рейтинг блогов

Гибель линкора «Леонардо да Винчи»

топ 100 блогов sergiovillaggio02.08.2021
Не люблю писать посты к датам, но мимо сегодняшнего события пройти трудно, тем более, что наметилась кое-какая работа по данной теме. Но об этом пока рано, а ниже предлагается кусочек из книги про линкоры типа "Чезаре", если кто-то вдруг у нас порой ее еще не читал.
Гибель линкора «Леонардо да Винчи»
Таранто, 3 августа 1916 г. Огромный корпус линкора «Леонардо да Винчи» виднеется над поверхностью Мар Пикколо; позади видны (слева направо) стоящие на якорях линкоры «Дуилио», «Джулио Чезаре» и «Андреа Дориа»,

2 августа 1916 г. линейный корабль «Леонардо да Винчи», только что прошедший докование в Таранто, стоял на внутреннем рейде базы (Мар Пикколо). Днем на нем произвели погрузку боезапаса для предполагавшегося выхода на учебные стрельбы, чтобы не тратить основного боекомплекта. Всего на корабле находилось 846 305-мм, 2866 120-мм снарядов и 2 450-мм торпеды (общим весом 700 т), а также полный запас жидкого топлива. Все снаряды и заряды были приняты в нормальном состоянии, никаких замечаний при погрузке не отмечалось.

Около 23:00 в кормовой части произошел взрыв. Мощность его была настолько незначительной, что находившиеся в нижних палубах офицеры и матросы почувствовали лишь небольшое сотрясение, которое впоследствии сравнивали с вытравливанием якорной цепи. Из горловины вытяжного вентилятора, расположенного вблизи элеватора №10 кормовой башни, показалось легкое облачко дыма. Прибывший на место командир корабля, увидев, что дым идет из отделения башни №5, и поняв, что там происходит пожар, немедленно объявил боевую тревогу и приказал затопить погреба кормовой группы башен. Были открыты кингстоны, для тушения пожара в корме разнесли шланги. Однако в 23:16 из элеватора №10 показалось сильное пламя, сопровождавшееся снопом искр. Пожар проник на батарейную палубу и стал быстро распространяться по кормовой 120-мм батарее правого борта в носовую часть. Теперь уже со стоящих на рейде кораблей заметили огонь и дым, пробивающиеся из всех отверстий линкора.

Принятых мер оказалось недостаточно. Через шесть минут после появления пламени в корме прогремел мощный взрыв, по произведенным разрушениям многократно превосходящий первоначальный. Среди экипажа появились убитые и раненые, часть моряков с верхних постов взрывной волной смело за борт, но главное – были разрушены корпусные конструкции. Через пробоины и поврежденные кингстоны затопления в носовой части в корпус в больших объемах начала поступать вода. В 23:40 линкор стал постепенно погружаться кормой с быстро нарастающим креном на левый борт. В 23:45 «Леонардо да Винчи» перевернулся кверху килем и затонул на глубине около 10 м. Погибли 21 офицер из 34 и 227 старшин и матросов из 1156. В числе погибших оказался и командир корабля капитан 1 ранга Сомми Пиченарди.

Хотя версия саботажа, как и в случае со взрывом броненосца «Бенедетто Брин», с самого начала считалась одной из основных, следственная комиссия, возглавляемая адмиралом Наполеоне Каневаро, не смогла найти неопровержимых доказательств в ее пользу и ограничилась лишь заключением, что происхождение первого взрыва не было связано с низким качеством принятых боеприпасов. Однако в начале следующего года на причины гибели двух крупных кораблей итальянского флота удалось пролить свет.

В ноябре 1916 г. органы контрразведки вышли на след шпионской организации, главой которой оказался видный служащий папской канцелярии, на самом деле являвшийся агентом так называемой «Австрийской военно-морской информационной службы» – иначе говоря, военно-морской разведки, начальником которой в то время был капитан 1 ранга Рудольф Майер. Как удалось выяснить, штаб-квартира «Информационной службы» располагалась в австрийском генеральном консульстве в Цюрихе (Швейцария), откуда Майер руководил своими нелегальными агентами в Италии, Великобритании и Франции.

Далее события развивались как в настоящем шпионском романе (или же бульварном детективе – на вкус читателей). Итальянская контрразведка завербовала в тюрьмах четверых матерых «медвежатников» – опытных воров, специализирующихся на вскрытии сейфов. Им была обещана амнистия и солидное денежное вознаграждение. Итогом стала успешно осуществленная операция под кодовым названием «Цюрихский сейф». В ночь с 25 на 26 февраля 1917 г., в последний день традиционного карнавала, когда бдительность охраны находилась не на высоте, воры проникли в австрийское консульство и выкрали оттуда четыре чемодана документов. Это позволило вскрыть и уничтожить всю шпионскую сеть Майера; только в Италии было арестовано около сотни агентов, некоторые из них впоследствии расстреляны. Из бумаг выяснилось, что взрывы на «Бенедетто Брине» и «Леонардо да Винчи» организовал один и тот же человек – Луиджи Флидер. Документы указали также на безуспешные попытки диверсий на итальянском крейсере и миноносце, но особую важность имела информация о планировавшихся аналогичных взрывах на линкорах «Джулио Чезаре» и «Конте ди Кавур», намеченных на 5 и 12 мая 1917 г. соответственно.

Что же касается акции против «Леонардо», то ее непосредственным исполнителем был назван некто Лео Фалл (не исключено, что под этим именем скрывался сам Луиджи Флидер). Он пронес бомбу с часовым механизмом в корзине с овощами и при помощи сообщника из числа членов экипажа линкора установил ее в пространстве двойного дна под кормовым погребом. Это стало возможным благодаря суматохе и неразберихе, сопутствующей подготовке корабля к выходу в море. К тому же, после выхода из дока на борту линкора в тот день находилось много рабочих, устранявших различные недоделки, а среди них шпиону было легко затеряться. После окончания Первой мировой войны Лео Фалл был выслежен итальянской контрразведкой в Инсбруке, арестован и закончил свою жизнь на виселице.

Впрочем, существует и другая, куда более прозаическая, версия событий. Ее приверженцы утверждают, что содержание похищенных бумаг стало большим разочарованием для организаторов тайной операции. В них были найдены списки сторонников оппозиции в правительстве Италии и другая информация, не являвшаяся секретом для контрразведки. Возможно, Майер был проинформирован о готовящемся похищении и подложил «пустышку» своим итальянским визави. По крайней мере, когда несколько лет спустя подробности «цюрихского дела» стали достоянием итальянской прессы, в ней утверждалось, что ни один из четверых похитителей не получил обещанного денежного вознаграждения…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Безусловно ответ, кто нарушил правила тот и виноват - всегда правильный .. но пока я не вижу размышлений а где , (например в России ) могут столкнуться судно и автомобиль в ситуации когда ОБА транспортных средства двигаются со скоростью 40-60 км/час..
(Альтернативное название - "Разделение труда: для тех, кто не понимает.) Как по классикам получается? Выделились мы из животных благодаря труду. Но производительность его была невысокой. Когда достигли высшей, произошло "разделение труда" и появились потому классы. Если бы их ещё тогда ...
Стиль: дэт/дум-метал Еще один альбом из коллекции По следам моей памяти. Услышал я его где-то в конце 90-х, и он сразу оставил след в моей фонотеке, и повлиял на дальнейшее музыкальное развитие. Мощный, хотя и грязноватый гитарный звук, активное использование клавишных, финские ...
Есть в городе Пушкин одна странная крепость. Она не подходит ни для защиты города от варварского наступления, ни для тайного убежища царей от крестьянского восстания. Ведь во время ее осады даже самый неуклюжий рыцарь да еще и с кардионагрузкой в виде пушечного ядра в руках, с ...
...