рейтинг блогов

Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

топ 100 блогов dpmmax17.06.2022
Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

Родился Сергей Сергеевич 22 января 1854 года в селе (тогда ещё селе) Гусь-Хрустальный. Отец мальчика, Сергей Григорьевич, будучи человеком дальновидным и основательным (иного и не держал бы действительный тайный советник, дипломат и фабрикант Мальцов в качестве управляющего всеми его фабриками и имениями многие годы), постарался дать сыну хорошее начальное образование. Сначала домашнее, затем, отправив его с братом Николаем к дяде в Москву — определив в 5-ю Московскую гимназию, которую Сергей окончил в 1870 году с золотой медалью и шестнадцати лет от роду поступил в Московский университет на медицинский факультет.

Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

В университете же Корсаков и определился со своим призванием. Его интересуют невропатология и психиатрия, он дотошно конспектирует книгу Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга», зачитывается лекциями Жана-Мартена Шарко, усердно учится у Алексея Яковлевича Кожевникова. И тот замечает интерес юноши к своему направлению. И в 1875 году, когда Корсаков с отличием заканчивает учебу в университете, Кожевников рекомендует его главврачу Преображенской больницы для умалишенных, Самуилу Ивановичу Штейнбергу — мол, подающий большие надежды молодой человек, непременно возьмите его к себе в штат.

Самуил Иванович Штейнберг
Самуил Иванович Штейнберг

И Штейнберг взял. Младшим ординатором. Корсаков вспоминал потом с застенчивой улыбкой: «Когда я по окончании курса пришел в московскую Преображенскую больницу, чтобы поступить туда врачем, тогдашний главный врач, психиатр, пользовавшийся заслуженной известностью, сказал мне: «В университете ведь вас мало учили психиатрии; вы даже, вероятно, не знаете, как связывать»... Трудно поверить всему этому, а между тем это все было и было вовсе не так давно».

Летний отпуск 1876 года Сергей Сергеевич проводит в деревне, но не в праздно-философском созерцании пейзанок и не в пасторально-утопических идеях обустройства России, чем уже вовсю грешили современники-народники, а во вполне профессиональных заботах. Подкинули тут ему одну подработку: приглядеть за душевнобольной графиней Татищевой — да-да, из рода того самого Татищева. Польза от этого оказалась тройной: и нужные знакомства, и опыт амбулаторного ведения пациента, и вполне себе ощутимая прибавка к жалованию.

А по осени Александр Яковлевич Кожевников пригласил Корсакова к себе, в клинику нервных болезней Московского университета, сверхштатным ординатором. Мол, кое-какого опыта набрался, пора и науку двигать. А заодно и учителя чуток разгрузить.

Уже через год Сергей Сергеевич публикует свою первую научную работу, «Курс электротерапии», и принимается за докторскую диссертацию «Об алкогольном параличе». Через три года его снова перехватывает Преображенская больница для умалишенных и — в качестве совместителя — частная психиатрическая больница Александра Федоровича Беккера, что в Красном селе. Специалист-то выдающийся. Именно в красносельской клинике Беккера Корсаков нарабатывает, что называется, стиль — как наблюдения и лечения пациентов, так и налаживания их быта. Ко второму располагала сама больница: маленькие деревянные домики, много свободного пространства вокруг, отсутствие скученности и общая умиротворяющая загородная обстановка.

Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

Тема докторской, которую выбрал Сергей Сергеевич, была смежной для неврологии и психиатрии. Вернее, оказалась таковой. Изначально кафедра Кожевникова занималась (в числе прочих направлений) полиневритами. К концу 70-х годов XIX века Жоффруа и Лейден описали клинику множественного поражения нервных стволов, которое назвали полиневритом. И в России тоже подключились к исследованию этого поражения. Корсаков взялся за одну из его причин — алкогольное поражение нервной системы. Более десяти лет, с 1876 по 1887 годы, он тщательно изучает клинику, результаты вскрытий и микроскопии пораженных участков нервной и мозговой ткани. 12 мая 1887 года он, наконец, представляет в Московском университете свою диссертацию «Об алкогольном параличе» и получает степень доктора медицины. Кстати, через десять с небольшим лет после написания диссертации, когда и европейские коллеги познакомятся с трудом Сергея Сергеевича «Об одной форме душевной болезни, комбинированной с дегенеративным полиневритом», Корсаков получит мировую известность, а ту самую форму болезни профессор Жолли из Берлина предложит назвать «Корсаковской болезнью». Ныне она известна как корсаковский психоз (в том случае, если её первопричина — алкогольное поражение нервной системы) или корсаковский синдром (если симптоматика схожа, поражение нервной системы тоже имеет место, но причина его — не алкогольная, а действует иной поражающий агент).

Что же такое корсаковский психоз и корсаковский синдром? Он интересен тем, что в нём переплелись как продуктивные симптомы (парамнезии), так и негативные (амнестические). Его ведущие, обязательные, или облигатные симптомы:

-- фиксационная амнезия, то есть события текущего момента и недавнего (дни, месяцы, прошлый год) времени сквозь это решето проходят, не задерживаясь. Вот события молодости, юности и детства — это другой разговор, вплоть до имени первой любви и обстоятельств первой выпивки. Всё, вплоть до начала самой болезни. Дальше — чистый лист, на котором память и выводит причудливые узоры парамнезий. Фиксационная амнезия может быть выраженной настолько, что чему-то новому обучить пациента практически невозможно, а переезд на новое место жительства — это катастрофа: выйдя один на улицу, он потеряется и, скорее всего, отправится по старому адресу. Возможно, попытается выгнать оттуда новых жильцов. Такая амнестическая дезориентировка может касаться и места, и времени, и основных профессиональных и бытовых навыков. Поэтому стирку, уборку и, тем более, приготовление обеда родственникам лучше взять на себя — целее будут.

-- парамнезии. В случае корсаковского синдрома они следующие.

Конфабуляции (когда пробелы в памяти заполняются никогда не имевшими факта в жизни больного событиями). В подавляющем большинстве случаев это замещающие конфабуляции (то есть не особо далеко ушедшие от повседневно-приземлённой реальности): вчера сидел с друзьями в ресторане, да, сразу после работы; неделю назад ездил на охоту, подстрелил двух кабанов и одного егеря, только тсс! Реже они носят характер фантастических (был на спецзадании, срывал планы мировой финансовой верхушки на беззаботный отдых: лил дёготь в мёд, сыпал сахар в пиво, клофелин в водку и лёд в плавательный бассейн, еле ушёл живым).

Псевдореминесценции (когда на место пробела в памяти больного встаёт кусочек мозаики из его же жизни, только с тех времён, когда самой болезни ещё не было).

Криптомнезии (когда для заполнения пробелов память берёт события из книг, кино, телепередач — отовсюду). Поэтому из литературы лучше оставлять что-нибудь безобидное. Нет, «Ганзель и Гретель» и «Малыш и Карлсон» тоже лучше убрать от греха подальше. По поводу личного авторства известных стихов, песен и научных трудов лучше вслух не сомневаться — ни вы, ни патентное бюро, ничего не смогут ему втолковать. И Windows — это тоже всё его заслуга, что бы там себе ни думал Билл Гейтс.

-- анозогнозия (от греческого ἀ- — не-, отрицание + νόσος — болезнь + γνῶσις — знание, познание), то есть полное непонимание и отрицание факта болезни и связанных с нею проблем. Причём здесь она будет грубая, махровая. Кто болен? Я болен? Да я здоров, как этот...как его...конь Македонского-то...а, Имбецил, во! Да я хоть завтра на работу устроюсь — сразу директором! Стоп, я ведь уже там работаю...

Факультативными, или дополнительными, необязательными симптомами могут быть аффективные нарушения: тревожность или благодушие, беспечность или растерянность, эйфоричность, эмоциональная лабильность, когда настроение скачет от одного полюса к другому по нескольку раз на дню, и меняется от любого пустяка. Пациент может быть или малоподвижен, гиподинамичен, или же, напротив, суетлив и беспокоен — в зависимости от того, что за аффект преобладает.

По динамике корсаковский синдром может быть

-- прогрессирующим (когда тяжесть симптомов нарастает),

-- регрессирующим (когда дела идут на поправку) и

-- стационарным (когда симптомы по своей тяжести и выраженности много лет не меняются ни в ту, ни в другую сторону).

Причина корсаковской болезни — поражение головного мозга: токсическим действием алкоголя при корсаковском психозе, иными интоксикациями, инфекциями, травмой, опухолью, поражением сосудов (при инсульте и атеросклерозе, к примеру), атрофическими процессами в коре — если речь идет о синдроме.

На следующий год после защиты Корсаковым докторской диссертации Алексей Яковлевич Кожевников передаёт ему заведование клиникой имени А.А. Морозова на Девичьем поле (выше описана её история) и чтение лекций вкупе с ведением практических занятий на кафедре. Фактически, российскую школу психиатрии начал формировать именно Корсаков.

Клиника нервных болезней имени А.А. Морозова на Девичьем поле
Клиника нервных болезней имени А.А. Морозова на Девичьем поле

Будучи хорошо знаком с тем, как в своё время поставили работу Пинель и Эскироль, зная, как устроил быт пациентов Конолли, а также имея за плечами и собственный опыт, приобретенный в красносельской клинике Беккера, Сергей Сергеевич преображает психиатрическую больницу на Девичьем поле. Благо она начала работать вот только что, и старые порядки не успели стать традицией. Убираются цепи и ремни, с оконных рам снимаются решетки, а на месте изоляторов оборудуются квартиры ординаторов и химическая лаборатория. Принцип no restraint воплощается тут в полной мере — и затем экстраполируется (будем откровенны: где-то больше, где-то совсем чуть-чуть) и на другие сумасшедшие дома Российской империи.

Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

Кстати, когда в 1895 году в штате Коннектикут приняли закон о браке (по этому закону душевнобольных полагалось стерилизовать и кастрировать, и к этому закону мы ещё вернёмся), Корсаков выступил резко против — мол, изуверские методы вы предлагаете, господа!

Формирование российской школы психиатрии: Сергей Сергеевич Корсаков.

Сергей Сергеевич ушел из жизни на пике карьеры 1 мая 1900 года: сердце. Было ему на тот момент 46 лет. Не будем о том, сколько он мог бы ещё открыть, изучить и организовать — эту работу продолжили ученики и соратники, и далее скажу несколько слов о них.

***

P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  Амеры в очередной раз нас унизили – на этот раз с геями. Приняли антиморальный, хотя и человеколюбивый закон. А может ли, вообще, мораль не быть человеколюбивой? То есть – быть человеконенавистнической? Да сколько угодно. Когда она тянет в завтра вчерашний день. А она, мораль т ...
Как человек, травмированный огородным детством в деревне и немножко дачей, я сразу решила: никаких грядок на моем приусадебном участке не будет, а теплицы тем более! Только газон, из которого будут торчать пионы, крокусы, мангал и садовые качели. Разве я много прошу, Господи?! Всего-то пят ...
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. В саду, где пели зяблики Сегодня — посмотри! — Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. Н. Некрасов. Помните это ...
https://www.thelancet.com/action/showPdf?pii=S2666-5247(21)00069-0 Британские учёные, таки из Оксфорда, причём из эпидемиологи, таки пишут, что эффективность вакцин заявляется неправильно, ибо она рассчитана отностительно абсолюной заразности (100% риск заболевания), а надо ...
...