Гефсиманский сад, в котором ветвятся дорожки
bohemicus — 05.05.2013 На Пасху 2012 года, комментируя мой пост О гусарах, троллях и куличах, один из читателей спросил: "А нам евреям что с того, что он воскрес?", на что ув. gabblgob заметил: "Если nembirak не тролль, а и вправду еврей (в чём я сильно сомневаюсь), то реплика его была по меньшей мере идиотской. Мне, например, нисколько не мешают чувства, испытываемые столь многими людьми (среди которых и те, к кому я отношусь с глубоким интересом и уважением) к самому знаменитому еврею в истории, к тому же - основоположнику нескольких королевских домов Европы :)." http://bohemicus.livejournal.com/65241.html?thread=4351705#t4351705
В этот момент я почувствовал себя героем борхесовского сада
ветвящихся дорожек. Мне предоставилась неограниченная возможность
выбрать сценарий дальнейшего разговора - рассказать анекдот,
сослаться на энциклопедическую статью, вспомнить старый итальянский
фильм и т.д. В зависимости от моего выбора могло произойти много
разных событий (например, расфренживание моего журнала одной
группой читателей и зафренживание другой; при реализации различных
сценариев состав этих групп был бы разным). Однако все дорожки
сходились в одной точке. Это обстоятельство столь заинтересовало
меня, что я решил не ограничиваться выбoрoм однoгo сценария,
а, отложив беседу на год, описать сразу несколько дорожек, но
главное - точку их пересечения.
Я мог подыграть своему собеседнику и, поддержав его
шутливый тон, рассказать известный анекдот, в котором диалог
раввинa c христианским священником заканчивается словами::
- Стать римским папой - это просто великолепно... А
выше можете?
- Послушaйте, ну не может человек стать Богом!
- А наш смог...
Такое развитие диалога наверняка понравилось бы многим
евреям и не понравилось бы антисемитам.
Но ведь мне ничего не стоило бы
вызвать и у тех и у других прямо противоположные чувства.
Я мог бы вспомнить, что о еврейском проиcxождении
Иисуса говорит лишь одна из существующих теорий. Причём теория
новомодная, недостаточно обоснованнaя и не имеющая необходимой
опоры в Традиции. Иисус происходил из Галилеи. Само это
слово означает "округ язычников", и античные авторы (например,
Страбон) описывают данную страну как место, населённое
народом, сильно отличaвшимся от евреев. "Иисус - еврей" - это точка
зрения ХХ века. В прежние времена господствовало иное мнение на сей
счёт. Например, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона говорится, что
галилeянином был не только сам Христос, но и все его апостолы, а
единственным иудеем среди них являлся Иуда Искариот:
"Иуда Искариот — один из 12 апостолов, предавший своего Учителя.
Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом
(Иш-Кериоф — человек из Кериофа); впрочем, мнения в этом отношении
расходятся. Во всяком случае он был единственным иудеем среди
апостолов, которые все были галилеяне, и оправдал на себе древнюю
поговорку: "Галилеянин любит славу, а иудей — деньги". В обществе
апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать
деньги, и затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится
основателем великого земного царства, в котором все иудеи будут
князьями и утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя
за 30 серебреников (или сиклей: 30 × 80 к. = 24 р. зол.), но от
угрызений совести повесился. Немало было попыток разгадать его
переход от апостольства к предательству." http://www.vehi.net/brokgauz/
А уж в христианской иконографии традиция изображения Иисуса с европейскими чертами, а диавола с семитскими восходит ещё к VIII веку.
Точнее, к VIII веку согласно общепринятой хронологии. Ведь я мог бы легко поставить её под сомнение.
Сведения о докнигопечтной эпохе обрывочны, противоречивы и
недостоверны. Любая её реконструкция - это лишь версия. Некоторые
из альтернативных вариантов уступают общепризнанной версии в
логичности и остроумии, некоторые - превосходят её. Fomenko &
company приложили титанические усилия, чтобы скомпрометировать саму
идею занятий хронологией. Им удалось добиться того, что слово
новохронолог стало ругательством, а любые сомнения в соответствии
исторических учебников реальности считаются верным признаком
безумия.
В своей непревзойдённой наивности нохронологи полагают, что
если они кого-то "разоблачат" или "опровергнут", картина мира
изменится. Нет, не изменится.
Представим себе в порядке отважного мысленного эксперимента, что
завтра кто-нибудь докажет: христианство возникло в Италии в XIV
веке. Почему именно в Италии и именно в XIV? Ну, мало ли почему. В
конце концов, неангажированные эксперты датируют Туринскую
плащаницу именно этим столетием. А некоторые исследователи задолго
до новохронологических изысканий приходили к выводу, что библия
была написана на латыни. И что Италия - более изящная кулиса для
библейского сюжета, нежели Палестина.
Четырнадцатый, так четырнадцатый. Что, Ватикан пошатнётся?
Нет, он лишь укрепится. Крестовые походы и прочие ужасы Темных
веков будут аннулированы, а вера останется. Она только очистится от
шлейфа многих обвинений. И умные люди скажут: "Мы всегда знали, что
четырнадцатый, но прежде это сообщалось лишь избранным".
И избранных найдётся предостаточно. Оставленных ими артефактов, свидетельствующих о XIV веке, окажется не меньше, чем сейчас находится доказательств, относящихся к I столетию. Взять хоть фильм Пазолини "Евангелие от Матфея". Вот длящийся 4 минуты 50 секунд эпизод танца Саломеи и усекновения головы Иоанна Крестителя. Иродиада облачает Саломею в платье XIV века, и та танцует на фоне стрельчатых готических окон. Танцует перед людьми, лица и одеяния которых словно сошли с фресок раннего Возрождения. А Предтечу убивают какие-то кондотьеры с меховыми воротниками...
Шучу, конечно. Тарковский поместил восхождение на Голгофу примерно в ту же эпоху, что и Пазолини, но сделал местом действия Русь. В африканской иконографии Христос изображается чернокожим. Эскимосы, которым не знаком вкус вина, веруют, что в Кане Галилейской Иисус обратил воду в тюлений жир...
Все эти различия не имеют ниакого значения. Еврей или
галилиянин, ариец или негр, Италия или Палестина, I век или XIV,
вино или рыбий жир - какая разница? С использованием всей своей
фантазии и всего отпущенного нам остроумия мы ведём споры о земных
правдах, но что они значат в сравнении с Истиной? Исторических
правд может быть сколько угодно, и у каждой из них есть своя
дорожка в борхесовском саду. Но все они сходятся в том месте, где
земное время сменяется Вечностью. Там сияет единственная Истина, и
узнав её, я, как умею, несу благую весть.
Братья и сёстры!
Христос воскрес, смертию смерть поправ!