Генрих Семирадский. Христианская Дирцея.
mi_ta_pe — 03.04.2021 Художник Генрих Семирадский чистый академист, и мне очень нравятся его работы. Жаль только, что с картиной «Светочи христианства» он пожмотничал и не уступил Третьякову в цене, а то висела бы картина (кстати, огромнейшая) в Третьяковской галерее.Справа на фото - Семирадский Генрих Ипполитовч.
Но я сейчас о другой картине Семирадского - это «Христианская Дирцея в цирке Нерона», её чаще называют короче – «Христианская Дирцея». Семирадский создал много картин на исторические и мифологические темы, и эта одна из них.
Дирцея (по-польски Дирка) жила в 60-х годах I века нашей эры — во второй половине правления римского императора Нерона. При Нероне начались гонения на приверженцев христианства. Ранних христиан обвиняли в покушении на государственный строй, хватали, заточали в подземелья и прилюдно казнили. Казни одновременно служили римлянам развлечениями, частым видом которых были театрализованные казни римлянок-христианок. На сцену цирка или театра выгоняли свирепого быка, к его спине привязывали женщину, и гладиаторы гоняли быка по арене и метали в него копья, пока тот не погибал, а вместе с ним и привязанная жертва.
Такой способ казни Нерон (образованный сукин сын) почерпнул из древних мифов.
Миф о Дирцее.
Нимфа Антиопа была женой фиванского царя Лика, имела от него двух сыновей Зефа и Амфиона. Ненасытный сластолюбец Зевс соблазнил Антиопу, и она не устояла. Об измене жены узнал Лик. Он отказался от Антиопы, как от жены, и бросил её в заточение. Заодно отказался и от сыновей. Мальчиков, брошенных на произвол судьбы, подобрали и вырастили пастухи.
Лик женился на Дирцее, которая сильно невзлюбила Антиопу. Во время праздника в честь Вакха, Дирцея собиралась привязать Антиопу к рогам дикого быка и отпустить его. Зеф и Амфион узнали о замысле мачехи, освободили мать, а вместо неё к рогам привязали Дирцею, которая умерла страшной смертью.
Семирадский Г.И. Христианская Дирцея в цирке Нерона. 1897. Холст, масло, 263х530. Национальный музей, Варшава.
Художник закончил картину в начале 1897 года, а в мае она была представлена на Всемирной выставке русского отдела в Венеции. «Христианская Дирцея» Семирадского и «Дуэль» («Простите») Репина стали «гвоздём программы» - посетители стояли возле них толпами.
В феврале 1898 года картина прибыла в Санкт-Петербург и представлена общему обозрению на VI выставке Петербургского общества художников. Это полотно было в центре всеобщего внимания, что стало важнейшим событием художественной жизни России. Публика шла смотреть картину, не обращая внимания на критические отзывы.
В центре картины изображены император Нерон и казнённая римлянка рядом с убитым быком.
Нерона доставили на арену в царских носилках чернокожие носильщики. Они стоят у входа и держат паланкин наготове: ожидают, когда Нерон насладится видом мёртвой женщины и захочет удалиться.
Нерон в одет в белую тогу с красной каймой и закутан в роскошный, расшитый золотом плащ, на голове венок из золотых лавровых листьев. Нерон, как любитель прекрасного, даже казнь обставил красиво: верёвки, которыми женщина была привязана к быку, он приказал увить гирляндами живых цветов.
Изображение мёртвой женщины даёт понять, как была мучительна и ужасна была её смерть. Наверняка она кричала от страха и цеплялась пальцами за бычью шкуру в тщетной надежде спастись, но гладиаторы-матадоры метали в быка копья, и обезумевшее от боли животное носилось по арене, терзая свою всадницу. Насколько эти движения были судорожны и непредсказуемы, рассказывают полотнища располосованной одежды христианки и намотавшиеся на рога её длинные волосы.
Слева от Нерона стоит (боком) его ближайший сподручный префект претория Гай Софоний Тигеллин, позади приближённые из свиты. Справа от Нерона два охранника бордовых туниках с топориками в руках. Между Нероном и охраной застыл в ожидании миловидный юноша, в его руках на расшитом покрывале кифара ...
Нерон смотрит на тело погибшей женщины, и в его взгляде нет ни сочувствия, ни сожаления. Наоборот, по его позе можно предположить, в его голове рождаются первые строчки новой песни ...
Публика на ажурном балконе, возлюбленная Нерона в ложе с коврами, прочие присутствующие замерли в ожидании нового шедевра императора-артиста!
Никому нет дела до убитой женщины, ведь это в порядке вещей, и подобная казнь ожидает каждого, кто пойдёт против устоев священного Рима!
Картина наполнена многими действующими лицами и выписана с мельчайшими подробностями и историческими деталями. Тут и уборщики с вилами, готовые оттаскивать мёртвые тела, и гладиаторы, и два буцинатора в буцинами в руках ... Тщательно выписаны одежды, архитектурные детали, само здание цирка.
«Христианская Дирцея в цирке Нерона» была последней крупноформатной картиной Генриха Семирадского.
Другие крупноформатные полотна художника:
Грешница (1873) – 250х499, Русский Музей, С-Петербург.
Светочи христианства. Факелы Нерона (1876) - 385×704 Национальный музей в Кракове.
Танец среди мечей (1881) - 120×225 Третьяковская галерея, Москва. Уменьшенная 2-я авторская копия с утраченного оригинала (из коллекции Солдатенкова).
Оргия времён Тиберия на острове Капри (1881) – 101,5х216 Третьяковская галерея, Москва.
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине (1889) - 390×763,5 Русский музей, С.-Петербург.
|
</> |