Герберт Маркузе "Одномерный человек"

топ 100 блогов swamp_lynx08.09.2019 "Если в предыдущей книге «Эрос и цивилизация» Маркузе рассматривал становление репрессивной цивилизации, то теперь в фокусе его внимания — состояние человека в современном индустриальном обществе. Оценивая это состояние, автор утверждает, что мерой исторической практики могут служить ее исторические альтернативы. Но уже с самого начала становится очевидным, что в отличие от «Эроса и цивилизации», где автор связывал надежды на будущие общественные преобразования с Великим Отказом, в «Одномерном человеке» позиция Маркузе окрашена в пессимистические тона." (Александр Юдин).

Александр Юдин - Парадоксы критической теории Герберта Маркузе

Называя свою область знания критической теорией общества, Маркузе датирует ее зарождение первой половиной XIX века (связывая ее с теорией Маркса) и считает, что в XX веке понятия критической теории утратили свою оппозиционность по отношению к обществу. Общество различными путями переросло некогда революционные противоречия и трансформировало некогда антагонистичные друг другу силы. Оно стало тоталитарным (понимание этого термина у Маркузе отличается от общепринятого: он подразумевает нетеррористическое экономическое координирование общества), т. е. оно лишило все критические идеи оппозиционности, встроив их в свое функционирование. Основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации является уже не столько репрессия (в том смысле, в каком этот термин употребляется в «Эросе и цивилизации»), т. е. подавление влечений и потребностей большинства, но формирование (переформирование; см. гл. 1) стандартных, ложных потребностей, привязывающих индивида к современному обществу, потребностей, которые сам Маркузе называет репрессивными. Тем самым индивид лишается основы (и онтологической, и моральной), на которой он мог бы развить автономию, а тем более способность противостоять целому обществу. Формируется модель одномерного мышления и поведения; реализацию этой модели и прослеживает в своей книге Маркузе на разных уровнях и в разных областях: на уровне индивида, на уровне общественных процессов (ч. I — «Одномерное общество»), в науке и философии (ч. II — «Одномерное мышление»).

Все сказанное можно было бы отнести к сфере социологии, но дело в том, что Маркузе не останавливается на простом описании этого «универсума фактов», но ищет исток последнего в метафизической сфере. Тем самым он отходит от марксовой модели познания общества и следует скорее всего за Хайдеггером.

Согласно Маркузе, в основании современной развитой индустриальной цивилизации лежит определенный исторический проект (т. е. отношение человека к миру, определяющее как мышление о мире, так и деятельность в нем), а именно: технологический проект, или технологическая рациональность. Доминирующим в отношении европейского человека к природе является стремление поработить ее, изменить, приспособить к удовлетворению своих потребностей. Но это стремление оборачивается и против самого человека как части природы. В этом — иррациональность репрессивной рациональности, которая чревата катастрофой и для природы, и для человека. Катастрофичность развития технологической цивилизации заключается еще и в том, что оно вытесняет шансы альтернативы, ибо делает человека неспособным отказаться от благ, этой цивилизацией предоставляемых. Сама мысль о возможном отказе от этих благ, от удовлетворения ложных потребностей кажется современному человеку катастрофичной.

Единственную силу, реально противостоящую индустриальному обществу, Маркузе видит в аутсайдерах этого общества.

По нашему мнению, все понятия Маркузе, так сказать, личностно окрашены, т. е. в своем фундаменте опираются на некую свободную автономную личность как критерий и принцип мышления. Но парадокс заключается в том, что возможности существования такой личности в современном мире Маркузе как раз и не допускает и, как следствие, ищет выход в политизации своего текста. Философский трактат начинает звучать патетически, как политическое воззвание, обращенное к массе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у ivanoctober в И снова здравствуйте! Всем привет! Несмотря на многочисленные высказывания различных злопыхателей о том, что Ваня "сдулся" и пропал навсегда, из-за того, что все его оптимистические прогнозы не сбылись, я просто взял отпуск за свой счет))), тем бо ...
В Министерстве связи и массовых коммуникаций обсуждается создание электронного общегражданского паспорта, который уже к 2015 году может заменить традиционный бумажный. Об этом сообщил глава ведомства Николай Никифоров. В ходе одной из дискуссий в рамках Петербургского ...
Просто то что было что сделано. Может быть вы тогда расскажете мне чтолибо сейчас. А потом бегите к флигелю в котором мы прятались. А кто сказал вам что он сутенер? Вивьен последовала его примеру. Оставив парня он нырнул в какое-то маленькое ...
Ну, что, продолжаем разговор про права и обязанности. Не скрою был раз поднятой теме о трусости, а так же, о том что в других странах... бла-бла-бла. Про трусость. Тут недавно у нас вышли ужесточения к закону Об оружии, а на днях я узнал, что Курганская дума предлагает еще ужесточения - ...
Здравствуйте, уважаемые сообщники. Сложилась такая ситуация, что народился котёнок вожделенной породы и окраса. Сейчас ему около 2 месяцев. Переезд можно совершить в четыре. Только народился он в Самаре, а я в Москве. Заводчики говорят, что ждать ...