова. Гигантским статуям места не нашел. Открывайте полный размер и любуйтесь.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

В апреле 1804 года капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на "Надежде". Сам не сходил, только осматривал остров с моря и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.

Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых моаи. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.

"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".

*

Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода". СПб., 1821. Ч. 1.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

В 1825 году подробно описал остров, рельеф, нравы жителей, с которыми не задалась торговля, капитан корабля "Блоссом", морской офицер, полярник, гидрограф, впоследствие глава морского департамента, контр-адмирал, президент Королевского географического общества Фредерик Уильям Бичи. Никаких статуй не видел, разрушились они. Убеждайтесь в книге Narrative of a voyage to the Pacific and Beering's strait, to co-operate with the polar expeditions: performed in His Majesty's ship Blossom, under the command of Captain F.W. Beechey in the years 1825, 26, 27, 28, описание острова с 58-й страницы.

*

В 1837 году французский путешественник, ученый-энциклопедист, океанограф, совершивший три кругосветных плавания, который никогда не был на острове Пасхи, Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль в книге Всеобщее путешествие вокруг света, содержащее извлечения из путешествий известнейших доныне мореплавателей. Часть VI дал волю фантазии, живописуя огромные древние памятники от 10 до 15 футов (3-4,5 м), крупнейшие - 20 футов (6 м). Любуйтесь.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Фантазия проиллюстрирована членом экспедиций Дюмона-Дюрвиля Сенсоном.
Как видим, иллюстратор не напрягал фантазию, использовав все тот же рисунок Ходжеса, художника команды Кука, и перенеся на него портретное описание мэтра.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

В 1838 году французский исследователь Абель Обер дю Пети-Туар снова увидел статуи, даже не одну, но какие! Пирамидальные из Фелипе Гонсалеса и ни ранее, ни сейчас не виданные красные с белыми шапками. В отчете Voyage autour du monde sur la frégate "la Vénus" pendant les années 1836-1839. Tome 2 об острове, начиная с 221 страницы: "Еще мы заметили на берегу камни в форме пирамид, темного цвета, расставленные равном расстояния друг от друга; были увенчаны белым камнем в форме капители. Рядом с этими своеобразными памятниками виднелось большое количество белых камней, которые иногда казались выстроенными в пределенном порядке. Весьма вероятно, что эти пирамиды, как и эти камни, указывают на места захоронений. На западном побережье, прежде чем прибыть в залив Кука, мы заметили два или три памятника другого жанра, которые представляют собой платформы, на которых поставлены четыре красные статуи с верхушками, покрытыми белыми камнями или капителями".

*

В 1868 году прибыл английский военный корабль "Топаз", и судовой врач Дж. Л. Палмер не нашел каменных статуй. "Он оказался достаточно любознательным, - процитируем книгу Хейердала, - чтобы поинтересоваться археологией острова, а также местными обычаями и языческими изделиями, которые пасхальцы прятали от миссионеров.
В различных публикациях Палмер (1870 а, с. 111; 1870 b, с. 180; 1875, с. 287) рассказывает, что ему показали целый ряд деревянных поделок, бережно сохраняемых островитянами...
К каменным фигуркам пасхальцы явно относились иначе. Любознательный судовой врач записал, что на острове есть мелкие каменные скульптуры, но их, в отличие от деревянных поделок, ему не показали, и выменять ничего не удалось. Он узнал только, что у этих скульптур уши не удлиненные, как у каменных исполинов (Palmer, 1875, р. 287)"
.

*

В том же 1868 году епископ Таити Тепано Жоссан получил коллекцию табличек ронго-ронго и артефактов от миссионера Эжена Эйро, прибывшего на остров Пасхи в 1864 году и основавшего со священником Ипполитом Русселом со товарищи первое европейское поселение в 1866 году. В описании предметов, отправленных в управление Конгрегации, наряду с реальными есть и зарисовка статуи моаи. Но такая, что сразу видно, что авторы свидетельства с описанием в глаза не видели никаких моаи. Судьба этой статуи неизвестна, разумеется))

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Это мы сейчас улыбаемся. А знаменитому путешественнику, этнографу Н.Н. Миклухо-Маклаю, мечтавшему увидеть статуи, было не до смеха. Он прибыл к острову Пасхи - Рапа-Нуи, но сойти и исследовать памятники не смог по причине лихорадки. В подготовленной к печати книге Плавание на корвете "Витязь", ноябрь 1870 - сентябрь 1871 г. Острова Рапа-Нуи, Питкаирн и Mангарева , впервые изданной по рукописи в 1872 году он с горечью пишет о пренебрежении исследователей к маленьким статуям, описывавшимся до сих пор. Не подозревая о том, какие большие, величественные исполины появятся совсем скоро.

"Очень сожалел я, и досадно мне было, находясь в виду острова, не побывать на нем, не осмотреть тех важных документов прежней жизни островитян, которые делают о. Рапа-Нуи единственным в этом роде изо всех островов Тихого океана. Мне было тем более досадно, что путешественники (Очень многие мореплаватели посетили о. Рапа-Нуи. Начиная с Роггевена, открывшего остров 24, Кук, Ла-Перуз, Коцебу 25, Крузенштерн 26, Бичи, Дю-Пти-Туар 27 и другие рассказывают о своем пребывании на этом острову, но все описания и изображения более чем недостаточны, если захочешь получить понятие об этих памятниках, а не удовольствоваться сообщением, что на о. Рапа-Нуи находятся большие каменные идолы 28. Очень вероятно даже, что, помимо колоссальных каменных фигур, на острову найдутся не такие громадные, но не менее интересные древности 29), видевшие эти [61] замечательные памятники, только смотрели на них глазами удивления или равнодушия, и ни один из них не постарался подробно и внимательно изучить эти достопримечательные образцы полинезийского искусства, которые до сих пор остаются почти столь же неизвестными, как и в 1721 г. (Ошибка в рукописи. Следует: в 1722 г), когда Роггевен первый описал их.

Последние более полные и интересные сведения были сообщены г-ном Пальмером, врачом на английском судне "Топаз", который был на Рапа-Нуи в пятидесятых годах 30, и г-ном Гана, командиром чилийского корвета "О`Гигинс", посетившим остров в прошлом году (Краткое сообщение Луиса Игнасио Ганы об этой интересной экспедиции напечатано в годовом отчете Чилийского морского министерства народному конгрессу (см. прим. на с. 59) 31). Чилийская экспедиция подтвердила в главных [63] чертах уже сообщенные г-ном Пальмером известия, что не все каменные идолы уничтожены (Бичи привез известие, что все колоссальные статуи на Рапа-Нуи разрушены, но уже бывший после него Дю-Пти-Туар опроверг это сообщение. Подтверждение рассказа Пальмера г-ном Гана оттого имеет вес, потому что некоторые писатели, как например, Г. Герланд (см.: Waitz Theodor. Anthropologie der Naturvolker. T. V. 2 Abth., fortgesetzt von G. Gerland, Leipzig, 1870. S. 225), сомневались в верности подробностей, сообщенных г. Пальмером), что еще многие стоят, другие опрокинуты, но еще целы, что главное место их выделки находится у края описанного г-ном Пальмером вулкана Утуити и что в некоторых местах можно было еще видеть, как они в прежнее время стояли, именно на высоких платформах или алтарях 32. На корвете "О`Гигинс" были привезены разные предметы, которые были отданы в Этнологический музей в Сант-Яго, где я имел случай и удовольствие их видеть. Кроме большого идола (Этот идол, 1 1/2 м вышины, был нарочно выбран как самый малый между громадными, из которых некоторые достигали, по словам Роггевена, до 12 м вышины (см.: Gerland. S. 224). На "Топазе" был отвезен в Англию один из идолов Рапа-Нуи, другой на фрегате французском "La Flore" отправлен во Францию 33) из черной лавы 34..."


*

Французский корвет "Flore" был на острове в январе 1872 года. Ни одной целой статуи опять не нашлось. Согласно рапорту адмирала Франсуа Тедора де Лапелена, "за неимением полной статуи в хорошей сохранности, которую легко можно было бы перевезти, мы должны были удовлетвориться тем, что отсекли голову от сброшенной статуи, которая лежала лицом вниз и которая была слишком тяжелой, чтобы погрузить ее целиком" (Lapelin Т. de. L’Ile de Paques (Rapa-Nui) // Revue Maritime et Coloniale. Paris, 1872. T. 35. P. 106).

Это она, 188 см. Стоит в Музее на набережной Бранли (Париж).

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Поскольку Миклухо-Маклай побывал на острове Пасхи за полгода до "Flore", а очерк завершил в августе - сентябре 1871 г., он не мог знать о событиях, случившихся позднее. Остается предположить, что во время совместной стоянки "Витязя" и "Flore" в Вальпараисо (см. об этом: Кр. вест. 1871. No 78) Миклухо-Маклай узнал о планах, связанных с предстоявшим посещением о. Пасхи французским корветом и намерением переправить одну из скульптур Рапа-Нуи во Францию. Судя по рапорту Лапелена, можно допустить, что доставка статуи входила в его предварительные планы.

Рапорт подал капитан. В это время юный гардемарин, помогавший ему пилить голову, Луи Мари-Жюльен Вио, набросал рисунок, на основе коего впоследствии напишет акварель и использует ее в своей книге 1899 года, будучи маститым писателем в жанре путешествий и приключений. К нему мы обратимся ниже, он заслуживает того, а пока полюбуемся на рисунок безвестного гардемарина. Под ним надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".

В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?

Чистая фантазия жанра путешествий и приключений. Хотя сходство с отпиленной головой у этих монстров есть, но эта голова - не прославленных моаи.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Первые в истории относительно реальное изображение - рисунок художника Александра де Бара по эскизу французского этнографа Альфонсо Пинара, посетившего остров Пасхи в 1877 году. Это лагерь офицеров в кратере вулкана Рано Рараку в Пасхальное воскресенье 1877 года.

Понятно, что там и таких статуй нет. Ученые объясняют фантазию тем, что художник сознательно изобразил небывалое, чтобы показать разные стадии готовности вырубаемых и вытесываемых статуй.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Но главное не это.

Рисунок выдающийся.

Во-первых, он выдает, что ни ученый, ни художник понятия не имели о реальных статуях, головы которых не могут стоять на скальном основании, т.к. у них есть туловища, закопанные в грунт.
Второе и главное: в реале ученый и художник могли видеть только таких истуканов, закопанных по шею.

Этот рисунок Пинар опубликовал во французском географическом журнале путешествий Le Tour du monde в 1878 году в очерке об острове с тремя другими своими зарисовками.

Две из них фантастичны.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Третья бесспорно реальна. Не густо было реальных моаи в бытность на острове исследователя в 1877 году.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Рисунок надежно указывает на период начала работ над формовкой статуй и готовности самых первых - конец 1870-х годов.

Но это еще много лет делалось тихо и оставалось почти не известным общественности. Еще и 1909 году энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона все еще ничего не знал о выдающихся идолах. В статье указаны другие достпримечательности и события: "Пасхи, остров или Вайгу (Waihu), самый вост. из островов Полинезии, 118 кв. км., 150 жит.; открыт 1722 в праздник Пасхи, 1888 занят респ. Чили. Развалины древних храмов".

*

В 1886 году на строве начала трехлетнюю работу большая экспедиция, прибывшая на корабле "Могикан". Было проведено тотальное исследование острова, описано все, что надлежит описать, начиная от флоры, фауны, геологии, составлены карты, систематизирваны объекты, в частности, 113 ритуальных платформ аху, собраны бесчисленные артефакты, таблички ронго-ронго, составлены словари, описаны быт, жилища, занятия аборигенов... Итоги свел в 1891 году в отчете Te Pito te Henua; or, Easter Island помощник командующего ВМФ США, герой Гражданской войны, вышедший в отставку в звании контр-адмирала, начальник и казначей экспедиции Уильям Джуда Томсон.

Отчет удивителен тем, что самому выдающемуся достоянию острова - статуям моаи уделено мизерное внимание.

Стоит показать все.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Еще один закопан возле аху.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Одна статуя, не классического моуи, стоит на аху, одна сброшена.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

На острове 887 моаи (886 с учетом происшествия, о котором в конце поста; вряд ли рассыпавшийся моаи подлежит восстановлению). Экспедиция, ставившая целью создание по сути энциклопедии острова, описывает даже не процент. Как это понимать? Единственным образом: не было других.

В "каменоломне" с двумя "заготовками статуй" экспедиция зафиксировала удивительное: "заготовка" одна.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Имея фотоаппаратуру, экспедиция Томсона почему-то не пользуется ею для фиксирования моаи, кроме единственного раза. Разумеется, это то место на склоне, где первые моаи появились в 1877 году у Пинара. Статуй, как видим, ощутимо прибавилось.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Место известное. Сравнив это единственное фото с реальным видом, видим, что у Томсона одна статуя в ближней группе отутствует, но унесена на дальний план, т.е. изображение - фотомонтаж.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Угадайте с семи раз, в курсе ли был начальник экспедиции, крупный чин ВМФ, что ставит в отчете липу?

И чем еще занималась экспедиция три года, помимо декларируемой деятельности?

*
Теперь, как обещано, возвращаемся к гардемарину Вио, помогавшему в 1872 году капитану Лепелену пилить голову наиболее сохранившейся упавшей статуе. Его военная карьера не задалась, зато он стал процветающим писателем Пьером Лоти. Написал десятки романов в модном жанре путешествий и приключений в экзотических странах, в жизни был таким был экзотическим и эксцентричным, как его романы, заводил жен в странах, где бывал, стал автором одного из первых в Европе романов об однополой мужской любви, ажиотировал свет, снимался голышом, собирал всякую всячину вплоть до мумий египетских кошек, а также и реально ценные артефакты и документы...

В 1899 году писатель вспомнил о посещении в юности острова и выпустил книжицу "Rapa Nui". Буйные фантазийные описания мнгочисленных древних руин и статуй, которые он сроду не видел, ценности не представляют (прочтите тут, если интересно), это просто дань читателям модной темы. Реально интересны иллюстрации, которые в многочисленных изданиях книги все были помечены 1872 годом. Фактически это все, что успело появиться на острове к началу 20 века. Понятно, что популярному писателю надлежало "узаконить" все это.

В библиотеке Galliсa нашлось 5 этих рисунков из архива писателя. Лоти своей рукой написал, что они от Альфонса Пината 1877-78 годов. В чем также сомнения - мы показывали, что видел Пинат. Он тоже был эксцентричным, но в другую сторону: занимал деньги, выбивал гранты на путешествия и прибретение артефактов, собрал потрясающие коллекции, украшающие фонды многих музеев, вкладывал в этнографию больше, чем имел, умер в бедности, продавая библиотеку и оставив вдову работать прачкой. Он вполне мог выкупить и эти свидетельства.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

И еще две новации от Лоти, с которыми остров вступал в 20 век.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Как видим, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А посещая, до конца 1870-х годов, а многие и после, видели какие-то совсем другие статуи, либо вообще никаких не видели.

Это значит только одно: не было нынешних замечательных статуй в эти посещения, первое реалистичное изображение появилось только в конце 1870-х годов. А первой работой, познакомившей широкий круг читателей с реальными статуями, стала книга The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, изданная Кэтрин Рутледж (1866-1935) в 1919 году.

На остров писательница прибыла в 1915 году с мужем Уильямом Рутледжем (1859-1939), которого английская Вики представляет как британского этнографа, антрополога и авантюриста. Сама Кэтрин закончила дни в психиатрической больнице. Вот такое авторство у великой истории, легенд и загадочного культа Человека-Птицы народа Рапа-Нуи, в науке - создателя статуй.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Остров - модель создания истории народа в миниатюре. Своего рода полигон цеха создателей истории. Разумеется, не было никаких войн, королей, династий на этом острове, никем и ничем, кроме записей Кэтрин Рутледж, не подтвержденных. Все сочинено с нуля и явлено общественности в 19 году 20 века. В том числе статуи моаи во всей красе. Полный новодел, и даже еще опалубную форму не со всех истуканов сняли в первой фотосессии.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

На первых фото, использованных в книге Рутледж, моаи только что выкопаны - световой загар не успел покрыть подземные части статуй. Британский музей, выставивший эти фото, пишет, что сделаны они в 1914-15 годах. Скорее в 1915-м - годом приезда четы Рутледж на остров.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Обращаем внимание на то, что "полувырубленные" в "каменоломне" "заготовки" формовались на плоской поверхности. Они вообще не предназначены для установки, сразу делались как лежащие.

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

Главная тайна истуканов острова Пасхи

*

Удобнейшее время для формовки большей части гигантских статуй моаи ясно просматривается в истории аннексии острова чилийской администрацией (а все государства и ведомства, мы помним, поддерживают программу создания истории, как, например, в Мексике ...) в 1888 году. Капитан-лейтенант ВМС Чили и командир крейсера "Эсмеральда", ветеран русско-турецкой войны в составе британского флота и Тихоокеанской - чилийского Торо Уркадо Поликарпо, в чилийской экпедиции 1870 года под началом Луиса Игнасио Ганы служивший кадетом, занял остров, проведя до этого переговоры и уладив финансовые вопросы с владельцами имущества, англичанами, французами, католической миссией. Новая власть в его лице учредила колонию из трех семей, определила туземцев в деревню-резервацию, обнеся оную оградой. Остальной остров, более 90% площади, был передан в аренду шотландско-чилийской компании Williamson-Balfour Company, специализировавшейся на полезных ископаемых, под овцеводство. Это немного не сходится с датировкой рисунков с первыми правдоподобными моаи. То есть начинали создатели точно не под крылышком компании. Что не мешает успешно и масштабно продолжить под ним.
Некоторые авторы пишут про лагерь и исправительную колонию, учрежденную чилийской властью. Резон есть, зека отметились на памятниках и Пальмиры, и Египта , но на острове Пасхи это не подтверждается.

Материалом для форм, нетрудно догада

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Сегодня, 8 августа, оказывается, всемирный день кошек. Да, второй уже в году. Я раньше думала, что он только 1 марта. А пусть будет два таких дня в году - почему бы и нет. Кошкам можно :) Так что поздравляем их ещё раз!!! И вот поспешила написать о них именно вчера, хотя можно было бы и ...
Нашел квартиру, но ее хозяин сказал, что подписал так называемый бильядиют маклеру. Я маклеру ничего не подписывал, случайно встретил хозяина на улице, он просто увидел, что я ищу вывески о продаже на окнах/балконах, сказал, что тоже продает и предложил посмотреть свою. Квартира понравилас ...
1. Готовка.  Не просто яичница и манная каша, а что-нибудь монументальное, особо вкусное и особо сложное в приготовлении))) 2. Китайский язык. Прописывать новые (или старые) иероглифы -  занятие сродни медитации. Китаист китаиста поймет! 3. Ванна ...
"Подтасовка в Цюрихе" и "национальное унижение" - таковы самые популярные заголовки на первых страницах британской бульварной прессы в ответ на решение ФИФА о проведении чемпионата мира по футболу в России. Уныние царит от пивных пабов до ...
Второй световой день на пекинском поезде начался ранним утром в Тюмени, а закончился глубокой ночью в Новосибирске. Именно в этот день на авансцене экспедиции и возникла Евробабка тм , так взбодрившая всех читателей журнала, следивших за моим анабасисом. Кроме того, этот день примечателен ...