рейтинг блогов

...from beds of everlasting snow

топ 100 блогов ru_alexbon21.12.2016 Сегодня самая длинная ночь в году и поворот на лето, волшебный поворот к теплу - а у меня тотальная бессонница. Я просто не хочу спать и не знаю, почему.

У нас раннее утро, я только что испекла хлеб, он теплый, у него хрустящая корочка, присыпанная мукой. Я мажу его восхитительным деревенским маслом, которое по вкусу напоминает сливочное мороженое, и деревенским же медом, и запиваю водой из-под крана. (Надеюсь не смутить никого, кто держит пост - я сама я его, к сожалению, не держу). В этом есть ощущение какой-то добротной надежности и защищенности. Ощущение дома.

Мне хочется, чтобы в новом году в моей жизни был не только ее хлеб - то, что именуется насущным и необходимым - но и ее мед: ее радость, ее избыточность и полнота. А больше всего я хочу той сладости, что дает благодать: тут даже и не скажешь, что это: хлеб или мед. Она слаще меда, но нужнее хлеба.

И я пишу этот пост. Наверное, он будет длинным, простите вы меня.

***

Я смутно ощущаю, про что он должен быть, но я не знаю, про что он будет.
Смутно ощущаю я вот что: песни Бона (и не только Бона) объединяются в какие-то группы, темы... Потом эти темы соединяются в конгломераты... и так далее. Но странно то, что это до странного параллелится с моей внутренней конструкцией и моей внутренней мифологией. Не знаю, в чем дело - в том ли, что я вычерпываю из мира то, что для меня актуально - и организую это в соответствии с собственной внутренней структурой? Или в том, что какими-то гранями эти личные мифы и мифологии оказываются похожими?

Я попробую как-то обозначить актуальные для меня темы и конгломераты, но прошу вас воспринимать это не как исследование внутреннего мира артиста, а исключительно как исследование моего собственного внутреннего мира - ну или вообще мира, через мой субъективный.
Многое я насую под спойлер - может быть, так удобнее станет ориентироваться в тексте.

Прошу читать с осторожностью (или не читать), потому что это может оказаться триггерно. Там про холод, смерть, жизнь, любовь, детское-материнское... Очень глубоко, короче - и, как всегда, непросто. Но все хорошо - и я призываю помнить об этом, читая.

Я начну с "Колыбельной".

В комментах к посту я прикреплю наш разговор со ...from beds of everlasting snow str_nova. Он тоже длинный, но пусть будет. Там мы описываем, что это для нас, тут я добавлю, что для меня это какая-то новая грань Бона. И дело даже не в том, что он написал фортепианный чиллаут - на меня там действует не, собственно, музыка, а все вкупе... Это эмоционально какая-то другая грань - что-то, чего раньше не было, что не звучало, или же то, чего я раньше не замечала: я услышала, как в нем зазвучало что-то, чего я не слышала. И оно такое... слов даже не подобрать. Одним словом, живое.

(После клипа на "Лети" я сказала, что артист Александр Бон для меня перестал существовать как артист. Мне правда стало сложно верить после этого клипа в то, что, что  он делает и говорит - и это тоже правда, - но... такие вот живые вещи заставляют верить все равно. Им просто невозможно не поверить).

Но вернусь к ролику. Может быть, все дело в том, что на меня просто сам образный ряд так действует: у меня в компе многолетняя папка с разнообразными фотографиями зимних ягод, цветов, покрытых инеем, цветущих деревьев, покрытых снегом... Это какая-то важная для меня тема. То есть у меня шансов отвертеться не было - оно автоматически распаковалось в уже существующий контекст.

Автор туда, может быть, совсем и не закладывал того, что я там вижу и слышу - но это не так и важно. Произведение вступает в реакцию с индивидуальным контекстом и получается новое произведение, некий сплав. Вот о своем сплаве я хочу рассказать.

***

Художественных ассоциаций у меня сразу несколько:

1. Во-первых, это, конечно, "Cold song" Перселла.

Текст там вот какой:

The cold song

What power art thou
Who from below
Hast made me rise
Unwillingly and slow
From beds of everlasting snow

See'st thou not how stiff
And wondrous old
Far unfit to bear the bitter cold

I can scarcely move
Or draw my breath
I can scarcely move
Or draw my breath

Let me, let me,
Let me freeze again
Let me, let me
Freeze again to death
Let me, let me, let me
Freeze again to death...


Холодная песнь

Что за сила вынудила тебя?
Кто из глубины
заставил
меня подняться
неохотно и медленно
из постели вечных снегов?

Ты не видишь, что я неловок
и удивительно стар,
я не в силах выжить в этом пронизывающем холоде?

Я едва могу двигаться
или дышать,
я едва могу двигаться
или дышать...

Позволь, позволь мне
позволь мне замерзнуть вновь...
Позволь, позволь мне
замерзнуть вновь до смерти,
позволь, позволь, позволь мне
замерзнуть вновь до смерти...




Версии есть разные, поставлю парочку. Это - моя любимая: Тут Клаус Номи в своем клоунском гриме, уже, кажется, умирающий от СПИДа. Его... я даже не могу сформулировать... какая-то детская растерянность и беззащитность (и знание в то же время: он как будто за за некоей чертой или почти за ней, и знает об этом) каждый раз трогают меня. И когда он на финальном слове переходит со своего красивейшего... это фальцетом-то даже уже не назовешь... голоса - на мужской тенор, это звучит так трагично...
Это вот... человек так поющий, много знает о холоде, скажу я вам.



А тут баритон: ария вообще-то изначально для баса написана... Контратеноры ее потом уже захватили и поют, но тут баритон. Очень мощная, очень мужская версия. Очень похоже на вивальдиевскую "Зиму" получилось:


Purcell - Cold Song, David Greco from david greco on Vimeo.


И даже вот такая версия есть. Это Стинг. Очень красивое меланхоличное видео. Обратите внимание на схожесть эмоции и картинки с боновскими... Интересно, как бы эту песню Бон спел.



А еще вот это есть, из "Ледникового периода". Мне, в общем-то, никак, но пусть будет:



На Яндекс.Музыке тоже сразу несколько интересных версий находится, например, эта. Тут очень интересная аранжировка, симфо-роковая какая-то (и любимый еще со времен "Зимней дороги" Свиридова прием, когда интенсивность постепенно, но неуклонно нарастает):



Тут тоже, в общем-то, интересный колорит. Напоминает музыку к "Гостье из будущего" чем-то:



Для меня в этой арии вся трагедия одиночества, внутреннего застывания, замирания какого-то. Когда тебе так нужно тепло, а его нет и не будет - и тем страшнее поверить в тепло, потому что после этой иллюзии тепла нужно снова внутренне умирать.

Лет десять назад я жила и чувствовала, что мне не с кем поговорить по-настоящему. По-настоящему, как я хочу - по-живому, глубоко... Я жила и чувствовала, что вокруг меня нет воздуха, что я задыхаюсь. Был один-единственный человек, психотерапевт, который приезжал раз в год на пару дней - вот с ним можно было поговорить, просто поговорить. Я чувствовала, что меня видят. После этих встреч с ним у меня было ощущение, что мне сделали искусственное дыхание, подарили глоток воздуха, сердце электрошокером запустили - и я снова живая, и мне больно и прекрасно быть живой. Он просто мог меня видеть - и этого было достаточно. Но уже в момент этого вот запуска сердца я знала, что потом я снова окажусь в привычном безвоздушном пространстве и мне снова придется пройти через эту агонию внутреннего умирания. Но оно все равно того стоило. И я ненавидела этого человека за эту боль и благодарила за ощущение жизни. Его присутствие было живительно.

И вот это вот затаенное желание тепла - когда вокруг лед и холод, и никакой возможности тепла, но ты живой человек, тебе нужно тепло, даже несмотря на то, что никакой возможности для него нет... И когда само осознавание этой нужды причиняет боль - первое, что ты начинаешь чувствовать, когда чувствуешь - эта вот боль... Это вот для меня очень про эту песню. Когда что-то отмороженное начинает оттаивать, первое, что чувствует тело - это боль.

Того живого человека уже нет в живых и когда он умер, это переживалось едва ли не как предательство. "Я дышу раз год по глотку - неужели и этот воздух нужно уменя забрать?" - думалось мне... Теперь он по-настоящему, не метафорически, мертв, а я живая, но провернуть с ним тот фокус, который он проделывал со мной, я не способна. Но он до конца моей жизни останется человеком, который был моим кислородом и дарил мне ощущение жизни посреди этой пустыни.

***

2. Вторая ассоциация - стихотворение Роберта Фроста:

Вот оригинал и один из вариантов перевода: Good-bye and keep cold

А это перевод (Григория Кружкова), который нравится мне:

ЗАСТЫНЬ ДО ВЕСНЫ

Прощай до весны, неокрепший мой сад!
Недобрые нам времена предстоят:
Разлука и стужа, ненастье и тьма.
Всю долгую зиму за гребнем холма
Один-одинешенек ты простоишь.
И я не хочу, чтобы кролик и мышь
Обгрызли кору твою возле корней,
А лось -- молодые побеги ветвей,
Чтоб тетерев почки клевать прилетал.
(Уж я бы их всех разогнал-распугал,
Я палкой бы им пригрозил! как ружьем!)
И я не хочу, чтоб случайным теплом
Ты мог обмануться в январские дни.
(Поэтому ты и посажен в тени,
На северном склоне.) И помни всегда,
Что оттепель пагубней, чем холода;
А буйные вьюги садам не страшны.
Прощай же! Стерпи -- и застынь до весны.
А мне недосуг дожидаться тепла.
Другие меня призывают дела --
От нежных твоих плодоносных стволов
К сухой древесине берез и дубов,
К зубастой пиле, к ремеслу топора.
Весной я вернусь. А теперь мне пора.
О, если б я мог тебе, сад мой, помочь
В ту темную, в ту бесконечную ночь,
Когда, онемев и почти не дыша,
Все глубже под землю уходит душа --
В своей одинокой, безмолвной борьбе...
Но что-то ведь нужно доверить Судьбе.


У Фроста вообще много прекрасного... http://lib.ru/POEZIQ/FROST/doroga.txt

***

3. Третья ассоциация - сразу две картины удивительного Эндрю Уайета. Страшноватые вообще-то:

...from beds of everlasting snow

http://cp12.nevsepic.com.ua/69/1354411142-0267920-www.nevsepic.com.ua.jpg

...from beds of everlasting snow

http://cp12.nevsepic.com.ua/69/1354411168-0269792-www.nevsepic.com.ua.jpg

На второй картине, насколько я знаю, руки самого художника изображены, так что все не просто так.

***
4. Есть еще одна картина Джованни Сегантини, она не сюда, но по близкой тематике вечных снегов идет. Называется "Злые матери ("Ветреные матери")": http://philologist.livejournal.com/6173767.html
Там про наказание матерей, бросивших ребенка или сделавших аборт.
Очень интересная картина - отчнее, их там две. Про матерей вторая, но первая тоже имеет к ней отношение.

***
5. И еще у меня ко всей этой теме ассоциируется вот это стихотворение Лемерта (Анны Долгаревой):


вышла из дома декабрьской моросью, черной ночью,
на ходу отлетела подметка, дальше шла босиком,
перестала быть женщиной, женою, сестрою, дочерью,
расстегнула куртку, глядела, как под лучом
синеватого света кружились, почти не тая,
крупицы снега, и она все спускалась вниз,
на самое дно, когда ниже уже не бывает,
куда людей пускают только совсем одних.

и куда она пришла, там было черное поле,
выжженное поле, и камни ей ступни кололи,
и сломанные куклы на поле лежали,
и говорили ей «мама», и двигались, и дрожали,
а она все шла, и воздуха там никакого
никогда и не было, и ничем она не дышала,
и увидела могилу открытую, и сказала ей слово,
сказала, что очень устала.

а лежала там девочка-девочка, смешные пятнадцать,
длинные волосы, еще не рожавшие бедра,
и она пыталась к девочке прикасаться,
разбудить ее, по щекам ее гладила твердым,
а потом узнала себя, подростка,
и заплакала над собой, и взяла на руки,
и несла к реке по камням по острым,
между мигом узнавания и мигом разлуки.

девочка-девочка, длинные волосы, смешные пятнадцать,
девочка-девочка по реке уплывает.
и хорошие сны про любовь и котов ей снятся,
и голова у нее каштановая и большая.
и ничего плохого у нее не будет,
и улыбка у нее хорошая и простая.
стой на берегу. зарастает под грудью
черное, большое, болючее зарастает.

http://alonso-kexano.livejournal.com/1048806.html
***


И вот представьте, насколько для меня эмоционально заряжена тема снегов, скованности холодом, оледеневшего сада - или чего-то живого, что замерзает без тепла. И представьте, что для меня такое видеть эту Колыбельную, в которой помимо знакомого холода есть еще и тепло... Это как искупление - или что-то вроде того.

Она просто очень светлая.

Причем там же такая нежность... Как будто жалеют кого-то хрупкого, маленького что ли... Нежность - это страх повредить - точнее, желание действовать так, чтобы не причинить вреда. Насколько я поняла, эта колыбельная выросла из колыбельной для Сони - и удивительно то, что уже тогда, в зачатке, она была хрустальная, бережная и колыбельная. Вот как? Как оно появилось, как срослось с этими хрустальными спящими деревьями? С этой спящей красотой? Она для меня тоже с привкусом волшебства, как и "Нежность" - настолько все сошлось один к одному и срослось.

6. Когда обсуждали ролик, то упоминали Ричарда Клайдермана с его "Балладой к Аделине". И они действительно похожи:


Ну конечно же я пошла посмотреть, что там за история у этой песни и кто такая эта Аделина. И знаете что? Эту пьесу композитор (не Клайдерман) написал для своей новорожденной дочери.Вот что это?


***

7. (Еще у меня есть одна левая ассоциация - кстати, про невесомость тоже - она левая и косвенная, но пусть будет тоже. У меня иррациональное ощущение, что это про нерожденного ребенка (ну, может быть, про пока нерожденного). Хотя вроде бы нет, но почему-то вот мне кажется. Даже не знаю, почему - диссонансы и тиканье часов, видимо, навевают, и тема невесомости, опять же (для меня невесомость - это про беременность в одном из пластов). Хотя по факту человек просто опробовал новый синтезатор и ему понравились звуки:
http://en.lyrsense.com/enigma/weightless_e

Там музыка, текст и перевод.Перевод, пожалуй, сюда притащу:


Невесомо

О, невесомо

Спит мое дитя
Исчезли страхи навсегда
Невесомо, о, невесомо
Спит мое дитя
О чем-то грезя и паря
Угрозы нет – лишь сласть одна
Спит мое дитя

О, дитя, ты – невесомо
Ты – невесомо
Ты – невесомо
О, дитя, ты – невесомо

О чем-то грезя и паря
Угрозы нет – лишь сласть одна

О, невесомо
О, невесомо

***


И чем я хочу подытожить. Спасибо нашим беседам - у меня многие произведения сплетаются в какой-то единый гобелен... Конгломерат "экзистенциальное одиночество, ощущение бренности+невесомость" составляют теперь Тарковский со сценой невесомости, Бах с хоральной прелюдией, звучащей в этой сцене, Шагал с картинами "Влюбленные над городом" и "День рождения", песня "Жил-был я", Дима Билан с "Дельтапланом" (об этом всем уже писалось тут), Muse с песней "Unintended". Теперь вот "Нежность" еще (там больше про экзистенциальное,чем про невесомость, но ведь космос же еще...) и, частично - "Колыбельная". "Налегке" еще может быть, но какой-то одной гранью. Но в "Налегке" я не слышу этой любви.

Колыбельную с другими песнями этого ряда для меня роднит какая-то... любовь. Или сочувствие, я не знаю. Это что-то специфическое, узнаваемое. Агапэ, может быть? Когда я писала про "Дельтаплан", я писала о хоральной прелюдии Баха (я не сравниваю прелюдию Баха и песню Бона, они как минимум разные, но там корень какой-то как будто один. В чем-то). Процитирую саму себя, опять же:

"Эта музыка - сама любовь... В ней материнское, любящее, абсолютно всепрощающее отношение, она вся соткана из принятия. Она настолько человечная... Там бесконечное какое-то сочувствие ко всему живому, бесконечное.  Это не в каждом исполнении есть, но оно там есть...
То есть она, в принципе, вся о любви ребенка к родителю и родителя к ребенку, да и о любви вообще - в широком смысле. Она о любви к человечеству. Для меня это музыка о любви не только к Богу, но и о любви к человечеству. Там есть тоска человека по небу и там есть тоска и по Земле - тоска по жизни, ностальгия по настоящему.
У Тарковского она говорит и о экзистенциальной боли, об ощущении хрупкости всего сущего и о любви к этому хрупкому и временному. О любви к жизни.

Вся эта музыка - это тот сплав любви и боли, когда уже не понять, где что: не понятно, где счастье, а где боль. Там и боль, и ощущение трагичности бытия, и абсолютная безмятежность, покой. Она вся как протянутые руки. Движение к тому, кого любишь".


Вот понимаете? Отзвук чего-то похожего я улавливаю и в этой песне. (Ну, она не песня пока, но очень хочется, чтобы она стала песней - хочется с ней... познакомиться). Оно там как листок в почке.

***


И в этом месте я выхожу в странное какое-то пространство, где музыка, эмоция становится одновременно и детской, и родительской. Я не знаю, что это, но вот эта одновременность нежной заботы, забывающей себя и детского доверия и простоты - возможно, это и есть любовь? Я пока не понимаю, что это и про что это для меня. Полная открытость, уязвимость - но сила, и нежность, и сострадание... Может быть, я домысливаю и фантазирую, но это видео цепляет во мне именно такой вот пласт. Это одновременно и детское, и материнское. И в то же время очень мужское. Там как будто все цвета спектра, перетекание одного в другое, замкнутый цикл... Как... я не знаю, алхимическое даже что-то: объединение мужского, женского и детского или что-то вроде того (дурацкая ассоциация, но ничего ближе просто не подберу).

И вот когда я слушаю эту хоральную прелюдию Баха или, допустим, "Колыбельную" или даже, отчасти, "Нежность", я что-то такое начинаю слышать. Как будто звучат все части опыта, все грани - сразу на несколько голосов.

И это (потенциально или кинетически, я не знаю), огромной силы энергия, огромной интенсивности переживание - это такое острое чувство, которое трудно вынести. Я называю это невыносимость любви. Как будто это слишком большое, слишком прекрасное - такой чистый свет, от которого больно. И чужая боль, от которой больно...

Тишина, в которой смолкает все, кроме вот этого бесконечного сострадания. Это что-то очень тихое, очень-очень простое, но в нем все. Оно внутри, вовне, оно в тебе и к тебе - просто все вдруг становится любовью: той, что обнимает весь мир.

***


Про "Нежность" мы много говорили в комментах и мне кажется, что там много прекрасного.
Я постараюсь не повторяться, но скажу вот что. Для меня удивительно следующее: с "Дельтапланом" я открыла эту невесомость, красной нитью идущую через разные произведения, с хоральной прелюдией в исполнении Ивонн Лефебюр - это бесконечное сострадание ко всему живому, с оперой "Турандот", "Снежной Королевой", "Перекисью" и "Cold song" - конгломерат произведений про холод, но холодные и теплые у меня были отдельно. Понимаете? Невесомость и любовь были отдельно, а то, что связано с холодом - само по себе. Песни холода были о холоде. О том, как холодно. Не о желании согреть.

А тут (в "Колыбельной") они как будто соприкоснулись.

Там, может быть, вообще про другое - про любование зимней красотой (автор-то, собственно, говорит только о том, что "природа увлекла"), или про "что-то ведь нужно оставить судьбе" или что-то еще, но это искреннее сочувствие к замерзшему миру - это и есть тепло. Возможно, оно не может согреть то, что застыло до весны и ждет своего часа - и попытки освободить от этой ледяной корки то, что ею защищено от холода, этим хрупким веткам могут только повредить, - но меня безумно трогает эта грусть и сама эта эмоция нежности ко всему живому. В ней есть что-то от детского сочувствия - оно очень чистое и какое-то... самозабвенное что ли. И благодарность еще очень чистая, искренняя... Как хотите, я слышу там любовь.

И это то самое, что меняет этот мир. Что способно исцелить его.

Я не знаю, что это такое - может быть, это все какие-то процессы внутри меня, и к самой музыке Бона это отношения не имеет ни малейшего, но для меня в этом всем есть какая-то динамика и она каким-то образом проживается. Колыбельная, а потом "Нежность" - для меня это про вот это: про любовь, про движение к другому и за другим, про попытку спасти даже может быть. Переключение, перенос центра тяжести с себя на что-то вовне; не про попытку спастись от холода и пустоты - про попытку спасти... Или просто коснуться - сквозь этот космический холод и пустоту.

***


Я уже писала там, в комментах, что в "Нежности" я слышу острое желание этим криком "Неееееееет!!!" отменить потерю. И как будто бы это такой крик, который преодолевает ограничения реальности: сдвигает ось земли на какую-то жалкую долю миллиметра, но этого оказывается достаточно для того, чтобы все начало меняться. Я слышу в этих финальных аккордах биение жизни, ее гудение. Я это опять описала каким-то внутриутробным образом (кажется, меня заклинило на этой теме: кто нибудь знает, почему меня с этим Боном все время сносит в это место? :)), ну да ладно. Как будто острое, отчаянное желание жить - или желание, чтобы кто-то другой жил - перевешивает своей отчаянностью что-то на каких-то весах и они медленно-медленно начинают склоняться в сторону жизни. Происходит тот самый поворот колеса, поворот целого мира в сторону жизни и тепла - как сегодня, как в эти дни. Вы только вдумайтесь: сегодня ночью целая планета повернула на тепло и жизнь. Я не знаю, откуда у меня такие ассоциации - личное что-то, видимо.

И, кстати, говоря, какими-то контурами и очертаниями это ведь напоминает спасение Кая Гердой из ледяного плена: она тоже пробила этот лед силой и теплом эмоций. И вечная зима ушла, отступила. Ой... Сейчас апдейт сделаю в конце.

Вообще, надо сказать, что для меня Саша изначально из команды оживляторов, реаниматоров - тех, кто борется не-жизнью, а то и со смертью: метафорически, образно - не важно... Ну, как бы... делает неживое живым. Я сама такая и таких людей узнаю, как мне кажется. (Конечно же, могу и ошибаться в своих определениях, но вот так мне кажется). И это что-то из области мифа про Орфея, да (привет Атенаиде)...
Мне кажется, у оживляторов (странное слово, но слово "аниматоры" дискредитировано). :) бывает разная специализация - я, кажется, специалист по нерожденному, невоплощенному (заметно, да?). Обычно помогаю переродиться, пройти через кризис - так получается. У него - не знаю, как... Так же как-то, по-моему. Могу ошибаться.

( В этом месте меня, наконец, срубило и я ушла спать). :)

Что-то важное я, кажется, не написала, но я не знаю, что. Может, в обсуждениях сформулируется? Предлагаю про все это поговорить.

***

UPD: А сейчас будет второй привет Атенаиде.

Атенаиде, ты знаешь, про кого я только что вспомнила, размышляя о картине Сегантини про злых матерей и вообще о концепции "мертвой матери"? (Есть такая: вкратце она о том, что когда мать переживает какую-то потерю (утрату предыдущего ребенка, или мужа, или кого-то еще) или просто находится в депрессии, она как бы не может быть вполне живой для ребенка, которым беременна или которого растит. И у этого ребенка как бы появляется очень сильный драйв ее оживить). О ее авторе. Ты знаешь, как его зовут? Андре Грин! Андре, блин, Грин!!!

Откуда ты вытащила своего Андрея Грина в жж-романе, а? Или это не ты была?

UPD-2:

А вот еще что я вспомнила. Две цитаты.
Первая просто очень красивая:

"Герда говорит: бывает время, когда я живу со смертью в сердце. ем, засыпаю, занимаюсь домом, хожу на рынок. иду, а смерть по правую руку.

Герда говорит: ты представь -- ложишься спать, а смерть садится рядом и поет колыбельные. догадываешься, какие у нее колыбельные? захочешь -- не уснешь. и вот верчусь, уговариваю ее, прошу уйти, а внутри у меня все застывает, застывает, и говорить становится все сложнее, как будто я пробиваю словами тропинку в снегопаде. тогда надо встать и немного побродить по дому -- переставить тарелки по размеру, сложить игрушки Ганса в корзину, проверить, заперта ли дверь. и когда почувствуешь, что согрелся -- снова лечь и постараться быстро уснуть, пока она не вернулась.
Герда говорит: это вообще-то очень страшно. гораздо страшнее, чем когда я нашла тебя там, в Гренландии, хорошо, что есть gps и спасатели, среди всего этого льда. ты был такой холодный, но я была уверена, что все поправимо. а вот когда она ходит за мной, я не уверена ни в чем.
Герда говорит: да, долго. она мне заново всю мою жизнь рассказала, и прошлую и будущую, не жалея красок. краски не при чем, конечно, важно то, что именно она ими рисует. она рисует, я разглядываю, а в сердце у меня все смерзается.
Герда говорит: но потом я как-то ночью взяла твою руку, а она теплая такая и расслабленная; и я подумала "ну что же такое, что ж она мне врет, а я слушаю" -- и разозлилась не на шутку. конечно, сразу она не ушла, крутилась еще пару месяцев, да и сейчас нет-нет, да заглянет. но пока ее нет, я успеваю подготовиться. иногда даже можно и поговорить с ней -- чтобы отстала быстрее. она мне о своем, а я ей в ответ "ой да ну и ладно, там видно будет", с такими, ты знаешь, еврейскими интонациями. ей быстро надоедает, или фреон вытекает из нее быстрее, когда сопротивляются, хаха, я не знаю.

я думаю, Кай, что ведь именно из Гренландии мы ее и приволокли тогда.
и еще мне всегда интересно -- вот живут же люди, к кому она совсем не приходит; как выглядит мир не через слой льда?"

http://shmarla.livejournal.com/253492.html


Но главная - вторая:

"Суть сказки проста: вскоре после того, как Каю в глаз и сердце попал осколок зеркала, он умер.
Кай умер. Всё остальное - иносказания для этого, Снежная Королева не кто иная, как смерть.

Герда, подобно Орфею, не смиряется с ситуацией. И отправляется за Каем в ад, так же как Орфей отправляется в преисподнюю за Эвридикой.
У Орфея ничего не получилось и Эвридика осталась в тёмных глубинах небытия, а у Герды, прошедшей полный инициатический путь, всё получилось. Она спустилась в ад подготовленная, помогла сложить Каю из льдинок слово вечность и вывела его обратно, в жизнь.

Как сказал товарищ Сталин в похожей ситуации: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гёте: любовь побеждает смерть."

http://phil-pokrovsky.livejournal.com/109339.html


Там автор еще на песню какую-то ссылается. Она про другое, про другую смерть - она про то, как человек потерял себя в обыденности, но тоже удивительно в тему. Вот перевод: Письма маленького мальчика самому себе взрослому


UPD-3:

Открою, пожалуй, весь пост, где я эти ссылки приводила. Вдруг кому. Там больше: http://la-scandinavia.livejournal.com/241793.html

А, что уж там, и все посты по тегу "Снежная королева" у себя открою! Гулять так гулять! Ну, вдруг, кому этого поста мало покажется. :)))


И вот еще что. Я подумала, что сражаться с мертвенностью можно по-разному: можно бороться с физической смертью (как доктор Хаус, который ненавидит смерть и все время с ней сражается); можно сражаться с мертвенностью эмоциональной - с депрессией например; можно сражатьсяили с хаосом, или с нецелостностью; можно сражаться с забвением; можно сражаться с мертвенностью духовной: когда человек внутри пуст, когда в нем огня не горит и обыденности ему достаточно. Когда в нем нет чего-то важного-живого.
Но победить можно только там, где человек с тобой на одной стороне: где он сам не заодно с этой мертвенностью - и сам хочет быть живым.
Чтобы когда Орфей спустится в Аид, Эвридика не отказалась за ним идти.


...Какой сегодня удивительный день... Как удивительна вся эта неделя...
Аллилуйя.

_________

Все картинки,видео и тексты взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На Литресе появилась еще одна моя официальная аудиокнига - "Профессия:ведьма" :) http://www.litres.ru/olga-gromyko/professiya-vedma-19149731/  - ссылка на покупку Озвучивает 1С, а не Медиакнига, которая откупила себе только серию "Космоолухов" (будет начитывать и сборник, и две ...
22 июня, в День скорби и памяти жертв войны в Украине, Президент Петр Порошенко вместе с ветеранами и военнослужащими-участниками АТО почтил пять воинов, защищавших страну в годы Второй мировой войны. Участники церемонии возложили цветы к могиле Неизвестного солдата в Парке Славы и ...
Я питаю лютую ненависть к социальной рекламе. Все эти красносопельные ужастики меня БЕСЯТ! Но эта рекламная кампания поразила меня в самое сердце, да так, что я временно отложила свой трофейный грузинский коньяк и решила, что сегодня я точно не пью! И еще, я готова ответить на вопрос этих ...
Авва Марк Афинский (который по слову Христа переставлял горы) и авва Серапион при встрече стали спорить, кто из них благословит общую трапезу…. Оба, смиряясь, предоставляли право благословить друг другу… никто так и не соглашался благословить… Через некоторое время оба старца смирились и ...
Всем привет! Мы тут с установившейся хорошей погодой (ттт, чтоб не сглазить) пару раз побывали на даче. Все хорошо, свежий воздух, но вот на кухне на кафельном полу в помещении и на деревянном потолке на улице у нас появились полосы черной плесени. А дышать этим не хочется. Дело в том, ...