Где снимали "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Часть 8. «Двадцатый
dubikvit — 20.08.2018© Киностудия "Ленфильм. На съёмках фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается"
"Где это всё снималось" - такой вопрос нередко можно услышать от поклонников фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Несколько лет упорных исследований позволили ответить на него
И не только ответить, но и создать беспрецедентную развёрнутую иллюстрированную географическую киноэнциклопедию на сайте 221b.ru. В ней пока ещё есть белые пятна, но их становится всё меньше и меньше благодаря изысканиям энтузиастов и подсказкам членов съёмочной группы. Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Большая часть объектов, находящихся в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии и Абхазии была сфотографирована с тех же точек, что и в Фильме.
В первой и второй частях была фотоэкскурсия по местам съёмок первых серий фильма "Знакомство" и "Кровавая надпись". В третьей, четвёртой и пятой частях – второго фильма, серии "Король шантажа", "Смертельная схватка" и "Охота на тигра". В шестой части - «Собака Баскервилей». В седьмой - «Сокровища Агры». В восьмой, заключительной части, мы пройдёмся по местам съёмок фильма «Двадцатый век начинается»
Практически ничего не изменилось, только пристанционные домики сейчас покрашены в жёлтый цвет.
Надо сказать, что по этой дороге встречается ещё несколько станций схожей архитектуры.
Места вокруг живописные – скалы, густо поросшие лесом и усыпанные большими валунами, множество озёр – и относительно безлюдные.
Примечательно, что неподалёку находятся озёра с говорящими названиями Краснохолмское и Малое Краснохолмское.
Ленинград, ул. Большая Морская (Герцена), д. 52, Дом архитектора (особняк Половцова)
Несмотря на обилие изумительных интерьеров этого памятника архитектуры классицизма и эклектики, внимание съёмочной группы привлекла служебная лестница.
Прочие интерьеры внутри дома снимались в павильоне и в котельной Ленфильма
Ленинградская область, Выборгский район, пос. Пальцево
Остаётся загадкой, как Холмс, стоя на станции Айфорд, смог увидеть сгоревший дом Старка. Ведь находился он в пяти километрах от Гвардейского, недалеко от платформы Пальцево. Действительно, где ж ещё снимать экранизацию рассказа «Палец инженера», как не в Пальцево? Это бывшая финская деревня, до 1939 года она входила в состав Выборгской губернии Финляндии и называлась Тали. В 1948 году её переименовали в память красноармейца Владимира Пальцева, погибшего здесь в июне 1944 г.
Многие обратили внимание на не вполне соответствующий времени товарный состав, проносящийся мимо. Вышло это так. Накануне съёмок группа выезжала сюда на выбор натуры, и в это время прошёл красивый красный состав в сторону Финляндии. Сразу пришла идея совместить съёмку с проходом этого, необычного по цвету, поезда. Запомнили время его прохода. В день съёмки пиротехник должен был задымить фон, имитируя паровозный дым, и герои на фоне уходящего поезда должны были двинуться в сторону сгоревших развалин. Дождались поезда, он появился по расписанию. Когда головная часть состава скрылась из кадра, пиротехник задымил, герои пошли на фоне поезда, но на беду споткнулся и едва не упал Василий Ливанов. Дубль был безнадёжно испорчен. Другого такого состава в этот день не было, поэтому дождались какой-то товарняк советского пошиба и сняли уже с ним – пиротехник снова задымил, и актёры не споткнулись.
Буйная летняя зелень и выросшие деревья не позволяют сделать аутентичные снимки – приходится снимать оттуда, откуда хоть что-то видно. Сам дом – это макет, стоявший в 2-х метрах от камеры, сделанный художником комбинированных съёмок Олегом Николаевым. Ему же пришлось залезть на тонкую берёзу и спилить её верхушку, чтобы она не бросала тень на макет.
Загородный дом Холмса – это т. н. двор курземского рыбака (Курземе – одна из исторических областей Латвии, самая западная из них). На плане музея 1985 года – № 21. Дом, мимо которого проезжает Ватсон – № 24. Но что это за постройка под № 22? На фото из книги 1986 года она видна слева, а теперь её и вовсе там нет.
Этот сарай, то есть клеть из Папе Руцавской волости, хутора «Витолниеки» (1889), был установлен вскоре после съёмок фильма, в 1986 г. Но в мае 2000 года в Этнографическом музее вспыхнул пожар, в результате которого полностью сгорели 3 старинные постройки. Работники музея уверены, что причиной пожара был умышленный поджог. Сгорел и "дом Холмса" № 21, и клеть № 22.
Так что теперь на месте дома – его восстановленная копия. Кроме того, в 1998 г. рядом с домом поставили ещё одну клеть – с хутора «Лаукгали» (1889). Поставили «неудачно» – прямо перед «домом Холмса», поэтому на снимке его не видно.
Сам же «дом Холмса» – это жилой дом из местечка Папе Руцавской волости, с хутора «Лурти», принадлежавший роду курземских рыбаков, построенный в 1880-е гг. В Музее был установлен в 1983 г. Посмотрите, как этот дом выглядел на старом месте, и как выглядит на новом.
На панораме из фильма видны слева направо:
- жилой дом из Лубэзере, хутор «Маури» (построен в 1840-е гг., в музее с 1983 г.)
- хлев из Лубэзере, хутор «Жулниеки» (ок. 1880 г., с 1985 г.)
- клеть из Лубэзере, хутор «Маури» (сер. 19 в., с 1984 г.)
Ленинград, Английский (Маклина) пр., д. 8-10, Военный комиссариат Санкт-Петербурга
Вот и второй интерьер особняка Гильзе фан дер Пальса, и опять он изображает чью-то прихожую. Это парадный подъезд военкомата, он предназначен для большого начальства и как правило закрыт. Любопытно то, что лестница эта ведёт не в дом Джеймса Уолтера, а ведёт она прямиком в прихожую министра по европейским делам сэра Трелони Хоупа. А вот покои Уолтера находятся совсем по другому адресу...
Ленинград, наб. р. Мойки, д. 21 – Миллионная ул. (ул. Халтурина), д. 22, особняк С.С. Абамелек-Лазарева
Дома на Мойке и Миллионной разделяет тесный двор, куда и выходит большое окно комнаты, в которой Холмс и Ватсон дожидались полковника Валлентайна. Раньше здесь находилась библиотека, а теперь это рабочее помещение Комитета, в котором сидит около десятка сотрудников, отделённых друг от друга полупрозрачными перегородками. Вся мебель и скульптуры, видимые в кадре – местные, их можно теперь найти в других комнатах особняка. Большое дерево за окном не сохранилось.
Ворота, ведущие в зал – напротив, всегда открыты
Кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, его надгробные памятники находятся под охраной КГИОП. Многие из них, помимо исторической, представляют собой огромную культурную и художественную ценность. Однако в последние годы некрополь находится в плачевном состоянии: склепы разрушены, ограды сломаны, скульптуры повреждены.
Некоторые участки почти непроходимы. Один из значимых исторических и культурных памятников города сегодня остро нуждается в восстановлении. 27 могил, находящихся под охраной государства, разрушены. По выходным на кладбище проходят сборища представителей субкультуры готов, псевдосатанистов и просто гопников.
Несмотря на то, что действие эпизода происходит в одной точке, реальные объекты находятся в разных местах, хотя и не очень далеко друг от друга. Чтобы найти эти места, нужно пройти от ворот по главной аллее, вымощенной булыжником, около 90 шагов, пока не увидите вот этот вид на снимке, свернуть вправо от могилы Ермолаева Константина Сергеевича (1924-1942), и шагов через 40 будет первое место, ещё через 30 – второе, а ещё через 50 – третье.
В поисках последней точки съёмочная группа дошла до самой ограды, о чём свидетельствует этот архивный снимок.
Дом Оберштейна
Ленинград, Каменноостровский (Кировский) пр., д. 24 / Большая Монетная ул., д. 10
Особняк Е.Ц. Кавоса был построен в 1896–1897 гг., арх. Л.Н. Бенуа. В 1907 и 1912 гг. он был расширен и надстроен, превращён в доходный дом – арх. В.М. Андросов. В 1908–1918 годах здесь находилась гимназия Н.И. Шеповальникова.
Чёрные ворота, через которые проходили Холмс, Ватсон, Лестрейд и Майкрофт, теперь заменены решёткой
Дом Фон Борка
Ленинградская область, Выборгский район, о. Лодочный (Venajansaari - о. Русский)
Этот дом уже знаком нам – здесь жил фальшивомонетчик Лизандер Старк (в начале поста). Но теперь мы сможем рассмотреть его получше, при дневном свете и с разных сторон.
Навес, под которым уснул Фон Борк
Ленинград, Каменный остров, наб. Большой Невки
Это железобетонное сооружение – один из экспонатов Международной строительно-архитектурной выставки 1908 года, которую посетило более 100 тысяч человек. Построенный из самого современного материала (железобетона) железнодорожный навес был экспонатом Товарищества «Железо-Бетон». Кто и зачем придумал снять его в этом эпизоде – загадка. И кто держал перед камерой рамы окна несуществующего дома – пока тоже неизвестно. В этом эпизоде роль Фон Борка исполнил администратор картины
Места в Латвии найдены и сфотографированы Ренатой Римша renatar. Более подробно можно прочитать в её журнале
Источники
Перепост моего поста от 13 августа 2014 года - https://dubikvit.livejournal.com/49013.html
http://www.221b.ru/
|
</> |