География воображаемого

топ 100 блогов anairos07.06.2019 Человек живёт в мире представлений. Всё, что выходит за пределы момента «здесь и сейчас», доступно только в мире воображаемого.

Все представления, накопленные за жизнь, составляют круг памяти. Воспоминания – не записи прошедших событий, а их отражение в мире воображаемого. Поэтому мы каждый раз вспоминаем прошлое чуть иначе, и это зависит не только от того, в каком состоянии мы были в тот момент, но и от того, в каком состоянии находимся сейчас.

Психиатры даже говорят, что избыток отрицательных воспоминаний и неспособность вспомнить хорошее – один из симптомов депрессии.

Великая способность человека –возможность помнить, то есть удерживать некое представление в уме, сверять с ним свои действия. Если ты помнишь, что этот мост ненадёжен, то не станешь по нему идти. Если же ты об этом забыл – результаты могут тебя неприятно удивить.

Далеко не всё необходимо помнить постоянно. Обычно достаточно лишь вспоминать, когда возникает необходимость. О ненадёжном мосте ты вспомнишь, когда увидишь его или подумаешь о нём.

Но есть вещи, о которых мы помним каждую минуту, обычно даже не осознавая этого. Они составляют основу наших представлений о себе и мире, фундамент всех наших поступков. Это круг верований.

Когда христиане говорят о вере в Бога, то имеют в виду как раз это. Не просто умом признавать, что, наверное, Бог где-то там есть, а всегда помнить о Нём, жить в непрестанном ощущении присутствия Бога.

В круге верований есть более узкая область – знание. Знания – те верования, в истинности или полезности которых мы уже убедились на опыте. За пределами этой области – то, во что мы верим, руководствуясь доверием, догадками, страхом или надеждой.

Если то, что мы знали до сих пор, вдруг оказывается неправдой, возникает крайне неприятное ощущение. Оно сродни тому, что каждый испытывал, промахнувшись ногой мимо ступеньки, и явно сродни страху падения. И неудивительно, потому что природа его такая же: то, на что мы хотели опереться, обернулось пустотой.

Фантазия, или творческое воображение – отдельная область. Там человек «переваривает» уже полученные представления, изменяет и соединяет их и получает новые.

Настоящее царство фантазии – сновидение. А вот наяву, сознательно фантазировать умеют не все. Даже изобретатель может не быть фантазёром – тогда он будет экспериментировать только наяву. Говорят, так делал Эдисон.

Фантазия – самая подвижная часть воображения, и потому неудивительно, что она чувствительнее всего к необычным влияниям. На каждого ясновидца, прозревающего будущее в священном трансе, приходится пять-шесть авторов, «случайно» угадавших его.


Представления переходят из одной области в другую.

Фантазия способна нарисовать ложное воспоминание, которое потом станет частью памяти – и человек будет горячо доказывать, что это в самом деле случилось с ним.

Такое происходит даже с яркими реалистичными сновидениями – не всегда можно отличить то, что произошло с тобой наяву, от того, что всего лишь приснилось.

Опыт может оказаться настолько ярким и сильным, что перевернёт все пространство воображения. То, что до сих пор было знанием, будет отвергнуто и пересмотрено, а на место прежних верований придут новые.

Однако обычно это пространство сопротивляется резким переменам. Даже если произошёл кризис, изменятся лишь те представления, которые не могут не измениться. Поэтому в разговорах с людьми разных мировоззрений часто видно, кто из них родился в этой картине мира, а кто перешёл в неё из другой – и откуда именно.

Чем старше человек становится, тем устойчивее его представления, тем неохотнее они меняются. Когда схема устоялась окончательно – это признак зрелости, за которой начинается старость.


Мыслители редко сходятся во мнении, что следует называть душой. Но по-моему, пространство воображения – лучшая кандидатура на это звание.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну, фото, что называется, прикольное. Но вот для чего оно здесь: я готов биться об заклад, что, имей мои предки ту же технику, что я сегодня, но ещё лет 60-70 назад им бы не удалось сделать такой кадр. А знаете почему? Нет? И дело не в самой птице, а в том, на чём она сидит - ...
Художник из меня тот еще. Перед вами первый, за много лет, опыт рисования пастелью. Материал "Снегирей" самый обычный, плотная бумага и набор масляной пастели из 12 цветов фирмы "Сонет". Сюжет был взят из открытого онлайн-урока одной из художественных школ. Поскольку смешивать цвета ...
... пример прекрасный, буду стараться на несколько хороших примеров делать один "как не надо одеваться", ну или кого слушать не следует в вопросах одежды, хотя это все профи, работники модного глянца. Ясно, что их профессионализм писан вилами на воде, единственным показателем был бы их ...
В этом мире есть множество людей, которые считают, что им не удалось чего-то добиться потому, что у родителей не было миллионов долларов и нужных связей. Но! Мы сами кузнецы своего счастья и в жизни каждого из нас есть люди, которым мы могли бы быть благодарны за помощь. Могли бы... только ...
Когда в предыдущей записи, где было предложено использовать баскетбольную камеру в качестве ресивера между ножным насосом и турбинкой, крутящей генератор, набралось несколько десятков комментариев, туда явился city_rat и стал ...