Гентская выставка и дама червяков
shakko_kitsune — 05.02.2018
Мы имеем уникальную возможность в режиме реального времени
наблюдать за тем, как разворачивается крупный европейский
арт-скандал, причем на материале русского искусства. Вот новая
серия этого реалити-шоу
(первая часть тут).
Напомню, после первой волны скандала гентский музей, минкульт
Фландрии и коллекционеры Игорь и Ольга Топоровские, «как жест
доброй воли», решили отдать 5 работ из 24 на экспертизу. Выставка,
тем не менее, продолжала висеть, тем более что шум способствовал ее
популярности. Поток русских туристов, решивших завернуть в Гент,
судя по соцсетям, резко увеличился. И разве для кассира важно, что
те из них, кто разбирается в искусстве, делали это (цитата) «чтобы
чисто поржать».
То, что картины эти «русские», дает нам, как зрителям шоу,
преимущества: некоторая информация всплывает у нас раньше и факты
проще проверять. Вот пример:
филолог Дмитрий Сичинава взглянул на слова, начертанные в
дореформенной орфографии на гентской картине за подписью Розановой,
и сразу увидел в 9 буквах 3 ошибки: вместо «съ увѣдомле…» на
картине написано «с уведомлѣ…». В российской The Art Newspaper мы
прочитали статью
Натальи Шкуренок с попытками проверки утверждений Топоровского
в тот ж день, когда разгорелся скандал. Когда же две недели спустя
англоязычная версия The Art Newspaper опубликовала новый
материал (автор Саймон Хьюитт), он произвел на Западе эффект
взорвавшейся бомбы. А русский читатель обнаружил в тексте лишь
несколько новых фактов – остальное он уже знал из статьи
Шкуренок.
Кратко пересказываю новые мелочи: например, некий художник в 2013
году продал полсотни «авангардных» картин по 1,5 тыс. евро
Топоровскому и некоему галеристу. Ученые, которых Топоровский
назвал в числе своих будущих помощников при создании музея,
открестились от этих планов. На «розановой» разглядели
несуществующую марку, и т.п.
Из самых запоминающихся открытий статьи Хьюитта – эпизод с
каталогом Харьковского музея. Претензии же связаны и с отсутствием
документов об истории бытования картин. И вот Топоровский вроде бы
начал предъявлять какие-то бумаги. Но лучше бы он этого не делал,
честное слово...
Предъявленный им каталог выставки 1992 года в Харьковском
художественном музее должен был доказать подлинность картины
Гончаровой «Евангелисты» из Гента (плюс невыставленного полотна
Розановой «Дама червей»). Журналисты же сделали совершенно
непредсказуемый, рисковый, хитроумный шаг. Они позвонили в
Харьковский музей и послали туда фото каталога.
ЧИТАТЬ МОЮ КОЛОНКУ ДАЛЬШЕ на сайте "Культуромания"
|
</> |