Францисканский цикл, №№4-6
lana_ustinov — 06.09.2025
Продолжаем осматривать Джотто, попутно отмечая этапы биографии
Франциска. Просто жизнеописание святого у многих может вызвать
скуку, совсем другое дело - знаменитые фрески проторенессанса по
мотивам жития.4. «Св. Франциск в Сан-Дамиано» (или «Распятие из Сан-Дамиано») - переломный момент в жизни молодого человека. Во время молитвы в разрушенной церкви Сан-Дамиано он слышит голос Христа, исходящий от распятия: «Ступай, отстрой дом мой, — ты видишь, он почти разрушился!».

Еще один шаг на пути к трехмерному пространству. Церковь Сан-Дамиано здесь, с ее разрушенными стенвми и отсутствующей кровлей, - метафора духовного состояния церкви на тот момент.
5. «Отказ от имущества» (или «Отречение от отцовского наследства»). Юный Франциск, решив полностью посвятить себя Богу, публично отказывается от своего наследства и возвращает отцу свою одежду, что символизирует полный разрыв с мирской жизнью. Слева - разгневанный отец, его сдерживают горожане. Справа - епископ, принимающий Франциска под свою защиту. Пространство почти театральное, с изображением динамики события. На заднем плане - дом Франциска (слева) и епископский дворец (справа), здания служат не просто фоном, но помогают ориентироваться в повествовании:

Рука в небе, между двумя зданиями, принадлежит Богу-Отцу и символизирует божественное благословение. В тот момент, когда отец Франциска - Пьетро Бернардоне - проклинает своего сына, Бог-Отец как бы «усыновляет» его.
6. "Сон папы Иннокентия III". Согласно преданию, Иннокентию явилось видение, в кот. главный храм римского епископа - Латеранская базилика - рушится на глазах. В критический момент ее поддерживает нищий монах. Проснувшись, папа понял, что Франциск и есть спасение церкви, соответственно, благословение на то, чтобы основать новый орден, было получено.
Как и в других фресках, композиция делится на две части. Справа - спящий Иннокентий и телохранители, слева - "сон": Франциск, поддерживающий церковь. Архитектура опять же не фон, а своего рода "богословский текст". Здания становятся метафорами веры, власти и кризиса:
Интересно, что Латеранская базилика на фреске выглядит совершенно не так, как сейчас:
Можно и здесь посмотреть: https://lana-ustinov.livejournal.com/967647.html.
На рубеже XIII-XIV веков базилика находилась в состоянии упадка, и такой ее изобразил Джотто. Потом следовали многократные перестройки (в XVII веке - под руководством Борромини).
Некоторые исследователи считают, что в данном случае Джотто не стремился к архитектурной точности, здание на фреске - не буквальное, но условное изображение Латеранского собора. Оно, скорее, представляет собой метафору всей католической церкви, которая "рушится" от внутренних проблем.
Из Мортона:
"Отец святого был богатым торговцем мануфактурой. Он часто посещал французские
ярмарки, и интересом к Франции можно объяснить выбор имени для сына. Он надеялся, что Франческо продолжил его дело.
Есть и другие предположения: говорят, что при крещении ему дали имя Иоанн, а стали называть Франческо, потому что он любил петь французские песни и говорить на французском языке (...).
Он повернулся спиной к жизни, оставил семью, снял одежду, подаренную отцом и начал жизнь отшельника и нищего. Старые друзья смеялись над ним и называли сумасшедшим. Светскому человеку всегда святой кажется сумасшедшим, а духовные ценности — чепухой" (https://psv4.userapi.com/s/v1/d/JEbQGHwJjDB47n6CF_2OeJOgKrHcmUNdvF7mhUiRDVc5bUl_40GDSGa85w9pxxfXIBVYWk8iATRfmzk1nPTSPYpeM75Pr3yP557cKpPWOpIYd03FqzS3jw/Morton_G_pdf_Ot_Milana_do_Rima_Progulki_po_Se.pdf, с.335-336).
Французский был для Франческо почти родным языком, т.к. более-менее достоверно известно, что мать его - дворянка из Прованса.
|
|
</> |
Почему двигатель 9 л.с. считается универсальным решением для уборки снега
Toyota анонсировала твердотельные аккумуляторы с ресурсом 40 лет и запасом хода
Оружие Победы
Проект NASA Mariner-R
Ермак , Быстрова и Заусалин в мюзикле «Святая Анна» Театра Армии
Что заставило Савелия Крамарова эмигрировать в США?
Первый человек, который в натуре берега попутал, был Христофор Колумб
Власть и Госдума в карикатурах Валерия Каррика
Мой комментарий к записи «Зарплата рабочих фабрично-заводской промышленности в

