Фотографы по четвергам. 1. Первые


A Kecskeméti utca a Kálvin tér felől fotózva, 1844 © Albertina
Похоже на то, что самая старая фотография Будапешта – это пейзаж с Университетской церковью. Девять лет тому назад эта фотография была показана на венской выставке. Инвентарные данные указывали на 1844 год, не позднее. А раньше она сделана быть тоже не могла, поскольку торговец специями и вином Gyarmathy György (видите вывеску?) открыл своё дело только в 1843 году.
Что ж, будем считать, что 1844 год.
А в первый раз увидели венгры фотографии в 1840-м. Три дагерротипа привезли из Парижа путешественники, похвастались.
Тогда же была сделана и самая-самая первая венгерская фотография, изображающая Дунай и будайский берег… Она не сохранилась. Но дело пошло.
На титул первого венгерского фотографа претендуют двое: Якоб Мараштони и Лайош Кавалки. Это начало 1840-х гг.

Живописец-портретист Якоб Мараштони (или Марастони?) приехал из Венеции и открыл студию на втором этаже того дома, на месте которого сейчас стоит отель Four Seasons, напротив Цепного моста, ещё только строящегося. Он привёз, как писали газеты, новейшее фотографическое оборудование для съёмки портретов; процесс занимал восемь секунд, зато фотографировать можно было не только при солнечном свете, но, вроде бы, даже в тени. Казалось бы, многообещающий стартап… но что-то пошло не так, фотограф ослеп, разорился и умер в сумасшедшем доме.

Лайош Кавалки, ювелир родом из Ланцинга, оказался первым, для кого фотография стала основной профессией. Но, похоже, это – всё, что о нём известно. Нет, ещё есть описание: «…в студии царит художественный беспорядок… устройства, инструменты, люди, которые четыре часа ждут, чтобы получить портрет, изготовленный за десять секунд… когда модель садится, художник направляет на неё свой аппарат, неожиданно снимает крышку, шесть шагов назад, шесть шагов вперёд, крышка захлопывается…»

А ещё венгры успели сфотографировать Шандора Петёфи. В 1844 году, за 5 лет до гибели. Мы-то с Пушкиными чуть-чуть… Эх, завидовать будем.
«…Мой отец, – писал Акош Эгреши, сын Габора Эгреши, актёра и фотографа, друга Петёфи, – в свободное время был занят изготовлением «дагерротипных» снимков, которые в то время привёз в нашу страну изобретательный гений Франции. Его портреты были очень чёткими; более красивыми, чем сегодняшние фотографии; но они были мимолётными. Через несколько лет свет их полностью померк и разрушились очертания фигур. У моего отца была своя собственная камера – для личного пользования – с помощью которой он фотографировал членов своей семьи, знакомых, друзей и себя самого в разных настроениях, – не из тщеславия, а для того, чтобы – в случае необходимости – использовать разные позы в качестве моделей для своих собственных творений. Он также однажды уговорил Петефи позировать; но много раз тот этого не выдержал. Он совершенно не любил, когда его копировали. «Я ненавижу этот болван, фальшивую копию настоящего; кто любит, хранит своими духовными глазами», – часто говорил он…».
Egressy Ákos: Petőfi Sándor életéből, Budapest, 1909. (Petőfi-könyvtár, XII.)
Историки формулируют такой итоговый тезис: «Что достоверно: в нашей стране 29 августа 1840 года Антал Валлас публично сделал первые дагерротипы, а вскоре после этого Мараштони и Кавалки открыли студию в Пеште, так что они стали первыми фотографами, профессионально занимавшимися этим ремеслом».
Первыми. За ними пошли следующие.
Инф. и фото:
https://maimanohaz.blog.hu/
https://capacenter.hu/
https://blog.capacenter.hu/
https://fotomuveszet.net/
Home - FotoKlikk
https://fortepan.hu/
https://welovebudapest.com/
|
</> |